Главный редактор газеты "Молот" Л.Ртищева: "Молот" тестирует социальную зрелость ростовских компаний"

Главный редактор газеты "Молот" Л.Ртищева: "Молот" тестирует социальную зрелость ростовских компаний"

В Ростовской области завершается третий - решающий - этап конкурса "Социальное измерение-2009", проводимого областной газетой "Молот" и Советом организаторов, возглавляемым заместителем главы администрации Ростовской области Александром Бедриком. Это первый в регионе конкурс-рэнкинг (аналитическое ранжирование по признакам и векторам социальной активности) реализуемых бизнесом социальных проектов. Конкурс приобрел широкий резонанс, новаторский проект привлек к себе внимание и бизнеса, и власти и читателей и зрителей. Более подробно об идее проекта рассказала в интервью агентству "Интерфакс-Юг" главный редактор газеты Лидия Ртищева.

- В чьих интересах проводится конкурс "Социальное измерение-2009"?

- Прежде всего, в интересах наших читателей. Однако в широком смысле мы инициируем своего рода социальный отчет Ростовской области, вовлекая в это непростое дело представителей бизнеса, власти, общественных организаций и тех, кто прочитал или услышал о конкурсе из средств массовой информации. Это своего рода публичный отчет работодателей, руководителей компаний перед своими сотрудниками, клиентами, потребителями, партнерами. Анкеты, присланные номинантами, а их на сегодняшний день сорок семь, представляют собой очень интересную информацию о социальной ориентированности и ответственности наиболее открытых ростовских компаний, которым есть, что предъявить обществу.

- Какие аналоги легли в основу идеологии конкурса?

- Действительно, на Западе создана достаточно прочная информационная система управления и учета социальной деятельности компаний. Социальное измерение цивилизованных стран давно интегрировано в бизнес-среду, имеет законодательную, юридическую, финансовую базу. У нас только формируется система учета, анализа и мотивации социальной активности компаний. Еще нет критериев и инструментов для замеров социальной активности. Не случайно слова "измерение", "мерять", "мерило" мы сознательно закладывали в ассоциативные понятия названия конкурса. Сочетание слов "Социальное измерение", на наш взгляд, включает все эти понятия, вплоть до формирования новой реальности, нового мира отношений между людьми.

- Кто будет оценивать социальные инвестиции, судить об их значимости?

- Наша задача - не судить. Мы не берем на себя функцию мерить, а создаем инструмент для измерений. Запрашивая, собирая, аккумулируя информацию, предлагаем ее анализировать и оценивать - экспертам, лидерам мнений, входящих в состав жюри. Оценивают наши подписчики, читая на тематической полосе газеты "Социальное измерение" публикации о социальных проектах компаний. В конечном счете, ценят компании - из тех, кому есть что рассказать, кто делает социальные инвестиции. Ценят сотрудники компаний. Ценят все, кому нужно доверие, благоприятная среда для развития. Ценят те, кто готов взять на себя ответственность за то, что происходит в обществе. Их видно, они на страницах "Молота".

- Каковы критерии оценок "Социального измерения"?

- Прежде всего, это мнение читателей газеты "Молот". Общественная оценка социального аспекта репутации. Социальная значимость проекта или программы, направленной на решение социальных проблем региона. Масштабы социальных программ. Объемы социальных программ в соотношении с масштабами бизнеса. Длительность и постоянство социальных проектов. Наличие или отсутствие обращений сотрудников в Инспекцию по труду и других контролирующих органов. Соответствие действий работодателя законодательству РФ. Средний уровень зарплаты на предприятии в соотношении со средней заработной платой в регионе. Соблюдение трудового законодательства. Источник финансования соцпроектов. Отсутствие задолженности по обязательным платежам и налогам.

Все эти критерии собраны и названы самими участниками конкурса.

- Какие действуют номинации?

- Есть девять номинаций, девять векторов, девять сфер привлекаемых экспертов. Номинации определили наши читатели, лидеры мнений из различных секторов бизнес-сообщества, привлеченные структуры власти, профессиональное сообщество, общественные организации Ростова и Ростовской области. В итоге действуют такие номинации: "Самый ответственный работодатель", "Соцпакет года", "Самый стратегический социальный проект", "Самый актуальный социальный проект", "Самый масштабный социальный проект года". И главные - "Самая социально-ориентированная компания Дона", "Признание читателей "Молота" - за социальную активность. Есть также особая номинация - самая социально-нечестная компания. Мы предполагаем, что эти номинации будут меняться и возможно расти численно с каждым годом - вместе с разнообразием социальной активности и социальной обстановки в регионе.

- Как формируются списки номинантов и особенно - честных и бесчестных компаний?

- Путем перекрестных опросов, общественной и специальной экспертизы. Помимо мнений читателей, которые еженедельно откликаются на наши опросы через газету, сайт и анкетирования после выхода каждой полосы "Социальное измерение", мы аккумулируем много дополнительной информации. Ее предоставляют и сотрудники самих компаний, и контролирующие органы, и аналитики, лидеры мнений различных отраслей. Мы проводим еженедельные анкетирования (анкеты хранятся в архиве и могут быть предъявлены по спецзапросу). Мы проводим различные мероприятия - дискуссии, круглые столы - в рамках которых лидеры мнений также предоставляют информацию и делают свои заключения. Поскольку социальные программы все разные - привлекается максимально широкий диапазон экспертов, включая общественность, власть и контролирующие органы. В результате формирования информационной базы и ее ранжирования сами собой формируются два списка - черный и белый. Когда учитывается много разных аспектов, ранжирование по актуальности, масштабам, направленности, участникам, целям, аудиториям и так далее, происходит почти автоматически. Наш конкурс и нацелен, прежде всего, на сбор максимальной информации (запросы отправлены в 47 номинированных компаний) и подразумевает не строительство рейтингов по номинациям или за определенный период, а формирование системы, способной интегрировать информацию, формировать аналитическую базу, отражая все многообразие признаков и векторов.

- Кто входит в Совет организаторов и жюри? И почему именно такой состав?

- Заместитель главы администрации Ростовской области Александр Бедрик, министр труда и социального развития региона Елена Скидан, президент Союза Работодателей Ростовской области Сергей Рызенко, президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Николай Присяжнюк, председатель Ростовского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Геннадий Петрович Ференчук, президент ООО "Ростов" Ростовского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Юрий Рошкован, руководитель Государственной инспекции труда в Ростовской области - Главный государственный инспектор труда Виктор Пашков, председатель комитета по связям с политическими партиями, общественными объединениями и национальным отношениям администрации Ростовской области Владимир Некрасов, уполномоченный по правам человека в Ростовской области Анатолий Харьковский. Такому составу можно доверять. У каждого своя позиция, своя точка зрения. А это значит, что только система, способная аккумулировать все мнения, способна показать общую картину.

- Что получат те, кто победит в конкурсе?

- Общественную поддержку. Это дорогого стоит, особенно сегодня. Это выразится в Сертификате доверия от Совета организаторов конкурса. Также победители получат бесплатную полосу в газете "Молот".

- А те, кому не достанутся лавры победителей?

- Их список будет опубликован, а также найдет отражение в презентации проекта, которая состоится 22 мая в отеле "Рэдиссон". Заранее приглашаем всех заинтересованных лиц. Мы живем в глобально открытом информационном пространстве, где уже невозможно "закрыться и делать все, что вздумается".

- Что будет представлять собой церемония закрытия конкурса?

- Сценарий включает участие и "белых", и "черных" компаний. Аргументированные выступления жюри. Пока все.

- А что будет с теми компаниями, которые попали и пополняют "черный список"?

- Есть официальные инстанции для вынесения решений. Наша компетенция - привлечение внимания общественности.

- Как показали себя и как ведут в рамках конкурса претенденты на попадание "черный список"?

- После того, как Инспекция по труду во время конкурса опубликовала списки работодателей и компаний, нарушивших права своих сотрудников, мы получили несколько звонков и даже угрозы от вроде бы профессиональных пиарщиков, отвечающих за репутацию, которые беспокоятся, что мы опубликуем негативную информацию. Однако и угрозы, и предложения подкупа убедили нас, что мы на правильном пути.

- Конкурс будет продолжаться?

- Идея развивается с 1993 года, когда "Молот" начал проводить подобные проекты. В период кризиса идея обрела новый формат. Конечно, конкурс будет продолжаться. Потому что его задача - выстроить информационно-аналитическую систему, соответствующую новому времени и новым требованиям взаимоотношений в обществе.

- А бизнес готов, вы думаете?

- Некоторые компании легко дают информацию и всячески поддерживают идею. А тем, кому нечего сказать, подобный конкурс не выгоден, зато способен показать силу общественной поддержки в перспективе. Или наоборот - убедить в том, как дорого обходится потеря доверия. Кто-то готов. Кто-то нет. Но это процесс развития.

- Кто оплачивает участие в конкурсе?

- Участие в конкурсе бесплатное. У него нет спонсоров.

- Так что же меряет "Молот" в "Социальном измерении"?

- Молот не меряет. Он тестирует социальную зрелость бизнеса и общества, культуру взаимодействия.