В России завершилось общественное обсуждение законопроекта "Об образовании в РФ". Проект новых образовательных стандартов, предложенный Минобрнауки РФ, вызвал оживленную дискуссию в стране. По данным экспертов, в течении двух месяцев - с 1 декабря 2010 г. по 1 февраля 2011 г. - было получено 10 тыс. 908 замечаний. Предполагается, что новый закон заменит два действующих документа - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В документе будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное начальное, среднее, высшее и дополнительное.
Свою профессиональную точку зрения о перспективах реализации в образовательной сфере государственного стандарта нового поколения, дальнейших перспективах сдачи ЕГЭ предложили агентству "Интерфакс-Юг" министр общего и профессионального образования Ростовской области Игорь Гуськов и руководитель региональной службы Ростобрнадзора Надежда Толстикова
Министр общего и профессионального образования Ростовской области Игорь Гуськов:
- В текущем году все общеобразовательные учреждения Ростовской области принимали участие в экспертизе и обсуждении федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования(ФГОС).
Первоначально представленный вариант ФГОС среднего (полного) общего образования вызвал много нареканий, особенно в части требований к содержанию образовательной программы, включающей только четыре обязательных предмета (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, Россия в мире и индивидуальный учебный проект). Сегодня можно констатировать, что ФГОС после корректировки по результатам обсуждения и экспертизы новой редакции имеет значительно меньше недочетов.
Несомненным достоинством нового стандарта является планирование формируемых универсальных учебных действий при изучении предметной информации, это позволит учителю грамотно и результативно провести урок, организовать на нем работу по сравнению, сопоставлению, классификации изучаемых объектов. ФГОСы средней школы включает три группы требований к стандартам: требования к структуре основных образовательных программ, к результатам освоения основных образовательных программ, к условиям реализации основных образовательных программ среднего (полного) общего образования.
Внесены конкретные изменения в требования к структуре основных образовательных программ, указаны направления программ отдельных учебных предметов, разработаны направления программ воспитания и социализации обучающихся, программы работы с учащимися с ограниченными возможностями и инвалидами, описан учебный план среднего (полного) общего образования.
В требованиях к результатам основных образовательных программ разъяснены межпредметные понятия, универсальные учебные действия, способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, владение навыками проектной и социальной деятельности, совместная деятельность, умение самостоятельно составлять планы. Отработаны ключевые теории, понятия, способы деятельности совокупности предметов из одной области, мировоззренческие, воспитательные и развивающие задачи общего образования, формирование общей культуры на всех уровнях. В требованиях к условиям реализации основных образовательных программ доработаны требования к кадровым и финансовым условиям реализации основной образовательной программы, предусмотрены требования по созданию условий организации образовательного процесса для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями, финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы. Необходимо отметить, что финансовое обеспечение осуществляется исходя из расходных обязательств на основе государственного (муниципального) задания учредителя, если речь идет о бюджетных и автономных учреждениях и по смете в казенных учреждениях.
Учебный план среднего (полного) общего образования определяет максимальный объем нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей. Гарантируется обеспечение нагрузки обучающегося в объеме не менее 30 часов и не более 36 часов в неделю. В учебный план среднего (полного) общего образования должно входить не менее 9(10) обязательных учебных курсов, в том числе три обязательных предмета для всех уровней: "физическая культура", "основы безопасности жизнедеятельности", "Россия в мире", а также индивидуальный учебный проект.
Остальные 6 (7) обязательных для изучения предметов учебного плана можно выбрать из предметов на интегрированном уровне: "русская словесность", "обществознание", "математика и информатика", "естествознание", предметов на базовом уровне: "русский язык и литература", "иностранный язык", "история", "география", "математика", "информатика", "физика", "химия", "биология", "экология", предметов на профильном уровне: "русский язык и литература", "иностранный язык", "история", "география", "экономика", "право", "физика", "химия", "биология", "математика", "информатика".
Вместе с тем, вызывает обеспокоенность отсутствие в проекте стандарта самостоятельных учебных курсов "русский язык" и "литература" на профильном или базовом уровне. Объединение этих предметов в один интегрированный курс предполагает полный пересмотр существующей нормативно-методической базы.
Необходимо более четко прописать отличительные особенности предметных результатов на базовом и профильном уровнях. ФГОС нового поколения определяет, что предметные результаты на профильном уровне должны быть ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному предмету. В данном документе они за небольшим исключением дублируют друг друга, или вводятся как новые курсы: экономика, право…
Новый проект ФГОСов средней школы можно принять за основу для дальнейшего его обсуждения, экспериментально апробировать его в некоторых регионах для тщательной доработки на соответствие авторской Концепции ФГОС нового поколения.
Хотел бы отметить, что Ростовская область в составе 14 субъектов РФ принимала участие с 1 сентября 2008 года в апробации стандартов федерального государственного образовательного стандарта общего образования. На Дону сформирован Региональный центр по апробации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. С 1 сентября 2010 года стандарты введены в 657 первых классах общеобразовательных учреждений области, в которых обучаются более 14,8 тысяч учащихся, а всего по данным стандартам начального образования в 1-3 классах обучается более 21,6 тыс. детей.
Начиная с 2009 года, выпускники школ Дона в штатном режиме сдают единый государственный экзамен по двум обязательным предметам: русскому языку и математике. Допуск к экзаменам осуществляется в том случае, если они не имеют неудовлетворительных годовых оценок по всем предметам учебного плана.
Экзаменационные материалы по ЕГЭ сформированы таким образом, что оценивание знаний и способностей ученика происходит более объективно, чем традиционные виды экзаменов. Оценивание происходит по более широкой шкале баллов (100), нежели стандартные экзамены (фактически 4), что делает возможным выявлять лучших из лучших. Ежегодно министерство анализирует результаты сдачи ЕГЭ на территории области как в разрезе муниципальных образований области, так и образовательных учреждений.
Предъявляемые требования к процедуре проведения ЕГЭ улучшают качество образования, способствуют повышению квалификации педагогов и требований, предъявляемых к учебной литературе.
Руководитель Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (Ростобрнадзора) Надежда Толстик:
- Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (далее – Ростобрнадзор) в пределах предоставленных ей полномочий по контролю качества образования проводит плановые и внеплановые проверки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям (далее – образовательный стандарт).
На сегодняшний день Ростобрнадзор в своей деятельности при проведении контрольно-надзорных мероприятий руководствуется действующими образовательными стандартами.
Большинство общеобразовательных учреждений области организуют образовательный процесс в соответствии со стандартами, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и только около двадцати пяти процентов школ внедряют стандарты, так называемые второго поколения, в начальной школе.
Как известно, федеральный план действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы предусматривает сроки поэтапного введения в практическую деятельность образовательных учреждений федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Например, стандарты основного общего образования (5-9 классы), которые утверждены министерством образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897, вводиться будут следующим образом: с 2012 по 2015 годы по мере готовности образовательных учреждений будет проходить этап введения стандартов, а с 2015 года данный стандарт станет обязательным для учащихся основной школы Российской Федерации.
Таким образом, Рособрнадзор будет использовать образовательный стандарт второго поколения в качестве нормативного документа только завершения этапа введения их в образовательный процесс.
Надежда Задорожная, заместитель директора МОУ гимназия № 34 имени Д.М. Чумаченко, Ростов-на-Дону:
- Говорить о положительных сторонах образовательного стандарта второго поколения не представляется необходимым, поскольку позитивные аспекты реформирования процесса школьного образования обсуждались не раз. Необходимость изменения существующей системы, действительно, назрела и является настоятельным требованием времени. Хотя судить о том, как на практике будет проходить реализация второго стандарта образования в системе среднего полного образования в настоящее время представляется весьма сложным.
Тем не менее, в предложенной концепции ФГОС, один недостаток, с моей точки зрения, является крайне весомым, если не сказать – глобальным. Речь идет об отведенной в новой образовательной концепции роли предметам "русский язык" и "литература". По сути, сформированный из них общий курс "русский язык и литература" на базовом и профильном уровнях обучения, даже при условии наличия на интегрированном уровне предмета по выбору "русская словесность", резко уменьшает объем учебного материала. Прямым следствием этого видится существенное снижение качества подготовки учащихся по этим двум, самостоятельным на сегодняшний день, дисциплинам. По моему убеждению, такого развития событий необходимо избежать, поскольку предметы "русский язык" и "литература" являются не только образовательными курсами, но и мощными инструментами формирования личности школьников. Эти предметы определяют, в конечном итоге, национальное самосознание учащихся, во многом задают определенные социально-нравственные императивы, которые способствуют дальнейшей успешной интеграции личности в социальную среду. С точки зрения концепции средней общеобразовательной школы как одного из инструментов поддержания и дальнейшего развития уровня общественного здоровья, предложенное в ФГОС решение вопроса с русским языком и отечественной литературой представляется весьма неоднозначным. В этом аспекте данная модель, по моему мнению, требует пересмотра с целью выработки более эффективного решения.
Сергей Чернышов, учитель истории, Ростов-на-Дону:
- В современном обществе ежегодно растут объемы информации, темпы ее обмена. Школьники, как молодая, активная и психологически мобильная часть общества, интенсивно участвует в современных процессах обмена информацией. Для них это естественно. Одним из следствий этого является формирование у школьной молодежи модели прикладного отношения к получаемой информации.
Дети с ранних лет привыкают "фильтровать" большие объемы данных по степени актуальности, интересности, полезности лично для них тех или иных сведений. Иначе и быть не может: сознание, таким образом, приспосабливается к функционированию в информационном поле "высокой напряженности". Многое из той информации, что предоставляется учащимся в школе, отсекается тем же фильтром, как неактуальное. В этой связи реформа системы школьного образования, безусловно, представляется необходимой. Необходимо применение новых методик, в частности, персонализации учебной информации, для того чтобы она смогла пройти фильтр каждого школьника, была распознана им как полезная к усвоению.
Например, для старшеклассников прикладной аспект предметов, изучаемых в школе, первостепенен. Для большинства из них классическое образование, на котором строились прежние стандарты школьного обучения, не является актуальным. Значит, при работе с учениками 10-11 классов следует ориентироваться именно на прикладную базу, теоретические знания и практические навыки, которые пригодятся конкретным учащимся в дальнейшей жизни. В федеральных государственных стандартах второго поколения необходимость профильного образования для старшеклассников учитывается на практике.
Однако вынести окончательную оценку новому ФГОС в настоящее время пока не представляется возможным. Многое будет зависеть от того содержания, которым будет заполнена новая форма обучения. В качестве примера можно рассмотреть один из обязательных предметов нового стандарта "Россия в мире". Для формирования гражданского сознания юных жителей нашей страны подобный предмет весьма важен. Но для того, чтобы он давал необходимый эффект, необходимо определиться, насколько широкий спектр вопросов он будет затрагивать.
Если предмет будет представлять смесь истории, географии, природоведения и культурологи, то, на мой взгляд, школьники вполне могут потеряться в таком обилии данных. Тем более, если учитывать личный информационный фильтр. В этом случае, по моему мнению, следует создать более локализованную программу, в которой бы делался упор на конкретную тематику, а остальные знания давались лишь обзорно. Ведь та же самая культурология даже для студентов вузов является весьма непростым предметом.
Таким образом, при обсуждении ФГОС второго поколения для среднего (полного) общего образования, мне представляется наиболее важным уделить максимум внимания не форме образовательных стандартов, а содержанию учебной программы, которая их наполнит. Предложенная реформа, даже в ее текущем виде представляется достаточно интересной и эффективной, при условии формирования новых учебных программ, учитывающих особенности как самого стандарта образования, так и высоких требований к образовательному уровню выпускников средних школ.