В Ростовской области начались общественные слушания новой редакции "Стратегии-2020"

29 августа губернатор Василий Голубев дал старт общественным слушаниям обновленной стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года. О необходимости пересмотреть многие базисные установки первоначального варианта документа, разработанного и принятого еще в 2007 году, глава региона заявил в январе нынешнего года.

Публичные слушания обновленной стратегии будут проходить в регионе до ноября. После внесения правок и дополнений экспертов, специалистов, граждан документ будет вынесен на утверждение законодательного собрания в ноябре 2011 года.

Губернатор Ростовской области Василий Голубев, министр экономического развития региона Владимир Бартеньев, проектор по экономике Южного федерального университета Алексей Архипов и президент Союза работодателей Ростовской области Сергей Рызенко прокомментировали проект стратегии.

Губернатор Ростовской области Василий Голубев:

Финансово-экомический кризис заставил переосмыслить многие процессы, многие базисные посылы, которые были закреплены в первоначальном варианте областной стратегии. Приведу пример: одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в годы кризиса отраслей экономики оказалось производство пищевых продуктов. В 2009 году рост производства в этом сегменте составил 8,4% к 2008 году, в 2010-м - около 5% к 2009 году. За 6 месяцев 2011 года – еще плюс порядка 7%. Очевидно, что АПК и перерабатывающая промышленность оказались наиболее устойчивыми и сегодня являются реальным фактором роста экономики.

В действующем варианте стратегии определено 4 основных процесса, которые обеспечивают экономический рост.

Проект стратегии учитывает выделение из состава ЮФО Северо-Кавказского федерального округа, разработку стратегии социально-экономического развития ЮФО в новых границах.

Реализация модели развития, предлагаемой в рамках обновленной стратегии, должна повысить эффективность экономики и общественных институтов, позитивно отразиться на социально-экономическом положении нашей области. Ростовская область – уникальный регион, на котором мгновенно сказываются все изменения, происходящие в стране. Мы должны за этим не опаздывать. Очень важно, чтобы программа развития на каждый конкретный год была и реальна, и выполнима. Тогда мы будем идти в ногу с этой стратегией.

Главная задача, которую призвана решить стратегия, заключается в кардинальном улучшении качества жизни жителей Ростовской области.

Для разработки проекта стратегии было создано 7 рабочих групп по отраслевым направлениям. Координировало работу министерство экономического развития области. Широкое обсуждение стратегии позволит значительно расширить количество экспертных мнений, улучшить качество документа.

Министр экономического развития Ростовской области Владимир Бартеньев:

Обновленная стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года позволила более полно учесть возможности и потребности долгосрочного развития региона, уйти от декларации общих подходов, характерных для развития любого субъекта РФ.

В ходе доработки стратегии, утвержденной в 2007 году, содержательно дополнен раздел, посвященный конкурентным преимуществам области. В нем выделен подраздел, дающий представление о специализации Ростовской области в системе общероссийского рынка труда, а также на рынках ЮФО и СКФО.

Перечень разделов, характеризующий экономический потенциал Дона, дополнен такими отраслями, как металлургия и химия, доля которых в общем объеме производства обрабатывающей промышленности сегодня значительна, и они имеют хорошие перспективы для увеличения притока инвестиций и роста объема выпускаемой продукции.

В обновленной стратегии также добавлен раздел, посвященной добыче и переработке полезных ископаемых и, прежде всего, угля. Это позволило ликвидировать пробел в первоначальном варианте стратегии, связанный с отсутствием понимания перспектив развития отрасли, традиционной для нашего региона.

В проекте документа раздел, посвященный сфере услуг, дополнен подразделами "потребительский рынок" и "финансово-банковский сектор". Предприятия, осуществляющие деятельность на потребительском рынке, формируют сегодня порядка 20% валового регионального продукта. Сегодня в отрасли занято 25% всех работников в области. Поэтому в обновленном варианте стратегии в отдельную тему выделено и подробно расписано состояние дел, ключевые проблемы, риски, цены, задачи долгосрочного развития, а также механизмы региональной политики.

В настоящее время Ростовская область является лидером Юга России по результатам работы финансово-банковского сектора. Область характеризуется наибольшим количеством выданных кредитных средств по сравнению с другими регионами. Объем страховой премии и выплат по договорам страхования более чем в 2 раза превышает все другие субъекты ЮФО и СКФО. На Дону работает наибольшее количество банков, страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. С учетом наличия развитой инфраструктуры фондового рынка Ростовская область имеет все предпосылки для того, чтобы в обозримой перспективе стать финансовым центром Юга России.

Инфраструктурное развитие области дополнено разделом, посвященным информационно-коммуникационной инфраструктуре и связи, а также подразделом, определяющим перспективы газификации области. Отсутствие формализованной стратегии развития инфраструктурной составляющей в первоначальном варианте стало само по себе серьезным административным барьером для привлечения инвестиций в экономику, не позволяло власти сформулировать внятную долгосрочную социальную политику в отношении жителей региона.

При этом наиболее слабым местом в первоначальном варианте стратегии являлась тема основных направлений и перспектив социального развития области. Здесь полностью отсутствовали разделы, посвященные здравоохранению, культуре, спорту, социальному обслуживанию нуждающихся категорий граждан, ЖКХ, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Все эти разделы в новом варианте дополнены, они содержат конкретные направления и действия на долгосрочную перспективу для обеспечения повышения уровня и качества жизни жителей Дона.

Анализ изменения макроэкономических условий позволил сформулировать ключевые проблемы социально-экономического развития области, среди которых ранее не отмечались более глубокое, чем в других экономически развитых субъектах ЮФО и СКФО, замедление роста, зависимость регионального бюджета т трансферов из федерального бюджета, отрицательное сальдо и неудовлетворительная структура внешнего торгового баланса.

Серьезно переработан базовый сценарий развития области. Изменения внесены как с точки зрения учета новых экономических реалий, так и позиции увязки с концепцией долгосрочного развития России стратегии социально-экономического развития ЮФО до 2020 года.

Разработчики проекта отказались от кластерного подхода при выборе приоритетов, так как кластерное деление экономики носило исключительно идеологический характер, не имело под собой объективных условий; от неконкретных приоритетов типа "повышение качества бизнес-среды".

Основным инструментом для достижения стратегических целей и задач в среднесрочной перспективе является программа социально-экономического развития области, а в оперативном краткосрочном горизонте планирования - бюджет. Если порядок разработки реализации программы был определен ранее, то бюджетная политика области в увязке со стратегией никогда не рассматривалась. Поэтому, чтобы бюджетный процесс четко коррелировал с документами долгосрочного развития, мы дополнили стратегию разделом "долгосрочные приоритеты бюджетной политики области".

Проектор по экономике Южного федерального университета Алексей Архипов:

В обновленной "Стратегии-2020" прописаны механизмы развития человеческого капитала, достаточно подробно раскрыты основные направления и перспективы социально-экономического развития области. Но важно при ее дальнейшем усовершенствовании и в остальные разделы во главу ставить человеческий капитал: как решаются вопросы социального самочувствия, экономического благосостояния человека. Конечно, в стратегии есть интересные предложения и наработки по сбережению здоровья. Но мало дать предложения по его улучшению, важно, чтобы человек мог понять ценность здоровья и оценить то, что для этого делается.

В документе полно прописаны важнейшие направления совершенствования общего, профессионального образования и, что важно, дается оценка в комплексе и образования, и науки, и инноваций, и то, что должно составить прорывы в экономике и социальной сфере области. И здесь очень важно добавить к тому, что есть в анализе, современные технологии и подходы в организации науки. Мы в целом ушли от кластерного подхода, но, может быть, имеет смысл включить в стратегию региональный инновационо-технологический кластер, уже более конкретный, биомедицинский, биотехнологии, нанотехнологии. Тем более что уже имеется опыт и наработки в этом направлении в аграрной сфере, а у нас - в генетике и биотехнологиях.

Еще может быть эффективным создание регионального центра исследований и разработок для интеграции инновационной инфраструктуры для взаимодействия с инновационным центром "Сколково" по этим основным направлениям. Вообще все крупные университеты области должны, как во всем мире, стать центрами не только образования и науки, но и прорыва в целом в развитии экономики при взаимодействии с малым бизнесом, крупными корпорациями.

Есть хороший опыт взаимодействия современных технологий, в том числе управленческих, в социальном развитии региона. Есть опыт так называемых комплексных инновационно-инвестиционных планов, когда разрабатывалась программа по моно-городами и наша область - город Гуково - первой в итоге попала в нее. Из федерального бюджета уже выделен 1 млрд рублей на развитие инфраструктуры.

Важно, что в проекте стратегии появился раздел о международной и внешнеэкономической деятельности, чего раньше не было. Но нужно, чтобы эта тематика была проведена через другие разделы стратегии в проекции на экспорт в СНГ.

Президент Союза работодателей Ростовской области Сергей Рызенко:

В Союзе работодателей положительно оценивают разработанный по решению губернатора области Василия Юрьевича Голубева проект обновленной Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года. По нашему мнению, к числу основных ее достоинств относится правильный выбор приоритетов развития донской экономики и предложенный механизм их реализации по многим направлениям. В целом, представленный проект документа можно принять за основу для обсуждения и корректировки.

Не претендуя на полное экспертное заключение, предлагаю подискутировать по следующим нашим предложениям. Так, важным условием успешного решения всех задач на перспективу считаем создание действенной системы привлечения инвестиций. В разделе 2.11 "Система привлечения инвестиций" сделана попытка в этом направлении. Однако необходимо переработать раздел, прописав понятную для органов власти и бизнеса систему работы по привлечению инвестиций. Например, на областном уровне принимаются нормативно-правовые акты и создается координирующий орган (в настоящее время действуют Совет по инвестициям и департамент инвестиций и предпринимательства); при каждом министерстве и ведомстве создается структура, ответственная за привлечение инвестиций, регламент ее работы и ведомственная система поддержки инвестора. Сейчас такого подхода нет, а инвестору приходится работать практически со всеми чиновниками. Подобная система привлечения инвестиций должна быть создана также и на муниципальном уровне. В работу по привлечению инвестиций необходимо активнее включать взаимодействие с банками через систему государственно-частного партнерства.

Считаем актуальным усилить раздел 5 "Развитие научно-инновационной сферы Ростовской области". Здесь преобладает описательная часть и недостаточно практических мер на перспективу по реализации наших намерений. Так, в разделе вводится понятие "инновационный конвейер", а кем он будет создаваться, этапы его развития – все это не определено.

Наше предложение – построить стратегию создания инновационной системы по образцу раздела привлечения инвестиций, разделения ответственности за ее функционирование и координацию усилий заинтересованных сторон на областном и муниципальном уровнях, взаимодействия с вузами и федеральными инновационными структурами.

Серьезной социально-экономической проблемой является ЖКХ. Раздел 6.8 "Жилищно-коммунальное хозяйство" важно усилить предложением экономических мер по его развитию, в том числе ликвидировать доминирование естественных и локальных монополий; сделать прозрачным и экономически обоснованным механизм формирования цен на услуги предприятий ЖКХ; создать условия для приватизации муниципальных и государственных компаний в отраслях ЖКХ.

Мы недостаточно уделяем внимание развитию депрессивных территорий и муниципальных образований с уровнем социально-экономического развития ниже среднеобластного. Это шахтерские населенные пункты и удаленные сельские территории. Предлагаем предусмотреть разработку программ развития этих районов и подтягивания до уровня зон приоритетного развития.

В Ростовской области созданы все условия для развития социального партнерства, в которые вовлечено все работающее население области. От его развития зависит регулирование социально-трудовых отношений: оплата труда; развитие рынка труда и подготовка кадров; охрана труда; благотворительность; социальная ответственность бизнеса. В этой связи целесообразно в раздел 6 "Основные направления и перспективы социального развития Ростовской области" включить подпункт, связанный с развитием социального партнерства в трудовых отношениях.

Кроме того, предлагаем сделать редакционные правкитекста Стратегии. Большинство разделов перегружено хорошо известной информацией. Например, в подпункте 2.2 "Машиностроительный комплекс", абзац "Ключевые проблемы", расписывается развитие отрасли от распада СССР до настоящего времени. Это лишнее. Предлагаем оставить аналитику, выводы и предложения в этом и других разделах.

Есть предложение обсудить и уточнить цель Стратегии. В предложенном варианте определения нет, а введен термин "стратегирование". Тезис: "Основной целью стратегирования социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года является создание для органов исполнительной власти системы управления долгосрочным развитием региона", считаем не уместным. Предлагаем записать: "Целью Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года является повышение качества жизни населения на основе роста инвестиционной привлекательности региона, инновационного развития экономики и социальной сферы".

В процессе подготовки к совещанию мы ознакомились со Стратегиями ряда динамично развивающихся регионов страны. Уверен, после доработки наш проект Стратегии по многим позициям будет лучше подобных документов Краснодарского края, Новосибирской области, Республики Татарстан, а также Московской области и Санкт-Петербурга.