В Ростовской области осуществляется диверсифицированный подход к социально-экономическому развитию региона. И это, несмотря на сложную ситуацию в приграничных районах юго-востока украинского Донбасса и десятки тысяч беженцев, которых оттуда приняла область. На международном инвестиционном форуме "Сочи-2014" делегация Ростовской области представила 180 проектов на общую сумму свыше 950 млрд рублей. О дальнейших перспективах ее развития, социально ориентированном промышленном потенциале, концентрации преимуществ для инвесторов в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал губернатор Ростовской области Василий Голубев.
- Василий Юрьевич, санкции, введенные против России западными государствами, и неспокойная ситуация на юго-востоке Украины, с которой граничит Ростовская область, не отпугивает потенциальных инвесторов?
- Давайте будем реалистами. Любые санкции без последствий, конечно, не остаются. Если вести речь о результатах социально-экономического развития Дона, то мы идем практически в плановом порядке. Убежден, что решение принципиальной задачи по созданию бизнес-климата, максимально благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику не позволит никакими санкциями оттолкнуть от нас мощных инвесторов.
У целого ряда зарубежных компаний в Ростовской области работают предприятия, осуществляется выпуск конкурентоспособной продукции. Если же в этот процесс вмешаются санкции, то наши зарубежные партнеры окажутся в очень сложной ситуации. Я интересовался, сколько по времени составляет задержка в получении финансовых ресурсов для реализации очень крупного проекта по производству упаковочной пленки в городе Шахты. Насколько мне известно, финансовые ресурсы для его продвижения получены, по некоторым оценкам, на три-четыре месяца.
Хотел бы подчеркнуть, что ни один из проектов в регионе с участием зарубежных инвесторов, реализуемый за последние несколько лет, не остановлен. Среди них есть проекты и с американскими компаниями, и с немецкими, а также с целым рядом других европейских стран. По итогам девяти месяцев мы проведем очень серьезный анализ состояния проектов по всем направлениям.
Возникает ниша, которая требует более оперативного взаимодействия с финансовыми институтами, в том числе и с нашими. Конечно, при процентных ставках, которые выходят за 15%, мы динамики не увидим. Предложения, которые звучали на форуме, заключаются в том, что разница между банковской ставкой Центробанка и кредитами должна быть порядка 1%. Это то, что может стимулировать привлечение средств в региональную экономику. В противном случае, конечно же, может быть остановка. Поэтому сегодня некие тревожные ожидания присутствуют.
В то же время, может еще рано об этом говорить, но я предполагаю, что по итогам текущего года мы увидим очевидную динамику по ряду направлений, где объемы производства продукции от продуктов питания до продуктов промышленного производства будут меняться в сторону увеличения.
- Снижения инвестиций в экономику Ростовской области не отмечено?
- Замечаем некоторые трудности, которые возникли в последнее время. Например, финансирование проектов, привлечение кредитных ресурсов. Могу также констатировать снижение внешнеторгового оборота, что, действительно, присутствует. У нас всегда была кооперация с украинскими предприятиями. Теперь возникла проблема. Но есть примеры диаметрально противоположные: когда прекратилась поставка угля с Украины, которая шла на некоторые донские предприятия, в том числе на Новочеркасскую ГРЭС, то наши шахты заместили эти объемы, заключив соглашения на 10 лет вперед.
- На инвестиционном форуме "Сочи-2014" Ростовская область представила целый ряд крупных проектов. Насколько реально будет их реализовать в нынешних условиях?
- Действительно, представлено 180 проектов, это рекордное за все время участия нашего региона в форуме количество проектов, на общую сумму свыше 950 млрд рублей. Регион заключил с компаниями 15 меморандумов о сотрудничестве на общую сумму 133 млрд рублей. Основными направлениями инвестирования стали жилищное строительство и производство стройматериалов, машиностроение, ритейл и другие.
В частности, в Сочи подписано соглашение с ОАО "Ростовское" о строительстве жилого комплекса "Суворовский" в Ростове-на-Дону. В течение ближайших 10 лет в "Суворовском" будет построено 4,5 млн кв. м жилья, 5 млрд рублей будет инвестировано в инженерную инфраструктуру.
Также компания "Девелопмент-Юг" планирует вложить 40 млрд рублей в строительство в Ростовской агломерации четырех жилых комплексов с высокой долей доступного жилья. Сразу четыре соглашения в сфере стройиндустрии почти на 50 млрд рублей регион подписал с компанией "Интеко". Проекты предполагают вторую очередь строительства жилого района "Левенцовский" в Ростове-на-Дону (25 млрд рублей) и арендного жилья (4,5 млрд рублей), модернизацию Углегорского цементного завода в Тацинском районе (19 млрд рублей) и комбината крупнопанельного домостроения в Ростове-на-Дону (827 млн рублей).
Экспозицию Ростовской области на форуме "Сочи-2014" посетил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который одобрил несколько крупных инвестпроектов, реализуемых в данный момент на территории региона. В частности, строительство аэропортового комплекса "Южный", вертолетного и текстильного кластеров. Отвечая на ваш вопрос, касающийся реалистичности наших проектов, хочу подчеркнуть, что буквально все подписанные нашей делегацией соглашения тщательно проработаны до стадии их практической реализации. Это наш принципиальный подход.
- Какова социальная значимость подписанных соглашений?
- Многие проекты касаются строительства жилья эконом-класса, что очень важно для нас. Также все проекты строительства жилья рассчитаны не только с учетом инженерных коммуникаций, но и социальных объектов на этих территориях. Это очевидно социально ориентированные проекты.
Более того, каждое рабочее место в строительном комплексе создает 10 дополнительных рабочих мест. Таким образом, развитие строительства в Ростовской области создаст возможность развития промышленно-строительной индустрии как в области, так и в прилегающих к ней регионах.
- Как известно, Ростовская область одной из первых предложила несколько крупных проектов импортозамещения в условиях санкционной политики западных стран в отношении РФ.
- Очевидным приоритетом Ростовской области является аграрное направление, 13% валового регионального продукта - это сельское хозяйство. Мы производим практически все, кроме бананов и цитрусовых. Имеем возможность сделать очевидный шаг вперед в продолжение развития переработки. У нас есть мощности по молоку, но мы понимаем, что эти возможности не реализованы.
Есть мощности по производству консервированных овощей, хотя мы перерабатываем пока 40% производимой продукции.
Регион располагает мощностями по производству и переработке рыбы, однако перерабатываем ее пока в небольших объемах.
До конца 2020 года областной бюджет возместит 1,2 млрд рублей затрат на создание инженерно-транспортной инфраструктуры и технологическое присоединение нового промышленного комплекса по производству мяса индейки холдингу "Евродон". После ввода комплекса мощностью 60 тыс. тонн мяса в эксплуатацию в 2015 году "Евродон" займет первое место в Европе и четвертое место в мире по объемам производства мяса индейки - 130 тысяч тонн в год. Донской производитель сможет обеспечить диетическим мясом индейки все регионы России. Если мы реализуем то, что задумали в птицеводстве, мы можем через несколько лет стать самым крупным регионом России, производящим птицу.
Мы собрали хороший урожай ранних зерновых и зернобобовых - 8,5 млн тонн. Такого урожая в области не было никогда. Идем вторыми по объему в России после Краснодарского края. Словом, переработка производимой продукции аграрного комплекса имеет очень серьезные резервы.
- А какова ситуация в промышленном секторе экономики?
- У нас работает "дорожная карта" по созданию условий для развития импортозамещающих производств. Мы создаем новые, востребованные предприятия в тех территориях, где имеется потребность в рабочих местах. Так, в области создается вертолетный кластер, хорошие перспективы по развитию текстильного производства. В Сочи мы подписали меморандум, в соответствии с которым "БТК Холдинг" инвестирует более 2 млрд рублей в создание в городе Шахты двух новых производств. Одно из предприятий - производство высокотехнологичных тканей из синтетических волокон - не имеет аналогов в России. Создаваемые холдингом предприятия станут основой для формируемого в Ростовской области кластера лёгкой промышленности.
Уже в нынешнем году на "Каменском заводе транспортного машиностроения" начнут производить запасные части тягового подвижного состава для предприятий железнодорожного машиностроения. Это предприятие перебазируется к нам с Украины. Инициаторы инвестпроекта - "Луганский электромашиностроительный завод" и "Укрпромсоюз". На форуме нами подписан меморандум о сотрудничестве по реализации данного проекта с объемом инвестиций 475 млн рублей. Более того, у нас есть специалисты, соответственно, теперь нужно создать условия для профессиональной переподготовки этих людей, которым предстоит выпускать конкурентоспособную продукцию.
-Какой поддержки вы ждете от государства в этих условиях?
- Нам необходимо обратить внимание на инфраструктурные проекты. Это просто основа любой инвестпрограммы. Государство должно, на мой взгляд, обеспечивать условия, которые требуются для развития бизнеса. Речь идет о необходимости взять на сопровождение механизм прохождения предварительных согласований от выделения земельного участка до реализации проекта, разрешения на строительство и так далее. Мы в регионе этим занимаемся.
У нас практически в активной фазе работа над проектом, который мы реализуем вместе с АСИ. Он связан с сокращением сроков прохождения согласований. И налицо есть результат - там, где федеральные органы власти регионального уровня включились в эту работу, там все получилось, сроки оформления сократились с 340 до 90 дней, количество процедур с 15 до 4. Это факт, реальность.
- Предстоящий чемпионат мира по футболу-2018 может стать еще одной возможностью привлечения инвестиционных средств?
- Расцениваю чемпионат мира как возможность мобилизовать все ресурсы региона или, по крайней мере, Ростова-на-Дону и агломерации "Большой Ростов", чтобы реализовать многие социальные проекты, направленные на улучшение условий проживания в городе и прилегающей территории. К тому же это и возможности для развития существующих строительных мощностей.
Когда подписали с "Почтой России" соглашение о строительстве логистического комплекса, то некоторые видят в этом только лишь появление большого склада, куда будут приходить посылки из заграницы и России. А я вижу здесь модернизацию транспортной системы. В Ростовской области создается уникальный по масштабам и мощности почтовый центр. Семь комплексов, которые есть на территории России, будут связаны между собой железнодорожными перевозками, авиаперевозками, соответственно, новый грузооборот, это другое качество и новое качество услуг человеку, не только проживающему в области, но и на юге России. Важно, что он строится поблизости с еще одним крупнейшим на юге страны инфраструктурным объектом - аэропортовым комплексом "Южный", который, по сути, будет являться хабом. И понятно, что эти два объекта в тандеме - не просто новая точка роста Ростовской области, они приоритетны для развития всего юга нашей страны.