Астраханская область намерена перейти на кластерную систему профобразования - для повышения качества обучения отраслевые учреждения к осени 2013 года будут скоординированы по направлениям, востребованным на рынке труда. Материальную базу учебных заведений в регионе предполагается улучшать как за счет средств областного бюджета, так и с помощью предприятий, которым требуются квалифицированные рабочие кадры. Кроме того, власти создают условия для научной деятельности. Так, на базе одного из астраханских институтов будет открыт школьный технопарк, где учащиеся смогут познавать основы робототехники. В свою очередь, крупнейшие вузы региона создали научно-производственные центры, а их выпускники внедряют собственные интересные инженерные разработки. Об этом в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал губернатор Астраханской области Александр Жилкин.
- Александр Александрович, как известно, Астраханская область намерена перейти на кластерную организации системы профобразования. Расскажите, пожалуйста, каких отраслей это новшество коснется в первую очередь?
- Руководство Астраханской области рассматривает образовательные кластеры в качестве связующих элементов, объединяющих в единую систему учебные заведения и предприятия, заинтересованные в качественно подготовленных специалистах. Эта система строится с учетом утвержденной на последующие пять лет стратегической региональной программы развития экономики и социальной сферы. Для каждой отрасли экономики создается свой образовательный кластер - промышленный, судостроительный, нефтегазовый, туристический и кластер подготовки кадров для сферы услуг. А для этого руководители предприятий, со своей стороны, обязаны модернизировать имеющееся оборудование, внедрить современные технологии, "заманить" квалифицированных специалистов. Поэтому так важно изменить подход к подготовке кадров, привлечь к этому процессу преподавателей вузов, опытных производственников и бизнесменов.
Мы определили несколько вузов, готовых к такой работе, присоединили к ним ссузы (средние специальные учебные заведения - ИФ) и сформировали на их базе единые образовательные центры. Теперь дети поступают не в ПТУ постсоветского образца, а в колледж при институте, получают среднее профессиональное образование, потом диплом бакалавра, а впоследствии этот же вуз могут и окончить. Главное, что качество, которое дает сейчас среднее учебное заведение при институте, разительно отличается от уровня подготовки в ПТУ старой формации. Сегодня учебные заведения вынуждены повышать уровень подготовки выпускников, заказчиками которых, кстати, выступают конкретные предприятия, иначе специалисты просто не будут востребованы на рынке труда. В некоторых отраслях, например, таких, как судостроение и сельское хозяйство, несколько лет назад внедрена трехуровневая система профильного образования. В поселке Красные Баррикады, где расположен судостроительный завод, начальная подготовка специалистов идет уже в школе. Такая же модель работает в селе Соленое Займище, где развивается аграрное направление. Чтобы добиться слияния учебного и производственного процессов, а также для налаживания координации с бизнесом, в рамках каждого кластера создаются советы под руководством профильных министров.
- Что предпринимается в регионе для привлечения молодежи к рабочим специальностям?
- Двадцать лет назад средние технические специальности и рабочие профессии перестали быть престижными. Назовите хотя бы пару художественных фильмов последних двух десятилетий, героями которых были бы люди труда? Детей, которые плохо учились, пугали ПТУ. Это несправедливо, ведь эффективную экономику делают, прежде всего, как раз рабочие. Сегодня руководство предприятий понимает, что молодежь нужно привлекать высокими зарплатами, чистыми цехами, хорошими условиями труда. Поэтому компании развивают мощности, модернизируют оборудование. Поднятию престижа рабочих профессий способствуют и конкурсы профессионального мастерства всероссийского уровня, этап одного из которых прошел в Астраханской области в уходящем году. Кроме того, холдинг МСРК Юга провел у нас конкурс на звание лучшего электромонтера России, а на базе Астраханского судостроительного производственного объединения прошел конкурс на звание лучшего сварщика. Гостями обоих состязаний стали школьники и студенты колледжей и вузов.
- В области реализуются проекты в сфере добычи и транспортировки углеводородов, а в перспективе - проекты по их переработке. Планируется ли в регионе готовить специалистов в сфере ТЭК, и если да, то для каких предприятий и на базе каких учебных заведений?
- Мы уже готовим специалистов для всех нефтяных компаний. Конечно, больше всего в кадрах заинтересованы компании "ЛУКОЙЛ", "Газпром" и "Шлюмберже". Неслучайно они участвовали в создании института нефти и газа на базе Астраханского государственного технического университета. Компании открыли там свои кафедры, на которых работают специалисты из отрасли, там отлично осуществлена так называемая обратная связь между будущими специалистами и их потенциальными работодателями.
- Сегодня российские вузы могут создавать собственные малые научные предприятия. Как с этим обстоят дела в Астраханской области?
- Скажу, может быть, очевидную мысль - развивать экономику нужно на основе науки. Несколько лет назад я, вполне осознавая высоту планки, поручил руководителям высших учебных заведений создать 300 малых инновационных предприятий. Сегодня в регионе работают 180 - и это вполне нормальный показатель. Даже если из тысячи проектов громко "выстрелят" пять - это уже успех. Инновации не могут литься как из рога изобилия, это многодневная кропотливая работа. Главное, что она уже на высоте - Астраханская область начала обгонять по разработкам традиционные инженерные научные центры страны. Исследования в области "ноу-хау" ведут Астраханский инженерно-строительный институт, Астраханский государственный университет, Астраханская государственная медицинская академия.
- Астраханский инженерно-строительный институт создал подобное эффективное научно-промышленное предприятие. Внедряются ли его разработки в регионе?
- У АИСИ много разработок. К примеру, энергосберегающие лампочки. Технология исключает перегрев ламп, а, следовательно, они будут служить дольше. Правда, пока астраханские лампочки дороже китайских, а поскольку цена является определяющим фактором для населения, инженеры работают над удешевлением производства. Мы их поддерживаем региональным рублем - установили лампочки местного производства в здании администрации области, в госучреждениях.
Помимо этого, ученые этого института придумали светящиеся вкрапления в плитку, в том числе и в тротуарную. Весной планируем положить такую плитку на астраханских улицах. Также разработана технология, позволяющая избавиться от плесени на стенах и фундаменте зданий. И эту технологию мы тоже будем внедрять - уже даны соответствующие поручения министерству строительства и дорожного хозяйства. Думаю, эта технология понравится не только астраханцам, но и жителям других городов с влажным климатом.
- В Астрахани планируется открыть школьный технопарк. Когда он начнет работать и каковы будут основные направления его деятельности?
- Школьный технопарк открываем опять-таки на базе инженерно-строительного института. Основные направления работы - химия, физика, инженерия. В прошлом году в Астрахани прошел международный турнир робототехников "Евробот", который и вдохновил нас на развитие этого направления. Дети должны учиться изобретать, и начинать это нужно с простых вещей. Региону и стране необходимы молодые перспективные ученые и инженеры. И в Астраханской области они есть. Это Максим Каманин, создавший воздушный дисплей, а затем и компанию "Displair". Молодые ребята из "Браво Моторс" во главе Константином Артемьевым, создали принципиально новый электромобиль. В текущем году они уже начали сборку электромобилей по индивидуальным заказам.
- Руководство регионального Минобразования сообщало о том, что для нескольких детсадов будут приобретены наборы робототехники для развития детей. Будет ли реализована эта идея?
- Мы хотим оснастить детсады электронными конструкторами, а воспитатели пусть помогают детям развиваться - смотрят, кто из них поиграет и бросит, а кто попытается разобраться в устройстве робота. Интерес к науке нужно развивать с малых лет. Как отец и дед могу сказать - чтобы увидеть в ребенке художника, нужно дать ему набор карандашей и лист бумаги, а затем терпеливо наблюдать, как этим творческим богатством малыш распорядиться.
- Если уж речь пошла о дошкольном воспитании, уместен и вопрос о количестве детских садов. Молодых астраханок, к примеру, несказанно порадовало известие о строительстве в наступающем году 30 дошкольных центров.
- Во всех муниципальных образованиях области в 2013 году будет построено 32 детских сада. В начале декабря (нынешнего года - ИФ) удалось договориться с Внешэкономбанком (ВЭБ) о снижении процентной ставки, и сейчас проводим конкурс среди строительных компаний. Планируем, что подрядчик будет определен в начале января. Задача - построить садики в течение следующего года, общий объем финансирования на строительство составит около 3,5 млрд рублей. Наслышан, что правительство РФ в скором будущем примет программу поддержки регионов при строительстве детских садиков, где будут определены льготы для тех, кто активно такое строительство ведет. При нашем объеме подобная помощь из федерального бюджета будет далеко нелишней .
- Каковы перспективы развития Каспийского филиала Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф.Ушакова - бывшего астраханского мореходного колледжа, о закрытии которого неоднократно писали астраханские политики?
- В настоящее время в Астраханской области работают сразу два крупных учебных заведения, подведомственных федеральному агентству морского и речного транспорта. Это Каспийский филиал Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф.Ушакова и Астраханский филиал Волжской государственной академии водного транспорта. Напомню, что в Российской Федерации сейчас реализуется программа по оптимизации сети учебных заведений, которых на сегодня оказалось очень много, и качество образовательных услуг часто оставляет желать лучшего. В Астраханской области есть базовые вузы, которые, к моей большой радости, оказались состоятельными в рейтинге эффективности, составленном Министерством образования и науки РФ. Однако деятельность двух однотипных учебных заведений на территории одного региона вряд ли можно считать эффективной. В связи с этим на федеральном уровне принято решение об их объединении.
Это не ликвидация, а именно объединение двух небольших филиалов в один крупный учебный центр - академию водного транспорта России с сохранением полной номенклатуры специальностей и количества мест для обучения, в том числе на бюджетной основе. В новом учебном заведении будут представлены на полноценной основе высший и средний уровни образования. Сохраняются и речные, и морские специальности. Более того, есть договоренность о том, что в новое учебное заведение будут вложены средства, необходимые для капитального ремонта зданий. Количество заказов на подготовку специалистов в данной отрасли растет, в том числе от Казахстана, Азербайджана и Туркменистана. Так что, - обращаюсь к студентам - продолжайте спокойно и серьезно учиться. В ваших твердых знаниях и профессионализме сегодня нуждается и наш регион, и соседние государства.
- Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела с подготовкой специалистов в сфере аквакультивирования?
- Подготовку специалистов по всем направлениям производства аквакультур ведут в регионе два учебных заведения - Волго-Каспийский морской колледж и Астраханский государственный технический университет. Они выпускают 40-45 специалистов в год. В регионе есть база для прохождения практики, развивается наука. Хочу отметить, что в прудах и садках выращивалось до недавнего времени около 4,5 тысяч тонн рыбы, а в прошлом году вырастили 18 тысяч тонн. Теперь задача такова - увеличить годовой объем производства до 20 тысяч тонн рыбы. Аквакультура развивается хорошими темпами, спрос на специальности этого направления продолжает расти.
- При министерствах региона работают советы молодых специалистов…
- Астраханская область испытывает дефицит управленческих кадров. Поэтому создание советов молодых специалистов при министерствах и ведомствах региона - принципиальный вопрос. Они сформированы при каждом министерстве из специалистов, работающих в органах власти или предприятиях и студентов. Советы молодых специалистов - хорошая площадка для формирования кадрового резерва. Там идет постоянный обмен опытом, люди учатся, а я за ними внимательно смотрю.
Подводя итоги нашей беседы, отмечу, что, внедряя кластеры в образовании и помогая создавать инновационные предприятия, мы стремимся не только обеспечить население работой, но и решить стратегическую задачу по созданию необходимых условий развития экономики на ближайшие годы. Одно из этих условий - кадры. Развитие АПК, топливно-энергетического комплекса, судостроения, туризма и сервиса потребует новых квалифицированных специалистов. Для нас важно подготовить думающих, грамотных профессионалов для всех отраслей экономики.