Ростовская область – один из первых регионов РФ, который приступил к внедрению системы лицензирования управляющих компаний. Первые шаги в этом направлении были сделаны в декабре 2014 года. Окончательно лицензирование завершилось 1 мая. По итогам этой процедуры 347 организаций получили право на управление многоквартирными домами, но 82 в лицензии было отказано. Какие проблемы ожидают население региона по окончанию лицензирования, какова цель лицензирования и его итоги, а также о нескольких приоритетных вопросах в сфере ЖКХ Ростовской области агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр ЖКХ региона Сергей Сидаш.
- Сергей Борисович, можно ли уже подвести итоги лицензирования управляющих компаний?
- Лицензирование управляющих компаний - процедура, которую должны были пройти все организации, которые желают работать в сфере управления многоквартирными домами. Целью является повышение качества предоставляемых управляющими организациями услуг. Законодательство подразумевает, в первую очередь, открытость всей информации этих организаций.
Сейчас рано говорить о том, что лицензирование достигло каких-либо результатов. Но в ходе подготовки к этому процессу, мы увидели, что управляющие компании стали открывать информацию не только на государственных сайтах, но и для рядовых граждан, мы увидели, что качество обслуживания многоквартирных домов в этот период значительно улучшилось. Кроме того, Ростовская область заняла пятое место среди регионов России в рейтинге по подготовке управляющих компаний к лицензированию, это наглядно показывает насколько эффективна проведена работа в этом направлении.
К моменту завершения процесса лицензирования 1 мая, было выдано 300 лицензий. Но 81 компании, которые не успели исправить все нарушения до назначенного срока, в лицензии было отказано, и они прекращают управление многоквартирными домами. Руководство управляющих компаний должно четко понимать, что если заявление на лицензирование не было подано или они получили лицензию позже срока, то возможность управления многоквартирными домами теряется.
При этом все организации имеют второй шанс, и многие управляющие компании им воспользовались и подали повторное заявление на получение лицензии. На сегодняшний момент в Государственную жилищную инспекцию повторно подано 56 заявлений, по 27 из них уже приняты положительные решения. Но эти лицензии - "пустые", поэтому таким организациям предстоит заново завоевывать доверие граждан, она может получить в управление только те дома, собственники которых самостоятельно изберут эту компанию. Наши граждане должны знать, что получение повторной лицензии не является гарантией того, что компания продолжит управлять многоквартирным домом. Жильцы домов, которые находились в управлении компаний, не получивших лицензии должны принять решение на общем собрании. Если же такое решение не будет принято, орган местного самоуправления обязан провести конкурс по выбору управляющей организации. Сейчас по Ростовской области около 4% домов находятся в управлении компаний, не получивших лицензии, но они обязаны предоставлять гражданам услуги в полном объеме, пока не будет выбрана новая управляющая организация.
Я хочу подчеркнуть, что система лицензирования не несет в себе угрозы вытеснения с рынка управляющих компаний, она нацелена исключительно на повышение качества обслуживания многоквартирных домов. У всех организаций есть право получить лицензию, но они обязаны соблюдать установленные стандарты работы. Сегодня у них есть для этого все возможности.
- Поможет ли эта система решить проблему задолженности в сфере ЖКУ?
- Задолженность не влияет на получение компанией лицензии, потому что в настоящее время управляющих организаций без долгов практически нет. Задолженность - это комплексный подход, нельзя просто говорить, что управляющая компания не платит, важно разобраться, почему она не платит.
Во-первых, многое зависит от платежной дисциплины населения. В настоящее время у нас нет санкций за неоплаченные счета. Если говорить о собираемости платежей за ЖКУ среди населения в целом, то ситуация на сегодняшний день неплохая, но из этого складывается какая-то часть задолженности. По нашему региону идет оплата практически на 90%, но остальные 10% влияют на ежегодный рост задолженности.
Во-вторых, вызывает вопросы исполнение управляющей компанией постановления правительства РФ, согласно которому управляющая организация обязана в течение суток перечислить средства за оплату коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям в целях контроля целевого использования средств. Также имеются случаи несоблюдения целевого назначения платежа управляющими компаниями. Они отвлекают деньги поставщиков услуг, которые предназначены, например, на ремонт крыши или фасада. Жильцы довольны, потому что улучшились их жилищные условия, но до ресурсоснабжающих организаций деньги не дошли. Но в таком случае санкции за нецелевое использование средств к компаниям не применяются, поскольку деньги не остались в чьем-то "кармане".
Для решения проблемы задолженности министерство ЖКХ Ростовской области предлагает ряд решений по ужесточению контроля над платежной дисциплиной в сфере жилищно-коммунального управления. В частности, если управляющая компания в течение длительного периода не будет погашать задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, дело дойдет до лишения ее лицензии.
- Сегодня очень многие общественные организации проявляют активность в сфере контроля органов исполнительной власти. Какие отношения установились с общественным организациями у министерства ЖКХ региона?
- Общественный контроль в сфере ЖКХ является приоритетом. Не так давно был создан центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства на базе Ростовского областного учебного центра.
Этим центром проводится огромная работа, но мы понимаем, что одногоцентра нам мало, поэтому перед нами стоит задача создать такие центры во всех муниципальных образованиях Ростовской области. Сегодня такие центры созданы уже в 45 муниципальных образованиях и они действительно эффективно работают. Также, В.Ю. Голубев поставил задачу создания общественного совета при каждом органе исполнительной власти. При министерстве жилищно-коммунального хозяйства общественный совет был создан в 2012 году. В его состав вошли 11 человек - это представители областной ассоциаций ТСЖ, совета муниципальных образований, депутаты законодательного собрания. Мы ежемесячно проводим совместные совещания, в том числе рассматриваем вопросы в сфере управления многоквартирными домами, а также проблемы водо- и теплоснабжения.
Именно общественный совет поднял вопрос о сокращении сроков выхода из общего счета регионального оператора программы капитального ремонта домов. По ситуации на сегодняшний момент можно сказать, что понадобится не менее двух лет для того, чтобы выйти на специальный счет, в то время, как общественный совет предложил сократить это время до года. В настоящее время этот вопрос рассматривает профильный комитет Законодательного Собрания Ростовской области. Также, совместно с общественным советом, прорабатывается вопрос кредитования населения в рамках программы капремонта, аспекты областной поддержки, погашение процентной ставки и многие другие вопросы.
Кроме того, вместе с общественным советом министерство ЖКХ Ростовской области проводит информационно-разъяснительную работу с населением. И она приносит свои плоды. Сегодня жители очень профессионально пишут жалобы, население уже многое понимает и может правильно реагировать. Мы продолжаем работу в этом направлении и наш план по информированию, обучению населения неукоснительно выполняется.
- Одним из основных направлений развития сферы ЖКХ Ростовской области является внедрение системы раздельного сбора мусора, мусоропереработки. Как реализуются эти программы в настоящее время?
- Мы планомерно двигаемся в этом направлении. Программа внедрения системы раздельного сбора мусора уже активно реализуется. Нами ведется упорная работа в этом направлении. В 2013 году мы начали обучение раздельному сбору мусора с дошкольниками, а чуть позже перешли к школе. Работа ведется совместно с Министерством образования, Министерством экологии и природных ресурсов.
Разумеется, область пока не готова к повсеместному раздельному сбору мусора. Хотя бы потому, что данная модель поведения связана с фундаментальными изменениями сознания людей. Однако мы не ждем подходящего момента, а готовим почву для внедрения практики раздельного сбора на территории области. Это поручение дано губернатором. На сегодняшний день, в данной работе задействованы все министерства и ведомства. Это принципиально важно для функционирования комплексной системы управления с твердыми коммунальными отходами.
В настоящее время, наиболее эффективными показали себя проекты, реализуемые на основе государственно-частного партнерства. К примеру, в Аксае за счет местного бюджета и управляющей организации оборудовано 50 контейнерных площадок. За счет предприятия "Южный город", осуществляющего сбор и вывоз отходов, приобретены контейнеры для площадок в частном секторе, что позволит исключить бесконтейнерный сбор ТКО. В Сальске за счет средств инвестора установлено 24 подземных контейнера. В Таганроге по решению администрации города также был привлечен инвестор и созданы совместные предприятия по внедрению системы заглубленных контейнеров, их в городе установлено 83.
В Ростове-на-Дону также есть подобные проекты, в частности, в середине мая текущего года ростовским предприятием "Донская гофротара" за счет собственных средств оборудованы два стационарных пункта по приему макулатуры за деньги. Предприятие сейчас рассматривает вопрос заключения соглашения с "Чистым городом" на право забирать макулатуру от обслуживаемых им объектов.
Кроме того, развиваются проекты по мусоропереработке. Ростовская область работает над созданием на территории региона экологических отходоперерабатывающих комплексов (МЭОК). В рамках формирования комплексной системы обращения с отходами планируется создать восемь МЭОК: Красносулинский, Волгодонской, Неклиновский, Морозовский, Сальский, Мясниковский, Новочеркасский, Миллеровский. Все компексы включают в себя сортировку, переработку и утилизацию отходов за счет инвесторов. Каждый из комплексов рассчитан на переработку более 100 тыс. тонн отходов, поскольку переработка меньшего объема просто не рентабельна для инвесторов.
По всем МЭОК уже определены инвесторы, земельные участки и сейчас все проекты находятся в стадии проектирования. Один из проектов уже прошел экологическую экспертизу и в данный момент проходит государственную. К 2018 году мы планируем ввести в эксплуатацию уже все восемь кластеров.