Сибирь / Точка зрения 7 апреля 2009 г. 14:48

Серые и злые

Interfax-Russia.ru - Регионы Сибири все чаще заявляют о необходимости усиления борьбы с волками, популяции которых местами выросли в разы.

Всем, наверное, известно выражение "с волками жить - по-волчьи выть". Новейшая история показывает, что с волками надо не жить, с волками надо бороться. Если же этого не делать, то через несколько лет бездействия можно получить то, что как раз и имеют регионы СФО сегодня.

"Забайкалье нуждается в эффективных программах снижения численности волков", - заявила в начале апреля губернаторская пресс-служба. По данным властей, популяция волков, численность которой растет из года в год, наносит многомиллионный ущерб хозяйству Забайкальского края. В прошлом году волки уничтожили более 20 тыс. изюбрей, лосей, косуль, кабарги, тысячи зайцев, пернатой дичи и их молодняка. Попутно они уничтожали скот, лошадей, коз, свиней из коллективных и личных хозяйств - ежегодное уничтожение крупного рогатого скота и лошадей оценивается в 200 голов. Ежегодно они также загрызают несколько тысяч овец, сотни свиней и коз. Ущерб, нанесенный только животноводству Забайкальского края, вырос с 3 млн рублей в 2005 году до 6 млн в 2008, отмечается в сообщении. Если в 2007 году волков в Забайкалье было 4 тыс., то в 2008-ом уже 5,7 тыс. особей. "Если программы сокращения численности волков не будут профинансированы, можно ожидать нападения хищников на населенные пункты", - предупреждает пресс-служба.

В Республике Алтай из-за большого количества снега, выпавшего в минувшую зиму, волки спустились в долины и стали настоящим бедствием для животноводов, сообщили агентству "Интерфакс-Сибирь" в республиканском министерстве сельского хозяйства. Особенно свирепствуют серые хищники в Кош-Агачском, Улаганском, Усть-Коксинском и Чойском районах.

Например, в январе в Жана-Аульском сельском поселении Кош-Агачского района волки за полчаса задавили 80 овец частного сектора. За весь 2008 год в этом районе хищники задавили 50 голов крупного рогатого скота, 164 овцы и 106 лошадей. В Улаганском районе в 2008 году урон от волков составил около 1 тыс. овец, 100 голов крупного рогатого скота и 200 лошадей. Подчеркнем, что речь идет о маленькой республике, для которой это отнюдь не маленькие цифры. За два месяца этого года местные охотники уничтожили около 100 волков, получив вознаграждение за одну голову от 4 до 5 тыс. рублей, однако существенного влияния на возросшую популяцию подобный отстрел не оказал, признают в министерстве.

Томская область, в которой численность серых хищников за 13 лет снизилась в 4 раза, в этом году… прогнозирует рост волчьего поголовья на 30%. Сейчас местная волчья "диаспора" насчитывает порядка 385 особей, что для других сибирских регионов, безусловно, недостижимая привлекательная цифра. В обладминистрации подчеркивают, что нормализовать численность волков им помогла отработанная система контроля. В 2004 году были утверждены меры поощрения охотников: премия за уничтожение самки - 2,5 тыс. рублей, самца - 2 тыс. рублей, щенка - 1 тыс. рублей. Однако с тех пор суммы поощрений не менялись. Для сравнения: ущерб от одного взрослого волка может составлять до 100 тыс. рублей, и то только в том случае если он зарежет в год 5-7 лосей. Если же приплюсовать урон, который хищники наносят домашним животным, то сумма ущерба возрастет многократно.

Всем еще памятен случай в Хакассии, когда волк покусал людей и домашний скот. Весной прошлого года непрошенный гость совершал набеги на домашние подворья местных жителей одного из сел Ширинского района. По данным ветеринарного инспектора, было покусано 7 овец, 2 теленка, 17 поросят, 4 свиньи, а также чабан и два жителя деревни. Один из пострадавших был в итоге госпитализирован в районную больницу.

Еще в одной сибирской республике - Туве - местные власти попросили федеральный центр разрешения в исключительных случаях использовать яд для сокращения численности волков. По словам министра сельского хозяйства Валентина Ендана, опубликованным на официальном сайте, в каждом из 17 районов республики за два месяца зимовки потеряно до 500 голов скота. Несмотря на то, что правительство Тувы ежегодно выделяет деньги на отстрел хищников, этот традиционный способ борьбы ощутимого результата не приносит. Сейчас популяция хищников составляет 2 тыс. 500 особей - в два раза больше, чем было в 2005 году.

Охотнадзор Иркутской области тоже обеспокоен ростом численности волков - она в два раза превысила допустимую норму. Как сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" главный специалист-эксперт отдела охотнадзора Управления Россельхознадзора по Иркутской области Юрий Яковлев, для Иркутской области оптимальный вариант - 1-1,5 тысячи волков, а сейчас их насчитывается около 3,5 тысяч.

Рост волчьего поголовья приводит к тому, что сокращается его "кормовая база", и в поисках пропитания хищники выходит к деревням. Реальную угрозу усиливает то, что волки являются естественными переносчиками бешенства. Массовые заболевания животных уже зарегистрированы в Хакасии и Красноярском крае.

Все, кто занимается волчьей тематикой, единодушны в одном - ситуацию может исправить увеличение премий охотникам и, самое главное, снятие запрета на применение яда фторацетата бария в приманках для волков.

"В Якутии, где плата за волчью шкуру составляет 10 тысяч рублей, с численностью популяции все нормально, - пояснил Interfax-Russia.ru заместитель начальника управления социального развития села министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края Олег Дегтярев. - В Забайкалье же платят в два раза меньше". Между тем, серая стая, безусловно, никого не ждет под воротами, выслеживание и отстрел волков даже у опытных охотников занимают несколько дней. Для удачной охоты им необходима спецтехника и затраты на ГСМ.

Однако другую причину роста волчьей популяции - запрет яда - охотоведы считают еще более значимой. "Фторацетат бария в 2005 году не был зарегистрирован в российском регистре потенциально опасных химических и биологических веществ, - говорит Дегтярев, - регистрация тогда стоила достаточно дорого для завода-изготовителя в Ангарске. Исключив из работы этот яд, который использовался с 60-х годов прошлого века, мы лишились эффективного средства борьбы с волками. Сейчас наши ученые-химики синтезировали новый яд, но пока их разработка - в стадии получения патента".

Между тем, в российском отделении Фонда охраны дикой природы (WWF) имеют свою точку зрения по поводу методов регулирования численности волчьей популяции. "Использование ядов в борьбе с этим хищником ни в коем случае недопустимо, - сказал Interfax-Russia.ru координатор программ по сохранению биоразнообразия WWF Владимир Кревер, - яд поедают другие животные, все, кого так или иначе привлекают мясные приманки". В качестве возможного разрешения непростой ситуации эксперт видит реанимацию системы компенсаций населению за погубленный волками скот, подобная система существовала еще недавно.

"Авиация для отстрела волков сейчас практически не применяется из-за дороговизны полетов, - говорит Владимир Кревер, - охотников-волчатников тоже практически не осталось: волка убивают попутно, как правило, охотясь на других животных, поэтому увеличение премий не нормализует ситуацию".

Значит ли это, что выхода из волчьей западни нет? Видимо, да. "Стоит учитывать, что человеку полностью уничтожить волка - это умное выносливое животное - никогда не удастся ", - говорят в WWF. Но если в кабинетах эта информация воспринимается более или менее спокойно, то жителям глухих сибирских деревень от нее, вероятно, выть хочется.

Обозреватель Любовь Третьякова