В Северной Осетии в рамках всероссийской модернизации системы здравоохранения, планируется значительно повысить качество медицинской помощи населению, улучшить материально-техническую базу и отремонтировать медучреждения. О ходе реализации программы в республике, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" министр здравоохранения Северной Осетии Владимир Селиванов.
- Владимир Анатольевич, на каком этапе находится реализация программы модернизации системы здравоохранения в Северной Осетии? Какие основные задачи выполнены? Какие средства освоены?
- Реализация программы модернизации здравоохранения в Северной Осетии началась с 2011 года, и, надо сказать, все идет в соответствии с графиком. Учитывая то, что программа рассчитана на два года, то часть комплекса мероприятий перейдет на следующий год.
Как известно, проект модернизации состоит из трех направлений: укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, куда входит и приобретение медицинского оборудования по заявкам медучреждений и капитальный ремонт; внедрение современных информационных систем и стандартов оказания медицинской помощи. В целом, объем денежных средств, запланированных на реализацию программы модернизации на 2011-2012 гг., составляет более 1,9 млрд рублей, в том числе средств республиканского бюджета – 28 млн 284 тыс. рублей.
Для реализации программы в республике проведен комплекс мер, в частности, подготовлен пакет документов, размещены заказы, проведены торги и подписаны контракты на покупку необходимого для лечебных учреждений оборудования. На 2011 году запланированы траты в сумме 952 млн 460 тыс. рублей, в том числе на укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения – 597 млн 891 тыс. рублей. При этом на капитальный ремонт направлены 170 млн 700 тыс. рублей, проведено торгов на приобретение медицинского оборудования - на 427 млн рублей. На внедрение современных информационных систем в здравоохранении направлено более 47 млн рублей, на внедрение стандартов медицинской помощи – около 307 млн рублей.
Надо отметить, что оборудование, которое мы планировали закупить, преимущественно поступает к нам своевременно. Но, к сожалению, попались и не совсем добросовестные поставщики, выигравшие на законных основаниях тендеры, но не сумевшие в полном объеме выполнить свои обязательства. Из-за подобных нестыковок мы вынуждены разорвать с неисполнительными бизнесменами контракты по обоюдному согласию. В целом же, могу сказать, что мы уже получили основную часть оборудования, часть еще ожидаем.
Техника, которую приобретает республиканский Минздрав, разнообразная. Есть отечественная, зарубежных производителей, а также совместного производства российских и иностранных компаний. Причем мы не просто обновляем лабораторное оборудование, а приобретаем такие позиции, которых в наших больницах никогда не было. Это делается для того, чтобы население бесплатно получало услуги, избегая хождения по частным лабораториям.
Смею заверить, что такого масштабного перевооружения в системе здравоохранения республики никогда не было, хотя надо отметить, что модернизации предшествовала большая работа в части реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", в рамках которого мы также получили большое количество оборудования. И здесь очень важен комплексный подход - от ремонта и оснащения медучреждений до повышения уровня квалификации медперсонала и заработной платы, что даст возможность полноценно работать, значительно улучшить качество диагностирования.
Акцент на охране здоровья населения делается на уровне руководства республики. Особое внимание реализации этой программы уделяет глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, который лично контролирует ход работ. Хочу отметить и мэрию Владикавказа, лично главу города Сергея Дзантиева, который инициировал создание муниципальной программы «Здоровье», в рамках которой был проведен ремонт и оснащение ряда социально значимых поликлиник города, а также открыта новая бактериологическая лаборатория.
Что касается ремонта, хочу отметить, что в нем так или иначе нуждаются, за редким исключением, практически все медучреждения республики. Поэтому был составлен график, в соответствии с которым и ведутся работы. В частности, в прошедшем году ремонтные работы и реконструкция начались на 19 объектах в 10 медицинских учреждениях, как и было запланировано. Например, на ремонт и оснащение Детской республиканской клинической больницы (ДРКБ) направлено более 38 млн рублей. К настоящему времени здесь уже отремонтированы отделения патологии новорожденных и недоношенных детей, отделение реанимации новорождённых, полным ходом идет капитальный ремонт хирургического и неантологического отделений. На выделенные деньги в течение двух лет планируется провести электромонтажные работы, заменить коммуникации, окна, двери, полы, кровлю. Общая площадь ремонтируемых отделений - более 11,5 тыс. кв. метров.
Также масштабный ремонт был начат в Республиканской клинической больнице скорой помощи (КБСП). Ремонтные работы здесь должны быть завершены в декабре 2012 года. Это самый крупный объект здравоохранения в республике, где необходимо провести ремонтные работы, и на них выделено 225 млн рублей.
Оборудование в рамках программы модернизации здравоохранения также поступает бесперебойно. КБСП получила 11 аппаратов искусственной вентиляции легких, пять рентгенаппаратов, томограф и т. д.
Хочу особо подчеркнуть, что в программе модернизации здравоохранения Северной Осетии акцент сделан на систему родовспоможения - на это приоритетное для республики направление будет направлено более 25% от общего объема финансовых средств. Напомню, что в столице республики функционируют три лечебно-профилактических учреждения родовспоможения. В настоящее время ведется капитальный ремонт родильного отделения Республиканской клинической больницы и отделения патологии беременности родильного дома № 2 по улице Тамаева. Общий объем средств, направленных на последний, составляет немногим более 15 млн рублей. По условиям контракта срок сдачи объекта - ноябрь 2012 года. На закупку оборудования и оснащение отделения роддома будет направленно 19,5 млн рублей.
Самое главное - проводимые работы, несомненно, скажутся на качестве обслуживания беременных женщин. В частности, благодаря оснащению роддома современным оборудованием в республике смогут выхаживать преждевременно рожденных малышей весом от 500 грамм. Дети с таким весом рождаются почти на половине срока - от 22 недель, и ранее практика их выхаживания не велась. Этот новый федеральный стандарт вводится со следующего года, соответственно, все профильные медучреждения будут выхаживать новорожденных с такой массой тела, что требует приложения максимальных усилий специалистов и их высокой квалификации. Несомненно, что прогресс в развитии данной практики неразрывно связан с улучшением бытовых условий в клиниках.
- Вы сказали, что на внедрение стандартов медицинской помощи было направлено более 307 млн рублей. Как проходит этот процесс, и что он даст в конечном итоге?
- Да, верно. А если быть более точным, из указанной суммы на проведение мероприятий по поэтапному переходу к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами направленно 216,4 млн рублей, на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, - более 91 млн рублей, на проведение диспансеризации 14-летних подростков – 6 млн рублей.
Откровенно говоря, в части внедрения медицинских стандартов мы немного "буксуем", впрочем, как и вся страна, за исключением тех регионов, у которых уже был опыт подобной работы. Поэтому, учитывая эту особенность, специалисты Минздравсоцразвития РФ эту часть преобразований для более качественного внедрения перенесли на 2013 год. В то же время могу отметить, что в республике на сегодняшний день девять стандартов из 11 запланированных уже внедрены. В частности, проведение диспансеризации подростков и доступность амбулаторной медицинской помощи мы, что называется, закрыли на сто процентов. Что касается стационарных стандартов, лучше всех в республике пока идут дела в онкологической клинике. Впрочем, у нас есть время досконально все изучить, включая опыт более передовых регионов и, в конечном итоге, кардинально улучшить качество оказания медицинской помощи населению. Безусловно, эта работа проходит в рамках нормативных актов, регламентирующих порядок внедрения стандартов в лечебно-профилактических учреждениях республики. Кроме того, в медицинских организациях разработаны локальные нормативные документы, регулирующие порядок осуществления денежных выплат.
В идеале пациент, проходящий лечение по стандартам, вкупе с лечением будет получать и соответствующие медикаменты. Для этого отдельной статьей предусмотрены расходы на лекарственные средства и расходные материалы. Доля фактических расходов на них от общих расходов на внедрение стандартов оказания медицинской помощи составляет 40%.
- Отразится ли модернизация на оплате труда медиков? Как решается проблема дефицита высококвалифицированных кадров в республике?
- К сожалению, на нашем уровне ситуацию с зарплатами в здравоохранении кардинально поменять невозможно, и эту объективность надо учитывать. Тем не менее, мы планируем постепенно перейти на новую систему оплаты труда, в рамках которой главный врач ЛПУ, исходя из бюджетных возможностей, сможет премировать, выплачивать стимулирующую надбавку сотрудникам.
Кроме того, модернизация системы здравоохранения как раз в части внедрения стандартов оказания медпомощи предполагает повышение среднего уровня заработной платы врачам и медсестрам, где упомянутые уже стандарты уже действуют. Например, к концу прошлого года средний уровень зарплаты врачей, оказывающих стационарную медицинскую помощь в медучреждениях, участвующих в оказании медицинской помощи по стандартам, составил 13 тыс. 293,8 рубля, увеличение составило 28,2%. Оплата труда среднего медицинского персонала в среднем составила 8 тыс. 706 рубля (повышение на 19,3%). Также денежные средства на реализацию программной части оказания помощи по стандартам в части повышения доступности амбулаторной медицинской помощи были перечислены 32 лечебно-профилактическим учреждения республики.
Смею заверить, что штатная численность и укомплектованность врачами-специалистами и средним медицинским персоналом медицинских организаций, участвующих в данном мероприятии, соответствует требованиям программы.
А вот что касается высококвалифицированных узких специалистов, то их в Северной Осетии явно недостаточно. В государственных ЛПУ не хватает анестезиологов-реаниматологов, нейрохирургов, терапевтов и т. д. С другой стороны, по сравнению с соседними республиками у нас не настолько плачевная ситуация. Естественно, что этим сравнением я не успокаиваю себя, проблема есть и ее надо решать. Нужно привлекать таких врачей в регион, прежде всего, достойной заработной платой. На мой взгляд, необходимо в ближайшее время переходить на контрактную систему оплаты труда таких узкопрофильных врачей.
При этом я твердо убеждён, что ликвидация существовавшей ранее системы распределения выпускников вузов значительно усугубляет эту проблему. Сейчас почему-то выпускники медвуза сразу рвутся в ординатуру, интернатуру, и в итоге мы получаем молодых врачей, не умеющих элементарно делать внутривенные уколы. Врач должен уметь сам перестелить тяжелому больному постель, делать перевязки, ставить капельницы, носить "утки", в конце концов, и только после этого требовать выполнения этой работы от подчиненных.
- Скажите, предусматривает ли программа модернизации прохождение каких-либо курсов, повышение квалификации врачей, чтобы выправить ситуацию с нехваткой специалистов?
- Разумеется, в рамках программы запланировано повышение укомплектованности медицинскими кадрами, профессиональная переподготовка врачей. В текущем году заключены договоры и направлены на переподготовку 80 врачей. В соответствии с нормативными документами первичная подготовка специалистов осуществляется в рамках клинической ординатуры или интернатуры.