В Астраханской области в 2014 году, объявленном в России Годом культуры, прошел ряд фестивалей и реализованы масштабные культурные проекты. Так, на астраханской земле состоялись межрегиональные фестивали "Культурное наследие народов Поволжья", "Моряна", "Зеленые святки". Народная артистка России, знаменитая астраханка Надежда Бабкина приняла участие в фестивале народного творчества "Живая вода".
При этом некоторые из культурных мероприятий стартовали впервые, но сразу получили высокий статус. В частности, событием для астраханцев стал I открытый фестиваль-лаборатория современного театрального искусства "Верю", в жюри которого значились такие имена, как Борис Невзоров и Владимир Стеклов.
Астраханские артисты также активно гастролируют, их творческие маршруты включают Великобританию, Италию, Израиль, Белоруссию, Азербайджан и Туркмению.
Регион интенсивно развивает не только театральное искусство, но и туризм - этнографический и архитектурный. Продолжается масштабная реставрация Астраханского кремля, ряда религиозных сооружений, относящихся не только к православной культуре, но и к исламу, буддизму.
Пристальное внимание обращается на музеи и библиотеки. Здесь развиваются цифровые сервисы, позволяющие жителям отдаленных сел области и других регионов читать редкие документы или совершать экскурсии по Астрахани и области с помощью мобильных устройств.
В целом, с учетом всех программ и проектов, за четыре года Астраханская область увеличила финансирование культуры в 2,5 раза, до 1 млрд 158 млн рублей.
Об этих и других достижениях отрасли, а также ее особом статусе в 2014 году в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказала министр культуры Астраханской области Ирина Тарасова.
- Ирина Вячеславовна, какие культурные инициативы и проекты уже реализованы под эгидой Года культуры в Астраханской области?
- Работники отрасли достаточно долго ждали, когда в государственной политике России будет сделан акцент на культуру. Ждали не напрасно. Акцент на роли культуры в жизни государства был сделан на уровне руководства страны.
Если говорить об Астраханской области, о работниках отрасли в регионе, то мы системно вошли в этот год. Активизировали работу с министерством культуры Российской Федерации и готовы включиться в бюджетные программы с софинансированием из регионального бюджета. Но нельзя сказать, что до объявления 2014 года Годом культуры мы по-другому относились к своей работе. Наступит 2015 год, и мы так же будем трудиться. Для нас это не просто работа, мы все живем своей профессией. Не хочу говорить, что работники культуры - исключение, и не утверждаю, что в других отраслях нет фанатов своего дела, безусловно, это не так. Но когда мои коллеги - художники, артисты, литераторы, работники музеев и библиотек - помогают сделать нашу с вами жизнь осмысленней, ярче, красочней, для них все то, чем они заняты, есть служение. Год культуры просто еще раз напомнил нам, что на нас лежит ответственность перед зрителями, читателями, слушателями. И мы должны не просто дать зрелище - мы обязаны дать каждому то, что ему было бы интересно и значимо.
К примеру, в нашем городе масштаб и уровень астраханских театров показала постановка оперы "Борис Годунов", которая прошла в 2012 году под открытым небом. Декорациями послужили стены Кремля и Успенский собор. В этом году мы не просто повторим эксперимент, но и сделаем его еще более впечатляющим - в Кремле будет поставлена опера "Князь Игорь".
- Удалось понять, что сегодня интересно зрителю - в первую очередь молодому?
- Думаю, удалось. Весной этого года в Астрахани состоялся проект "Музыка на траве". Люди приходили с пледами, термосами с кофе, сидели на газоне парка и слушали классическую музыку. Так и в Европе проходят концерты. В России этот формат еще пока не очень распространен, но астраханцам он очень понравился. Уже на первый концерт пришли около тысячи зрителей, и в дальнейшем их становилось все больше. Всего же состоялось 8 спектаклей, и этот опыт будет продолжен в дальнейшем.
- Правда, что на последний пришло около 3 тыс. зрителей?
- Абсолютная правда. И меня это не удивляет.
- Не связываете ли зрительский интерес к проекту с тем, что вход был свободным?
- Нет, не связываю! Молодые люди увлечены музыкой и искусством в целом. Для них музыка - неотъемлемая часть их жизни. При этом для многих поход в театр или консерваторию носит в некотором роде характер официального мероприятия - футболку и джинсы не наденешь. Предлагаемый нами формат снимает это ограничение. "Музыка на траве" стала неформальным мероприятием, на которое приходят как постоянные слушатели концертов консерватории, так и те, кто обращается к музыке через электронные гаджеты.
Если вернуться к Вашему изначальному вопросу, нужно отметить, что 2014 год для Астраханской области стал годом крупных фестивалей и культурных акций. Помимо фестиваля "Музыка на траве" мы провели международный фестиваль-лабораторию современного театрального искусства "Верю!", межрегиональный фестиваль народного творчества "Живая вода", международный фестиваль вокального искусства имени Валерии Барсовой и Марии Максаковой, межрегиональные конкурсы "Культурное наследие народов Поволжья", "Моряна", "Зеленые святки", а также ряд выставок и образовательных проектов.
Двухдневный фестиваль "Живая вода" собрал на Астраханской земле фольклорные коллективы и мастеров народных промыслов из Москвы, Калмыкии, Дагестана, Волгоградской, Саратовской и Архангельской областей. В нем принимали участие самодеятельные коллективы - это была живая этнография. И могу сказать, что по уровню эти коллективы ничуть не уступают профессионалам.
Открытием фестиваля стал праздник "Живи, родник народного таланта" на центральной площади г.Нариманов. Творческие встречи с мастерами прошли в Камызякском районе. В селах Чаган и Семибугры гостеприимно принимали саратовский ансамбль народного танца "Вдохновение" и волгоградский ансамбль русской песни "Черемуха", в селе Самосделка - вокально-инструментальный ансамбль "Горцы" из Республики Дагестан. В областном центре на набережной реки Волга прошел гала-концерт "От чистого истока", на котором выступила Надежда Бабкина. Здесь же была организована выставка-ярмарка предметов ремесел и декоративно-прикладного искусства "Город мастеров", народные умельцы представили более тысячи своих работ. В рамках фестиваля также прошел межрегиональный конкурс мастеров декоративно-прикладного искусства "Каспий - берега дружбы".
Теперь планируем расширить масштабы. При поддержке министерства культуры РФ в следующем году планируется провести фестиваль "ДельтаТурФест" - на День рыбака пройдем по Астрахани карнавалом. Это моя мечта, чтобы астраханцы не просто ждали шествия, а чтобы оно их объединяло.
Мы из года в год начинаем разные по направлениям и подаче проекты. В этом году летние проекты объединились в "Волжскую палитру". На живописных открытых площадках города собирается молодежь, они отдыхают, знакомятся друг с другом в русских танцах.
- Русский народный танцпол популярностью пользуется?
- Я Вас приглашаю. Увидите. Девушки появляются на площадке в льняных сарафанах, костюмах. Со стороны кажется, что это почти как отдельное представление. Есть бардовская площадка, на набережной есть площадки художников, литераторов. Литераторы читают прозу и стихи. Читают, а главное, обсуждают. Без читателя и критика литература не может жить. Как и музыка без слушателя - это всего лишь ноты и аккорды, написанные на листе.
У нас работает площадка караоке, где люди могут продемонстрировать свои талант. Кто из нас в детстве не мечтал стать артистом? Но не каждый выбирает для себя этот путь - даже очень одаренные люди порой останавливаются на профессии, не связанной с искусством. Но желание петь никуда не уходит. И в рамках проекта "Волжская палитра" появляется отличный шанс хотя бы отчасти реализовать потенциал. Пусть человек не стал артистом, но он может подарить свой голос землякам. Более того, мы проводим конкурс, который дарит минуту славы и возможность услышать громкие аплодисменты в свой адрес. Сегодня мы развиваем этот проект дальше с тем, чтобы он работал во всех районах Астрахани.
- Ирина Вячеславовна, Вы упомянули фестиваль современного театрального искусства "Верю!". Расскажите о нем подробнее.
- Это многообещающий проект, который открыл астраханскому зрителю яркие театральные таланты из других регионов страны, дал замечательную возможность обмена опытом. Фестиваль на астраханской земле прошел впервые в этом году. Это только начало, но уже около десяти регионов России представили спектакли малых форм. Председателем жюри был наш земляк - Борис Невзоров. В жюри также вошел Владимир Стеклов и многие другие профессионалы актерского дела. В дальнейшем мы намерены провести фестиваль международного уровня, в том числе было бы интересно участие прикаспийских стран.
- Расскажите об участии астраханских артистов в фестивалях, проводящихся за пределами Астраханской области.
- В этом году состоялись гастроли Астраханского государственного театра кукол в Ашхабаде, драматического театра - в Тель-Авиве, театра юного зрителя - в Баку.
В 2013 году с большим успехом прошли гастроли балетной труппы театра в Великобритании. Британской публике были представлены более 40 концертов.
В ближайших планах новые гастроли: театр оперы и балета собирается в Германию, драматический театр отправится в Италию, ТЮЗ - в Белоруссию, а губернаторский ансамбль песни и танца - в Азербайджан.
- Как известно, постановки Театра оперы и балеты номинировали на национальную театральную премию "Золотая маска"…
- Театр оперы и балета номинировался на "Золотую маску" дважды - за постановки "Пиковая дама" и "Мадам Баттерфляй". В рамках Года культуры состоялась премьера спектакля "Евгений Онегин". Начали приезжать критики, им астраханский театр стал интересен. И этот интерес - главное в развитии любого театра. В театр вливается "свежая кровь" из других российских театров, новые артисты передают свое мастерство начинающим.
- Как обстоят дела с подготовкой кадров для театров? Особенно сложно создать балетную школу. Готовит ли Астраханская область балетных танцовщиков?
- Потребность в подготовке балерин появилась в Астрахани с открытием Театра оперы и балета. В колледже культуры открылась новая специальность "Искусство балета", где воспитанники обучаются почти 8 лет. В Астраханской области никогда не было хореографической школы. Мы ее создали, и детишки уже стоят на сцене в "Щелкунчике" и "Пиковой даме". Это многого стоит. В прошлом году астраханская консерватория начала подготовку по специальности "Актерское искусство". Артисты преподают в консерватории, ее выпускники преподают в музыкальном училище. Выпускники музыкального училища потом могут преподавать в музыкальной школе. В результате выстраивается цепочка преемственности.
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о музейных и библиотечных проектах, реализованных в регионе.
- В Астрахани прошла выставка "Наши соседи" из собрания Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО", в астраханской картинной галерее состоялась межрегиональная передвижная художественная выставка "Степная галерея", охватившая Элисту, Астрахань и Волгоград. В областном музее-заповеднике в рамках развития детского культурно-познавательного туризма прошла выставка "Моя Россия: град Петров".
Запустили проект, который получил название "Живой музей". В нем участвуют музейные работники, артисты. Мы видим не просто экспонаты, не просто артистов в костюмах, мы видим силуэты ушедших времен, слышим диалоги людей из прошлого. Происходит погружение в эпоху.
Кроме того, с прошлого года начал действовать проект "Буккроссинг: свободный обмен книгами".
- Это когда можно прийти в парк, взять книгу из специального шкафа и почитать дома? Начиная, не боялись, что книг не останется?
- Признаюсь, обеспокоенность некоторая была. Но оказалось, что переживали зря. Читатели не только возвращают книги, но и приносят новые, пополняя открытую библиотеку. Убедилась в том, что мы решились пойти на этот шаг не зря. И сегодня в Астрахани открыто несколько точек, где установлен Общественный книжный шкаф. Мы организовали детский обмен книгами. Могу сказать совершенно точно - проект удался и пользуется большим интересом.
- Связываете успех с ограничениями распространения книг в интернете?
- Нет, не связываю - ну если только отчасти. Это привычка к традиционной книге. С новыми технологиями связан другой аспект. Музейные работники, библиотекари в некотором роде противились информационным технологиям. Думали, что на них посягают. Когда встречались с ними, я говорила о том, что нужно сохранять фундамент, но и не отказываться от новшеств в работе. Проводили мастер-классы, семинары, на которых объясняли, какие возможности дают современные информационные технологии. Музеи, библиотеки, театры при своей академичности, интеллигентности не должны ждать, что посетители к ним придут. Необходимо делать шаг навстречу зрителю, читателю. Не нужно бояться потерять свои профессиональные качества, лишиться фундамента, на котором стоит музейное или библиотечное дело. Есть другое поколение, и с ним нужно говорить.
- Во многих странах и регионах России проводятся интерактивные экскурсии по достопримечательностям. Есть ли такой опыт в Астрахани и области?
- Мы работаем над развитием виртуальных экскурсий в музее-заповеднике, кремле, картинной галерее. У жителя любого отдаленного от областного центра села должна быть возможность посетить музей, но сельчанин, а тем более инвалид, не всегда может поехать за 200 километров в Астрахань. Конечно, у нас есть филиалы в районах, но самые интересные экспонаты выставлены именно в музеях областного центра. Экскурсия с помощью телефона - неплохое решение в такой ситуации.
В первую очередь отмечу открытие мультимедийной выставки "Тайны Астраханского кремля". Выставка полностью передает обстановку избы XVII века. Все представленные предметы были найдены в ходе кремлевских раскопок.
В Доме-музее Велимира Хлебникова открылась обновленная экспозиция в рамках проекта "Голод пространства, или Комната Велимира" - она дает посетителю возможность совершать виртуальную экскурсию с помощью мобильного устройства.
- Какая работа ведется по музеефикации в регионе, в частности, по созданию музеев на базе археологических комплексов?
- В 2003 году образовался новый музейный археологический комплекс "Селитренное городище". На протяжении нескольких лет в селе Селитренное, на месте столицы Золотой Орды - города Сарай Аль Махруса или Сарай Бату, - ведутся работы по созданию музея "под открытым небом". В будущем туристы смогут увидеть архитектурные объекты столицы, раскопанные и отреставрированные археологами.
На территории Кремля был сделан раскоп, находки в котором относятся ко времени возникновения русских поселений в Астраханской области. Мы планируем музеефицировать его в 2015 году. Планировали раньше это сделать, но на территории комплекса шли реставрационные работы, поэтому было решено отложить сроки.
Кроме того, если говорить о сохранении культурных и религиозных святынь, продолжаем реставрацию хурула в селе Хошеутово, старообрядческой церкви в Астрахани.
- Насколько помню, Кремль за свою историю переживает третью реставрацию. Что сделано за последнее время?
- Реставрация коснулась всего комплекса - всех 25 объектов. Были отреставрированы башни, Успенский собор, Пречистенская колокольня и Никольский храм над воротами, ведущими к Октябрьской площади. Восстановлен из руин пороховой и оружейный склад - Цейхгауз, сейчас там открыт один из лучших на Юге выставочных комплексов. Реконструирован комплекс Троицкого монастыря, находящегося на территории кремля. Ведется реконструкция архиерейского двора за счет федеральных средств. По окончании работ комплекс, в котором находилась зимняя резиденция астраханского архиепископа, предстанет перед нами таким, каким его видели жители Астрахани в начале прошлого века. Будет восстановлена ныне не действующая домовая церковь при подворье.
Сейчас приступаем к реставрации кремлевских стен, защищавших город от набегов кочевников. На это уже направлено 400 млн рублей.
- Какая работа ведется для того, чтобы сделать театры, музеи и библиотеки доступными для инвалидов, какие для них предусмотрены льготы?
- Льготы, в частности, бесплатное посещение спектаклей - не главное. Важна доступность театра, концертной площадки или библиотеки. Важно наличие технологий, которые позволяют понять, что происходит на сцене или на экране.
Для слепых и слабовидящих астраханцев работает тифлокиноклуб "Кино на равных", который позволяет "видеть" происходящее на экране за счет специальных комментариев, описывающих жесты героев, их костюмы, декорации.
В ТЮЗе проходят спектакли в сопровождении сурдоперевода.
В библиотеке в наличии более 10 тысяч "брайлевских" книг, аудиокниг, выпущено три номера газеты "Астраханская культура" шрифтом Брайля и укрупненным шрифтом.
- Ирина Вячеславовна, культура - отрасль затратная. Сколько средств направили власти на развитие культуры в регионе в 2014 году?
- Наша область является одним из лидеров по уровню внимания и поддержки по отношению к культуре. С 2010 года бюджет отрасли увеличился в 2,5 раза - с 465,5 млн рублей до 1 млрд 158 млн рублей в 2014 году. Сегодня в культуру направляется 4,2% средств областного бюджета, четыре года назад эта цифра составляла 0,9%. Такими показателями могут похвастаться примерно пять регионов в стране.
Увеличились и объемы средств, направляемых из федерального бюджета. В 2012 году из федерального бюджета к нам в регион поступило более 500 млн рублей, в 2014 году - уже более 640 млн рублей. Это позволило нам привести в соответствие материально-техническую базу учреждений культуры, с 2013 года принята и активно реализуется государственная программа "Развитие культуры села Астраханской области", рассчитанная до 2020 года. В рамках программы укрепляется материально-техническая база сельских учреждений культуры, реализуются проекты по созданию ремесленных мастерских и центров традиционной народной культуры, по поддержке национальных творческих коллективов и молодых дарований, по подготовке и переподготовке кадров, по государственной поддержке муниципальных учреждений культуры.
- Год культуры преодолел экватор - какие ориентиры намечены на оставшиеся полгода?
- Наша задача - быть на пике событий, принимать участие в знаковых мероприятиях России, продолжать обмен с каспийскими государствами, внедрять в происходящие процессы информационные технологии. Гастрольная деятельность должна и дальше расширять границы, вовлекая в творческие процессы все больше зрителей и заявляя об астраханских коллективах за пределами России. И все это возможно, ведь у нас есть главное - заинтересованность в том, чтобы астраханская культура была представлена во всем ее многообразии и на высоком профессиональном уровне.