До сих пор в России не было закона, который устанавливал бы единые понятия и условия государственно-частного партнерства. Работа над созданием подобного документа началась в 2013 году. Проект федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в РФ" был принят депутатами Государственной Думы в первом чтении. Появление закона станет еще одним стимулом для роста активности инвесторов в реализации проектов на территории России и, соответственно, поможет развитию самих регионов.
Ростовская область в числе первых регионов России законодательно определила правила сотрудничества бизнеса и власти, а теперь внесла свои предложения в законопроект, наработанные практикой. Об этом в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр экономического развития региона Александр Левченко.
- Александр Алексеевич, закон "Об основах государственно-частного партнерства" (ГЧП) в Ростовской области действует с 2010 года. Вносились ли с тех пор в него изменения, и какие? Насколько сегодня этот закон соответствует реалиям времени?
- Изменения в закон вносились дважды. Сначала это касалось конкретизации форм поддержки. Но позже на практике мы столкнулись с тем, что большинство проектов не соответствовало одному из условий ГЧП. Оно касалось требования оформленного права собственности на объект в рамках инвестиционного проекта. Это связано с тем, что многие проекты находятся на стадии строительства. Поэтому мы решили не ограничивать круг потенциальных претендентов и максимально расширить рамки закона. Так, мы оптимизировали закон, он стал удобнее. С помощью подзаконных актов и соглашений с инвесторами мы можем учитывать уже особенности проектов.
- Эксперты считают, что действующий закон о ГЧП имеет рамочный характер и не обеспечивает надежную защиту интересов партнеров в рамках ГЧП. Но само наличие этого закона указывает на стремление к созданию благоприятной для частных инвесторов деловой атмосферы. Вы согласны с таким мнением?
- Безусловно, наличие закона направлено на эффективное взаимодействие власти и бизнеса в целях реализации значимых проектов и развития Ростовской области в целом. Но, как я уже отметил, мы намеренно сократили закон, тем самым, ушли от этого, как вы говорите, рамочного характера.
О том, что нам удалось продвинуться на этом пути, свидетельствуют успешно реализованные инвестпроекты, и то, что опыт нашего региона по ГЧП интересен на федеральном уровне. И, собственно, реализованные проекты являются, я считаю, главной составляющей инвестиционной привлекательности. Чем больше у нас будет таких проектов, тем привлекательней будет регион для инвесторов. Но - однозначно, в соглашениях должны быть четко установлены конкретные обязательства сторон, условия соглашения, в том числе, порядок и этапы его выполнения, сроки и объемы участия сторон в ГЧП.
- Какие формы господдержки для инвесторов предусматривает действующий закон?
- Напомню, областной закон "Об основах ГЧП" был принят в июле 2010 года. Он предусматривает несколько форм ГЧП. Соответственно, соглашения или договоры могут быть заключены с учетом одной из таких форм. Это может быть и соглашение об участии сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов, либо договор об участии области в уставных (складочных) капиталах юридических лиц. Также мы можем заключить соглашение и о предоставлении государственного имущества области в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление. Предусмотрена и возможность заключения концессионных и иных соглашений.
Может быть я повторюсь, но, учитывая то, что одной из главных составляющих инвестиционной привлекательности региона являются успешно реализованные проекты, мы активно развиваем первую форму, прописанную законом, - это участие сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов. Именно этот механизм вызвал наибольший интерес у инвесторов.
Одним из основных вопросов при реализации инвестпроектов, которым задается инвестор, является стоимость подключения к инфраструктуре. И вот чтобы помочь в решении этого вопроса, а заодно и стимулировать активность потенциальных инвесторов, мы обеспечиваем проекты инфраструктурой, в том числе и за счет консолидированного бюджета.
- Сколько средств в 2012 году было выделено из областного бюджета на реализацию инвестпроектов на условиях ГЧП?
- В прошлом году было предусмотрено 350,3 млн рублей не только на субсидирование затрат по технологическому присоединению к объектам электро- и газоснабжения, но и на строительство объектов инженерной инфраструктуры, в том числе, тепло-, водоснабжения, водоотведения.
- Сколько средств предусмотрено в областном бюджете на эти цели в 2013 и 2014 годы?
- В текущем и следующем годах предусмотрено 506 млн рублей и 507 млн рублей, соответственно. Мы намерены строить объекты инженерной инфраструктуры. Заявки от претендентов уже есть. Главное, чтобы муниципалитеты смогли предусмотреть в местных бюджетах средства для софинансирования строительства. Наличие в местных бюджетах соответствующих средств является обязательным условием.
- Какой опыт по развитию ГЧП наш регион может передать другим?
- Донской край - один из передовых регионов по разработке механизма участия сторон государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов. Этот механизм наиболее удобен обеим сторонам соглашения. В прошлом году у нас был утвержден новый нормативный правовой акт - постановление областного правительства от 13 декабря 2012 года N1073 "О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционного проекта на территории Ростовской области".
Это постановление регламентирует участие сторон ГЧП в реализации инвестиционных проектов. А изменения, которые были внесены в закон, упростили процедуру получения инвесторами господдержки.
Сейчас область берет на себя обязательства по обеспечению инвестпроектов коммуникациями - это и тепло-, и водоснабжение, и водоотведение. Кроме того инвесторы, приходящие на Дон, могут воспользоваться субсидиями на возмещение части затрат при присоединении объектов капитального строительства к сетям электроснабжения и газоснабжения.
При этом предоставление субсидии дифференцировано в зависимости от объема привлекаемых инвестиций: при капвложениях до 1 млрд рублей включительно субсидия составит не более 50 млн рублей по электро- и не более 30 млн рублей - по газоснабжению; более 1 млрд рублей до 3 млрд рублей включительно - не более 75 млн рублей по электро- и не более 50 млн рублей - по газоснабжению; более 3 млрд рублей - не более 100 млн рублей по электро- и не более 70 млн рублей - по газоснабжению.
И мы готовы поделиться опытом с другими регионами.
- Как данный опыт учитывается при разработке изменений в федеральный закон "Об основах ГЧП", которые в настоящее время разрабатывает Минэкономики РФ?
- Действительно, сейчас идут бурные обсуждения проекта аналогичного закона, но уже на федеральном уровне. Ростовская область представила свои предложения. Например, установлено, что в проекте федерального закона не сформулированы конкретные формы, объекты ГЧП и процедуры их использования. Мы предлагаем, чтобы конкретные механизмы были разработаны и заложены непосредственно в конкурсной документации и в соглашении в рамках реализации проекта ГЧП.
Кроме того недостаточно четко прописаны гарантии прав и законных интересов частных партнеров. Отсутствует норма, предусматривающая сохранение обязательств партнеров в случае, если вступают в силу новые нормативные правовые акты, которые в том числе, приводят к увеличению налоговой нагрузки на деятельность частного партнера, либо устанавливают режим запретов и ограничений. В этой связи Донской край предлагает внести изменения в проект федерального закона с учетом изложенных замечаний.
После утверждения федерального закона будут внесены необходимые изменения и в законодательную, и правовую базу Ростовской области.
- Намерена ли Ростовская область расширять сферы применения ГЧП, каким образом?
- Намерена, но в перспективе. В настоящее время разрабатываются новые формы сотрудничества государства и частного сектора в части строительства социальных объектов, в том числе, спортивных объектов, медицинских центров, детских садов и т.д.