Сибирь / Точка зрения 22 июля 2013 г. 11:11

Воспитают профессионалов

Interfax-Russia.ru – Школу гостеприимства европейского уровня, где будут готовить специалистов ресторанного и гостиничного бизнеса, планируют создать в Красноярске.

Российско-французскую школу гостеприимства европейского уровня планируется открыть на базе Сибирского профессионального лицея N18 – одного из немногих учреждений города, занимающегося подготовкой и повышением квалификации профессиональных поваров, официантов, кондитеров, барменов, сомелье, пекарей и продавцов.

Как пояснили в пресс-службе министерства образования и науки Красноярского края, данный проект планируется реализовать в рамках соглашения между Торгово-промышленной палатой Воклюза (Франция) и Центрально-Сибирской Торгово-промышленной палатой. Целью соглашения является создание стратегического партнерства и развитие долгосрочного сотрудничества между двумя организациями, а также участие последних в совместных проектах, важных для развития экономики двух территорий. Этот документ стороны подписали 25 июня.

"С инициативой открыть в Красноярске Школу гостеприимства выступило само руководство лицея. С таким предложением директор учреждения обратилась в министерство образования и науки Красноярского края, которое, в свою очередь, связалось по данному вопросу с французской стороной", - пояснила Interfax-Russia.ru представитель пресс-службы ведомства Надежда Квитковская.

Французам идея понравилась. В качестве партнера для красноярского лицея Торгово-промышленная палата Франции порекомендовала одну из государственных школ города Авиньон, где обучают специалистов для индустрии питания и гостеприимства. Эта французская школа имеет хороший международный опыт сотрудничества с учебными заведениями других государств.

"Потребность в специалистах ресторанного и гостиничного бизнеса в крае существует. Нам необходимо детально проработать проект по созданию Школы гостеприимства, чтобы понимать, содержание программы, кадровый потенциал, объем финансов, и какую материально-техническую базу необходимо подготовить", - сообщила министр образования и науки Красноярского края Светлана Маковская.

Для этого в Красноярск прибыла специальная делегация из Франции во главе с директором по развитию образовательных программ Торгово-промышленной палаты Воклюз (Франция) Эрве Брюжа. Французы подготовят оценку материальных и кадровых ресурсов училища, а также проанализируют сегодняшнюю ситуацию на краевом рынке услуг и гостеприимства. К 15 сентября лицей получит результаты аудита, затем специалисты приступят к разработке поэтапного плана реализации проекта.

"Наша общая задача – постепенно модернизировать лицей. Желательно, чтобы на территории учебного заведения был открыт ресторан и гостиница, чтобы обучение специалистов проходило на месте. С нашей стороны мы готовы консультировать дирекцию лицея по развитию существующей учебно-материальной базы, консультировать по методике преподавания, проводить обучение и стажировку преподавателей, участвовать в обучении студентов", - пояснил представитель французской Торгово-промышленной палаты Брюжа.

По словам Маковской, основная цель данного проекта - улучшение качества подготовки специалистов для рынка услуг гостеприимства города и края, а также изменения имиджа и повышения привлекательности профессий общественного питания.

По данным министерства, в настоящее время в краевом центре специалистов по направлению "гостеприимство" обучает только один вуз. Еще 21 учебное заведение готовит начальную линейку профессионалов по ресторанному бизнесу. В тоже время, многие предприниматели говорят о необходимости повышения уровня подготовки кадров в этой отрасли.

"Кадровый голод для данной отрасли в Красноярске сегодня просто дикий. Очень тяжело найти квалифицированный персонал, ведь мало кто из молодежи в наши дни стремится получить рабочую специальность. В ресторан в основном приходят работать студенты, чье направление обучения никак не связано с ресторанным бизнесом. Для них это только подработка, в продвижении в этой профессии они не заинтересованы, что, конечно, сказывается на качестве обслуживания клиентов", - сообщил Interfax-Russia.ru известный красноярский ресторатор, соучредитель ресторанной сети "Чемодан" Дмитрий Степанов.

"Я считаю, что школа гостеприимства могла бы стать хорошим началом на пути исправления сложившейся ситуации. Я буду рад, если такое учебное заведение появится в Красноярске", - добавил он.

Того же мнения придерживается и директор ресторана "Хозяин тайги" Лариса Сойкина.

"Хорошие специалисты ресторанного дела востребованы на все 250%. В Красноярске сегодня вообще нет квалифицированных кадров. У молодежи обычно уровень подготовки просто никакой. Притом, если теорию кто-то еще как-то учил и помнит, то на практике – полный ноль. Доходит до того, что повара режут себе руки, чистить картошку не умеют. Не лучше подготовка и у официантов. Поэтому нам самим приходится их обучать", - сказала она.

В целом, как отметила директор ресторана, молодые люди сегодня неохотно идут на рабочие специальности, сразу стараются попасть на должность администратора, даже если заканчивали поварские курсы.

"Я думаю, что это связано с тем, что такие профессии как повар или официант считаются не престижными", - считает Сойкина.

Еще одна проблема, с которой, по словам собеседницы Interfax-Russia.ru, руководители ресторанов, постоянная текучка кадров.

"С молодыми очень сложно. Пришли, поработали несколько дней и пропали. Мне кажется, у многих просто нет четкости понимания, что дает им эта профессия и зачем они ее получали", - сетует директор "Хозяина тайги".

"Очень хочется надеяться, что школа гостеприимства поднимет престиж рабочих профессий в глазах молодежи, и ребята начнут понимать, чему и зачем они учатся", - добавила она.

Между тем, не менее остро проблема нехватки квалифицированных кадров стоит и в местном гостиничном бизнесе.

"Сегодня сложно найти хороших специалистов. За тех немногих, что есть в нашем городе, работодатели держаться крепко, и переманить их ни большей зарплатой, ни лучшими условиями труда не получается. Поэтому нам зачастую приходится брать неопытных работников и самим их обучать", - сообщил Interfax-Russia.ru руководитель службы приема и размещения гостиницы "Сибирский сафари клуб" (Красноярск) Дмитрий Потапов.

По его словам, в настоящее время специалистов гостиничного бизнеса в Красноярске готовит только одно учреждение – местный институт туризма. Но, к сожалению, как отметил собеседник Interfax-Russia.ru, такая подготовка оставляет желать лучшего.

"К нам приходят выпускники этого института, но подготовка у них просто никакая. Они вообще не понимают, что такое гостиница. Это одинаково касается тех, кто приходит на позицию как администраторов, так и горничных. Вот и приходится их заново всему учить", - сказал он.

По словам Потапова, обучение вновь прибывших сотрудников специалисты гостиницы проводят в соответствии со своими собственными стандартами. В среднем на подготовку каждого новичка уходит 2-3 недели.

"Конечно, это очень большие временные затраты, особенно в высокий сезон (с сентября по март - ИФ), когда на счету каждые свободные руки", - посетовал администратор гостиницы.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"