Ростовская область активно готовится к проведению чемпионата мира по футболу-2018. На особом контроле у руководства региона - возведение к предстоящему мундиалю стадиона и аэропортового комплекса. Однако строительством только этих двух грандиозных объектов план подготовки к ЧМ-2018 не ограничивается. О том, что сделано и предстоит сделать, агентству "Интерфакс-Юг" рассказал первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов.
- Игорь Александрович, чем возводимая "Ростов-Арена" будет отличаться от других современных стадионов?
- "Ростов-Арена" рассчитана на 45 тыс. зрительских мест. С архитектурной точки зрения, стадион будет представлять собой овальную сферу с кровлей волнообразного очертания, по периметру накрывающей трибуны с прямоугольным вырезом над футбольным полем.
Согласно проекту, внешняя отделка стен стадиона будет выполнена по технологии навесного фасада из перфорированных алюминиевых блоков, трибуны - из сборного железобетона, покрытие кровли - из тентовой мембраны.
Проект "Ростов-Арены" предусматривает также ряд конструктивных решений, которые будут выгодно отличать его от других стадионов.
В частности, тент из ПВХ-ткани для кровли стадиона выполняется по уникальной инновационной технологии фирмы Ferrari (Франция) и обладает рядом технических преимуществ перед другими композитными материалами. Нити мембранного материала постоянно подвергаются натяжению, что значительно увеличивает размерную стабильность и стойкость материала под нагрузками. В результате мембрана получается легкой и прочной. Кроме того, кровля из ПВХ-ткани светопроницаема, что существенно снижает затраты на искусственное освещение в дневное время суток.
Помимо этого, на стенах стадиона с наружной стороны будет расположен медиафасад, сконструированный из светодиодных модулей различных по форме и размерам. Его можно использовать, не только в качестве подсветки, но и как информационное табло для трансляции данных - текстовых сообщений, графики, анимации и видео.
- Насколько широко применяются в строительстве стадиона материалы и оборудование, производимые российскими компаниями?
- Проект строительства предполагает максимальное использование материалов российских производителей, разумеется, при условиях экономической эффективности замены импортного оборудования его отечественными аналогами.
Всего поставку материалов и выполнение различных услуг для реализации проекта осуществляют более 40 российских компаний, половина которых располагается в Ростовской области.
В том числе, для внутреннего освещения объекта используются светодиодные светильники "Вартон", для окраски внутренних и наружных поверхностей - декоративные отделочные материалы компании "Стена", также в строительстве задействованы энергоэффективные стеклопакеты от компании "СТиС" и композитные материалы "НефтеТехнологии".
- Значимым инфраструктурным проектом в Ростовской области является также и возводимый, что называется, в чистом поле аэропортовый комплекс "Южный", какие особенности будут здесь?
- Создание аэропортового комплекса "Южный", которому жители Ростовской области дали официальное название "Платов", идет также с опережением графика. В настоящее время здесь ведется параллельное строительство аэровокзального комплекса и аэродромной части.
Здание аэровокзала будет современным не только снаружи, но и внутри. В частности, проект предусматривает создание 10 телескопических трапов, а также зоны электронной регистрации, современной системы подачи багажа, что позволит существенно повысить эффективность обслуживания пассажиров.
Строящийся аэропортовой комплекс в перспективе заменит существующий аэропорт Ростова-на-Дону, который планируется интегрировать в городскую застройку.
Пропускная способность "Платова" составит 5 млн пассажиров в год. Проект строительства нового аэропорта реализуется на условиях государственно-частного партнерства, его инвестором проекта является ГК "Ренова". Общий объем финансирования составляет 37,2 млрд рублей. Ввести комплекс в эксплуатацию планируется до конца 2017 года.
- Многие мероприятия, связанные с подготовкой к ЧМ-2018, проводятся в центральной и левобережной частях Ростова-на-Дону. Какие изменения должен претерпеть город, чтобы соответствовать уровню чемпионата, сохранив, при этом, свою самобытность?
- Центр Ростова-на-Дону нуждается, в первую очередь, в инфраструктурной реконструкции. Ее основная задача - разгрузка ключевых транспортных артерий города, а также создание благоустроенных общественных пространств.
При этом преобразования предполагают сохранение масштаба, пропорций и элементов исторической застройки, поскольку именно в центре города сосредоточены здания, представляющие культурную ценность Ростова-на-Дону в освобождении от внешних инженерных сетей - хаотично расположенных воздушных линий электроснабжения, выведенных наружу трасс теплосетей и газопроводов. Помимо того, что такая ситуация негативно влияет на внешний вид города, это также затрудняет дальнейшее развитие территории.
Поэтому еще одной нашей целью при подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года является освобождение центра Ростова-на-Дону от нагромождения инженерных сетей.
Если же говорить о Ростовской агломерации то ее центром, безусловно, является левобережная часть Ростова-на-Дону, поскольку здесь создаются объекты, которые будут обеспечивать важные транспортные, спортивные, рекреационные и административные функции при проведении чемпионата. В частности, на левом берегу Дону ведется строительство "Ростов-Арены".
Вне всякого сомнения, Южная столица будет интересна болельщикам с исторической и архитектурной точек зрения. Ростов-на-Дону как и другие южные города, имеет и общие черты и определенные различия. В архитектуре города представлены строения от самых ранних архитектурных стилей до советского неоклассицизма. Это и русский классицизм, эклектика стиля "модерн", советский конструктивизм и советский неоклассицизм. Таким образом, своеобразный облик города создавался из многообразных стилей, предопределенных его ролью в истории как форпоста российского государства.
- И еще об одном глобальном проекте региона - какова судьба высокоскоростной магистрали "Москва - Ростов-на-Дону - Адлер"?
- Правительством Ростовской области совместно с ОАО "РЖД" и ОАО "Скоростные магистрали" ведется работа по подготовке к реализации проекта "Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва - Ростов-на-Дону - Адлер", проходящей по территории Ростовской области.
Общая длина двухпутной магистрали Москва - Адлер составит около 1600 км, в границах Ростовской области железнодорожное полотно пройдет по 10 муниципальным образованиям и трем городам включая Ростов-на-Дону. Протяженность участка по Ростовской области составит 340 км.
Напомню, что в рамках подготовки к реализации этого проекта в августе 2013 года в Ростовском государственном университете путей сообщения были проведены общественные слушания с приглашением представителей муниципальных образований и городов, по территориям которых планируется прохождение магистрали.
В настоящее время завершена работа по согласованию окончательного варианта прохождения ВСМ по территории Ростовской области в увязке с размещением аэропортового комплекса "Платов".
Планируемый срок начала строительства железнодорожной магистрали - 2024 год с вводом объекта в эксплуатацию в 2035 году.
В заключение нашей беседы стоит отметить, что на всех объектах инфраструктуры, подготавливаемой к строительству (реконструкции) в рамках чемпионата мира по футболу были своевременно осуществлены все необходимые виды инженерных работ, а также, в самые кратчайшие сроки была оформлена вся разрешительная документация.
Правительством Ростовской области в еженедельном режиме контролируется ход подготовки Ростовской области к проведению чемпионата мира по футболу. Такая жесткая опека позволяет решать любые возникающие проблемы в самые короткие сроки. И нет никакого сомнения, что Ростов-на-Дону к началу проведения ЧМ-2018 по футболу будет соответствовать самым высоким требованиям.