Сибирь / Точка зрения 28 февраля 2014 г. 10:52

Воздушный экспресс

Interfax-Russia.ru – Новосибирские ученые разработали проект высокоскоростного "летающего поезда", способного разгоняться до 600 км/час.

Запустить в России новый вид транспорта предложили научный руководитель Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина, профессор Алексей Серьезнов и профессор кафедры менеджмента на транспорте инженерно-экономического факультета Сибирского госуниверситета путей сообщения, президент ООО "Консалтинг и новые технологии" Виктор Соколов. Обратившись к опыту своих советских коллег, одними из первых в мире создавших экранопланы и экранолеты, ученые разработали современную модель уникального "летающего поезда", который передвигается на воздушной подушке.

"Принцип передвижения этого аэроэстакадного транспорта основан на так называемом экранном эффекте. Еще в начале 20-х годов прошлого века ученые заметили, что самолеты, находящиеся на небольшой высоте, будто бы не хотели садиться. Как оказалось, посадить воздушное судно быстро и легко мешал плотный слой воздуха, образовавшийся между машиной и землей. Этот эффект назвали экранным. Еще одним открытием стало то, что при полете на экране у самолета резко уменьшался расход топлива", - рассказал Interfax-Russia.ru Виктор Соколов.

Столь ценное знание, конечно же, не могло пройти мимо научного сообщества. В советские годы на основе экранного эффекта в конструкторском бюро Ростислава Алексеева был создан экспериментальный экраноплан "КМ" ("Корабль-макет"), за свое место службы и внушительные размеры прозванный американскими разведчиками Каспийским монстром. Но если советские эксперименты были ориентированы исключительно на военные нужды, то во Франции примерно в то же время появился вполне мирный аэроэстакадный поезд, который двигался со скоростью свыше 400 км/ч. Однако после смерти тогдашнего президента Пятой республики Шарля де Голля проект был закрыт, а конструктор Жан Бертен, подаривший стране первый и пока что последний в ее истории "воздушный поезд", вскоре умер.

Спустя годы идеей создания таких поездов заинтересовались высокотехнологичная Япония и перенаселенный Китай. Правда, там решили развивать сверхскоростные поезда маглев (от словосочетания - магнитная левитация), управляемые силой электромагнитного поля. В отличие от традиционных поездов такой состав в процессе движения не касается поверхности рельса. Так как между поездом и поверхностью полотна существует зазор, трение между ними исключается, и единственной тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление. Несколько лет назад маглев, построенный по проекту Московского института теплотехники, пытались внедрить в РФ. Однако опыт оказался не совсем удачным, и проект свернули.

"Будущее нашей страны с ее огромными расстояниями за экранопланами. Они намного дешевле и технологически проще своих "электромагнитных" собратьев. Тем более сегодня с появлением новых материалов и технологий у нас есть реальная возможность воплотить в жизнь эту давнюю мечту", - уверен собеседник Interfax-Russia.ru.

По его словам, на первом этапе реализации проекта в качестве основы для "летающего поезда" можно было бы использовать корпуса (фюзеляжи) списанных ТУ-154, ЯК-40 или других устаревших самолетов, укомплектовав их современными двигателями.

"Фюзеляж, освобожденный от крыльев, хвоста и колес, ставится на специальную платформу-крыло, которая будет двигаться на воздушной подушке над эстакадой. Причем, в зависимости от типа воздушного судна можно осуществлять как пассажирские, так и грузовые перевозки", - пояснил Соколов.

Создание "летающего поезда" позволит не только повторно использовать существующее оборудование, но и применить в проекте новые отечественные технологии.

"Возьмем, к примеру, эстакаду. Что нужно для ее создания? Во-первых, железобетонные сваи, а это значит, начнет развиваться производство железобетона. Во-вторых, металл - новый рынок сбыта для металлургов. В-третьих, сваебойная техника - гидромолоты, созданные гениальным новосибирским конструктором Виктором Кувшиновым. В-четвертых, полотно эстакады предполагается делать из тонкого листа металла, покрытого сверхвысокомолекулярным полиэтиленом. Таким образом, только один компонент транспорта - эстакада - "тянет" за собой множество новых производств", - заявил "Российской газете" Виктор Соколов.

По мнению ученого, одним из самых перспективных направлений может стать именно производство сверхвысокомолекулярного полиэтилена, разработанного Институтом катализа СО РАН.

"Он обладает рядом полезных свойств - к нему не прилипает снег, на нем не скапливается вода, не образуется наледь. Несколько лет назад опытное производство этого материала открывалось в Томске, однако потом производство посчитали невостребованным и закрыли", - пояснил изобретатель.

В целом, по подсчетам ученых, доходы российского бюджета от новых производств могут составить не менее половины прибыли от сегодняшнего годового экспорта нефти. При этом транспорт создаст основу для уникального промышленного развития страны, расширения ее внутреннего рынка, мобильности населения.

Что же касается стоимости самого проекта, то, по самым предварительным подсчетам, при массовом строительстве 1 километр путей для аэроэстакадного транспорта с учетом расходов на подвижной состав, вокзалы и депо будет стоить $5 млн (для сравнения: 1 км железной дороги для скоростного поезда "Сапсан" обходится в 37 млн евро).

"Но главное не стоимость, а период окупаемости. К примеру, если построить такую трассу на Новосибирский Академгородок, проект окупится всего за 4 года. Такой же экономический эффект можно ожидать и от магистральных трасс. В итоге создание и обслуживание такой транспортной инфраструктуры обойдется дешевле строительства метро или железной дороги", - подчеркнул собеседник Interfax-Russia.ru.

Как пояснил эксперт, основная проблема железнодорожного транспорта - убыточность пассажирских и пригородных перевозок из-за высокой стоимости подвижного состава и его эксплуатации.

По подсчетам Соколова, традиционный купейный вагон состоит из 20-25 тонн железа и еще тонны полезного груза. Колеса разрушают рельсы, в результате требуется постоянный ремонт и того, и другого. Не намного лучше эта характеристика и у немецких "Сапсанов".

"Летающий поезд" дешевле в эксплуатации: у него нет колес, благодаря воздушной подушке вес распределен равномерно на всю площадь эстакады. И сами эстакады гораздо легче капитальных железнодорожных мостов: это тонкий слой металла, покрытый легким полиэтиленом", - сказал ученый.

Среди других преимуществ экранопланов Соколов назвал их безопасность, надежность, всесезонность, экологичность и доступность для населения (ввиду относительно невысоких затрат на создание транспортной сети и ее быстрой окупаемости не придется компенсировать стоимость проекта за счет стоимости билетов). Кроме того, "летающие поезда" могли бы разгрузить городские дороги, федеральные трассы, сэкономить время в пути и связать города, расположенные за тысячи километров друг от друга.

"Технические исследования в аэродинамической трубе показали, что 600 км/час – это реальная скорость для нашего экраноплана. В то время как Сапсан с заявленной скоростью 300 км/час в реальности разгоняется лишь до 150-200. С созданием такой транспортной сети можно объединить множество городов, остановить миграционный отток с востока на запад страны и решить проблему моногородов", - уточнил специалист.

Кроме того, как считает разработчик, опробовав технологию у себя, ее можно было бы выгодно продать за рубеж.

Впрочем, на сегодняшний день проект еще не был представлен широкой публике и инвесторов у него пока нет. Однако, по словам Виктора Соколова, интерес к разработке уже проявили США и Китай. Впрочем, делиться своими наработками с другими государствами автор пока не спешит, надеясь на внимание со стороны российского правительства.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"