В начале февраля текущего года "МегаФон - Северный Кавказ" (ЗАО "Мобиком-Кавказ") запустил в коммерческую эксплуатацию сеть 3G в Большом Сочи. Столица зимней Олимпиады 2014 года стала вторым после Дагестана регионом юга России, в котором предоставляется связь "третьего поколения". О том, какие перспективы открываются с ее внедрением, и о дальнейших планах компании по развитию 3G рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" заместитель генерального директора по коммерческим вопросам "МегаФон - Северный Кавказ" Владимир Карпушкин.
- Владимир Викторович, расскажите, пожалуйста, почему именно Сочи оказался в числе приоритетных городов для запуска 3G, в чем заключается отличие сетей?
- Сочи - олимпийский город, поэтому развитию его инфраструктуры важно уделять внимание уже сейчас. Мы были готовы инвестировать в развитие связи 3G в Большом Сочи еще без решения о том, что "Мегафон" станет партнером Олимпийских игр. И то, что нам это удалось, подтверждает правильность выбранного пути. К тому же жители Сочи знают, как непросто подключиться к сети Интернет, какая тяжелая ситуация с выделенными линиями, с широкополосным доступом, на основании этого мы делаем выводы, что наши продукты здесь будут очень популярны. Всего пока будет работать 45 базовых станций, это очень значимая цифра, которая позволила добиться тотального покрытия Большого Сочи. Строительство велось в два этапа. На первом мы построили базовые станции в Сочи, Адлере, Лоо и на Красной Поляне. На втором - в Хосте, Кудепсте, Мацесте и Дагомысе. Причем строительные работы на втором этапе уже завершены, в настоящее время проводится тестирование. Сеть 3G в Сочи - это масштабная полноценная коммерческая сеть, способная обслужить более 100 тыс. абонентов. Если говорить о результатах ее внедрения, то в 2009 году компания планирует привлечь 10 тыс. абонентов услуг 3G. Ожидается, что среднемесячная выручка на такого абонента (ARPU) в этом году составит от 300 до 500 рублей.
Что касается скорости, мы ориентировались на максимальную - 3,6 Мбит/сек. Понятно, что чем больше абонентов, тем больше скорость будет отличаться от оптимальной. Тот минимум, который мы гарантируем, составляет 384 Кбит/сек. Разумеется, мы сеть будем расширять, если увидим, что абоненты активно пользуются нашими услугами. Главное, что мы сможем обеспечивать качество сервиса на должном уровне и готовы направлять на эти цели дополнительные средства.
Основное отличие сетей третьего поколения от существующих сетей заключается в том, что они, в первую очередь, ориентированы на передачу данных. Тот стандарт, который мы использовали для реализации 3G, переводится как универсальный сервис мобильных телекоммуникаций. Ключевое слово - универсальный, т.е. это уже не сервис для того, чтобы абоненты просто звонили друг другу, а для передачи данных, для закачки видеоизображений, музыкальных клипов.
- Каковы планы компании по развитию 3G в других регионах юга России, можно ли рассчитывать, что связь третьего поколения появится в текущем году в Ростовской области?
В ближайших планах компании - развитие сети 3G в Чеченской Республике, в Ставропольском крае, Ростовской области и Краснодарском крае. При этом приоритетным регионом для развития сети 3G является Чечня. Если говорить о Ростовской области, мы рассчитываем ввести связь третьего поколения уже в текущем году. Не могу вас пока порадовать конкретной датой. Хотя уже сейчас в Ростове-на-Дону работают в постоянном режиме четыре базовые станции. Технический запуск давно состоялся. Мы просто были обязаны это сделать по условиям лицензии. Для обеспечения работы сети 3G в городе необходимо построить несколько сотен базовых станций. Например, в Махачкале (Дагестан) было построено 100 базовых станций, в Ростове-на- Дону, думаю, их число составит порядка 300. Как я уже отметил, Ростовская область в числе приоритетных регионов. Подтверждают это цифры: в прошлом году МегаФон увеличил долю рынка в регионе на 1,5-2 процентных пункта - до 29,2%. Приблизительно на столько же возросла и доля рынка компании по абонентской базе, которая по итогам 2008 года составила 27,3%. Выручка ростовского филиала, по предварительным данным, в 2008 году составила более 4,5 млрд рублей. Средняя ежемесячная выручка в расчете на одного абонента (ARPU) в 2008 году составила 327 рублей, средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU) - 357 минут.
Показатель ARPU достаточно стабильный и, как ни странно, когда операторы снижают или повышают цены, абоненты продолжают тратить те же самые деньги, просто снижают потребление. ARPU - показатель, характерный для региона. Например, ростовские люди тратят 320-350 рублей в среднем в месяц. По поводу MOU динамика стабилизировалась, он больше пока не растет, но в принципе, по 10 с лишним минут разговора в день более чем достаточно.
- Владимир Викторович, отразился ли мировой финансовый кризис на деятельности компании?
- Кризис практически не отразился на деятельности нашей компании. Вместе с тем наблюдается незначительное, в пределах 10%, снижение потребления трафика абонентами. Меньше подключаться не стали, жизнь как шла, так и идет. Конечно, мы заметили некую стагнацию по потреблению, т.е. трафик расти перестал. Хотя вырос трафик СМС, т.е. люди, по всей вероятности, пытаясь сэкономить, стараются больше общаться посредством СМС. Каких-либо глобальных перемен не произошло. Думаю, что к концу лета - началу осени ситуация изменится в положительную сторону.