Общий объем продаж недвижимости группой компаний "Инград" в 2019 году вырос на 28% по сравнению с 2018 годом и достиг 63 млрд рублей. О том, как компания достигла таких результатов, работе с эскроу-счетами и повышении эффективности застройщиков в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал финансовый директор ГК "Инград" Петр Барсуков.
- Как компания "Инград" работает в условиях проектного финансирования?
- Мы проделали большой объем работы по подготовке перехода на эскроу-счета. Наша тактика и, соответственно, и наши внутренние действия были направлены на то, чтобы в максимально короткие сроки - после 1 июля - перейти на условия проектного финансирования. Потому что достаточно большой объем наших проектов в рамках старого законодательства был исчерпан, и большое количество проектов, которое выпускала на рынок компания в 2019 году, шли непосредственно по счетам эскроу. Я считаю, что с этой задачей мы справились. Все наши проекты, которые на текущий момент реализуются в режиме эскроу, покрыты проектным финансированием. Мы, как хорошие спортсмены, готовились к этой олимпиаде заранее.
- Легко ли привлекать кредитные средства?
- Здесь есть два аспекта. Во-первых, в связи с переходом на эскроу банки берут на себя большие риски, чем прежде. Это требует большего объема экспертной работы, как со стороны застройщика, так и со стороны кредитующего банка. Поэтому банки тщательнее изучают наши проекты, больше внимания посвящают исследованию именно их устойчивости, строительной экспертизе, экспертизе исходно разрешительной документации и маркетингу.
Во-вторых, раньше на рынке проектного финансирования жилья лидировал, по сути дела, один банк, а сейчас все крупнейшие банки предлагают конкурентные продукты. Большую работу в этом направление сделали Сбербанк, банк ВТБ, и профильный банк ДОМ.РФ.
- Какие есть проблемы в этой части, что хотелось бы упростить или улучшить в работе с банками?
- Сейчас продукт более-менее унифицировался. Мы примерно представляем объем документов и объем текущих вопросов. Теперь необходимо создать оптимальную среду обмена информации между банком и застройщиком. Потому что мы живем весь девелоперский цикл вместе.
Также важно уделить внимание нормативному регулированию строительства. Мы анализируем большой объем исходной разрешительной документации, который в некоторых моментах трактуется по-разному. Например, сложности возникают при работе с санитарно-защитными зонами и зонами приаэродромных территорий. Поэтому мы надеемся, что местными органами власти, органами субъектов РФ будут унифицированы процедуры получения и сопровождения исходно разрешительной документации.
- По итогам 2019 года у вас выросли продажи. За счет чего?
- Мы считаем, что на рост продаж повлиял продуктовый маркетинг компании, в результате увеличилась наша доля рынка. Это, наверное, огромный плюс нашей маркетинговой, рекламной и продажной стратегии. Сам рынок не вырос: он находился в объеме около 1 трлн рублей, в таком же объеме находится и сейчас.
- Вы неоднократно говорили о необходимости консолидации девелоперов. Значит ли это, что в ближайшее время нас ждут новые слияния и поглощения? Что в планах у "Инград" в этой связи?
- Новые условия требуют очень высокой квалификации со стороны девелоперов как при привлечении проектного финансирования, так и во всей девелоперской деятельности. Поэтому в условиях эскроу выживут наиболее квалицированные и приспособленные компании. Соответственно у крупных компаний есть потенциал привлекать лучших специалистов, хорошо организовывать процессы. Таковы условия функционирования рынка.
В ближайшее время рынок ждут слияния и поглощения девелоперов. Вероятность этого достаточно высокая. Планы у "Инграда" таковы: если будут интересные предложения, то, я думаю, наши акционеры и менеджмент с удовольствием рассмотрит такие возможности.
- Как застройщики смогут отыграть снижение маржинальности, если роста цен не произойдет?
- Здесь стоит отметить два момента. Первый - это повышение собственной эффективности застройщика - как по стоимости, так и по срокам фаз девелоперского цикла. То есть за счет внутренней эффективности. И второй момент - это создание экосреды за счет новых технологий, отдельных сервисов предоставления потребителю дополнительных услуг и продуктов. Человек покупает не только жилье - он покупает среду обитания, уровень жизни. И наиболее интересные предложения потребителем будут с удовольствием приняты.
- Какую роль на первичном рынке будет играть ипотека в ближайшие годы?
- Ипотека, по-прежнему, востребована в России. Надеемся, что последовательная политика по снижению ставки, налоговые льготы для потребителей позволят нашим гражданам покупать новое жилье, в том числе и с привлечение ипотеки.