АНО "Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства" в 2018 году увеличило в 1,6 раза объем предоставленных микрозаймов. С одной стороны, это связано с ростом его капитализации, с другой - активностью предпринимателей. Подробнее о поддержке малого и среднего предпринимательства, законодательных новациям в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказала директор РРАПП Инна Королькова.
- Инна Александровна, в самом конце года Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства решило сменить логотип. С чем это связано?
- Это важное для нас решение. Мы запустили ребрендинг всего фирменного стиля. Он заключается не только в логотипе, но и в цветовом решении, визуальном оформлении и в целом в позиционировании агентства. За этим решением стоит большая работа по переосмыслению наших задач, нашей миссии, нашем положении в структуре поддержки предпринимательства в регионе.
Осенью был принят национальный проект "Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", одной из основных задач которого является увеличение количества занятых в предпринимательстве и популяризация предпринимательства. Этот нацпроект систематизирует всю поддержку МСП, которая есть на федеральном и региональном уровнях.
В свете этого нацпроекта в ноябре губернатор Ростовской области Василий Голубев подписал постановление, которое определяет АНО "РРАПП" в качестве единого органа управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства региона.
За этот год мы дважды подтвердили статус первых в России среди некоммерческих МФО по портфелю микрозаймов для ИП и юридических лиц: в первом полугодии по данным рейтинга "Эксперт РА", в третьем квартале - по итогам Национального рейтингового агентства.
Мы растем, становимся сильнее, серьезнее, увереннее, расширяем круг своих клиентов и партнеров. То есть в агентстве происходят некие внутренние изменения, которые мы готовы транслировать во внешний мир.
Цвета, которые мы выбрали - синий и серый - отражают мудрость, доверие, официальность и профессионализм. Наш логотип - парусник - это символ искренней идеи, творческого порыва, движения навстречу мечте. Он - решителен, но нуждается в поддержке. Наше агентство как раз и выступает в роли того, кто оказывает ту самую необходимую поддержку молодому предприятию.
Мы выбрали тему рек и водных ресурсов, потому что она близка нашему региону и семантически перекликается с предпринимательством. Только задумайтесь: открыть бизнес и начать работать "на себя" - значит уйти в свободное плавание; предприниматель берет на себя риски - становится за штурвал, отвечает за свою команду; перед ним открывается море новых возможностей, он идет верным курсом, отправляется в пучину нового рынка, избегает подводных камней, держится на плаву. Как гладко сферы накладываются друг на друга.
Своим новым фирменным стилем мы хотим сказать, что решаем серьезную и масштабную задачу в рамках всего региона, которая заключается в стимулировании создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, оказании комплексной услуги для предпринимателя от создания своего дела, его развития и масштабирования до выхода на новые рынки.
- Каков на сегодня объем средств, которым располагает агентство для поддержки малого и среднего бизнеса? Будет ли этот фонд увеличен в 2019 году?
- На данный момент объем средств, выделенных РРАППу на микрофинансирование субъектов малого и среднего бизнеса, составляет 1,1 млрд рублей. За последние два года, благодаря областному правительству, он был увеличен на 335 млн рублей за счет средств федерального и регионального бюджетов. На следующий год мы также ожидаем докапитализацию.
- Сколько микрозаймов и на какую сумму выдано в 2018 году? Какие отрасли наиболее популярны по кредитованию и каков средний размер займа в каждой из них?
- Почти 800 млн рублей составляет сумма предоставленных в этом году микрозаймов, что на 65% больше, чем в прошлом году.
Наибольшая доля микрозаймов в нашем портфеле приходится на сельскохозяйственные и производственные предприятия - 43%, что на четверть больше показателя прошлого года. Это соответствует общеэкономическому тренду нашего региона.
На втором месте - торговые организации - 28% в общем портфеле микрозаймов.
Особое внимание мы уделяем начинающим предпринимателям: их доля в нашем портфеле также растет. Более того, в этом году мы увеличили максимальную сумму заемных средств для них с 700 тыс. рублей до 1 млн рублей. Принимая во внимание курс российской экономики на поддержку предприятий с внешнеэкономической деятельностью, мы ввели в свою линейку продуктов предложение для экспортеров с минимальной процентной ставкой 5%.
Средний размер микрозайма в РРАПП - 1 млн 650 тыс. рублей. Это цифра - по всем отраслям, мы этот показатель не сегментируем.
- Какие практики - может, других регионов РФ, стран СНГ, Европы - по поддержке предпринимательства, по Вашему мнению, необходимо внедрить в Ростовской области? А какие ростовские практики, наоборот, распространить в РФ?
- Безусловно, мы отслеживаем практики в других регионах, но сейчас все наше внимание направлено на национальный проект, о котором я упоминала выше. Он унифицирует, делает системной и централизованной всю поддержку для малого и среднего бизнеса, приводит ее к единым механизмам и стандартам.
Одним из таких стандартов теперь будет центр "Мой бизнес" в каждом регионе. Это площадка, где предприниматель сможет получить весь спектр услуг в режиме одного окна. "Мой бизнес" объединит услуги, которые оказывают государственные и негосударственные организации для МСП, а также для самозанятого населения. По всей России у центров "Мой бизнес" будет свой фирменный стиль, логотип и идентичные условия обслуживания.
В нескольких регионах России такие центры уже функционируют. В Ростове работа по созданию только ведется, и РРАПП в качестве Единого органа будет принимать непосредственное участие в создании этой площадки.
Конечно, в процессе реализации всех этих задач мы планируем тесно сотрудничать с другими регионами, обмениваться опытом и успешными кейсами, тем самым, усиливая межрегиональную коммуникацию.
- Вы оказываете имущественную поддержку для предпринимателей. Насколько востребован бизнес-инкубатор сегодня?
- Все также пользуется спросом. "Бизнес-инкубатор" располагается в двух местах - на улице Думенко, 1/3 и улице Социалистической, 53. Это в сумме более 1 тыс. 400 кв. метров офисных площадей. На территории инкубатора есть офисная мебель и техника, интернет, то есть, все необходимое для ведения предпринимательской деятельности. Стоит аренда помещения в "Бизнес-инкубаторе" менее 90 рублей за кв. метр. На сегодняшний день у нас свободно только 2 помещения из 14 - на Думенко, на Социалистической все помещения заняты.
- Какие новые виды поддержки планирует внедрить агентство в 2019 году?
- Один из первых шагов - это адаптация всех наших микрофинансовых продуктов под новый закон о повышении микрозайма до 5 млн рублей, который должен быть подписан президентом в начале следующего года.
Вместе с этим мы будем очень внимательно следить за государственным регулированием во всех отраслях. Так, например, в скором времени будет принят закон о социальном предпринимательстве, и мы планируем включить в свое предложение микрофинансовый продукт для этой категории МСП.
В следующем году начнем активно продвигать наставничество. На федеральном уровне эта тема звучит все чаще, обсуждаются ее стандарты и условия взаимодействия наставника и наставляемого. Мы не просто следим, а участвуем в этих обсуждениях на региональных и всероссийских тематических форумах и практических сессиях, чтобы внедрять практику наставничества в предпринимательстве в нашу работу на основе наиболее современного и эффективного опыта.
Уже сейчас мы придерживаемся гибкого подхода к своей работе и стараемся оперативно реагировать на все, что происходит на рынке микрофинансирования МСП и в сфере предпринимательства в целом.
Все наши интервью направлены на популяризацию предпринимательства, на информирование жителей области о том, что создавать, вести свой бизнес и зарабатывать им реально. Поэтому мы продолжим собирать информацию о лучших практиках и тиражировать их, в том числе с помощью СМИ.