- Николай Григорьевич, как Вы оцениваете состояние жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края? Какие, на Ваш взгляд, основные проблемы существуют сегодня в регионе?
- Передовые мировые стандарты качества жизни выдвигают человеческий быт, домашний комфорт, сервис услуг на первый план. В России это жизненное обустройство называют жилищно-коммунальным хозяйством не без доли самоиронии. Действительно, пришло время, когда человеку, прежде чем говорить о высоких материях, не мешало бы проверить состояние санузлов. Культура, как известно, начинается с туалета, как и театр с вешалки.
Как система жилищно-коммунальное хозяйство закладывалось еще в 60-80-е годы минувшего столетия, и в настоящее время его изношенность составляет в среднем по стране 70%. Только в последние годы ему стало уделяться внимание на всех уровнях.
На Кубани, где жизненный уровень людей всегда был выше среднестатистического, пропорционально развивалось и ЖКХ. Сегодня его состояние велико: протяженность водопроводных сетей составляет более половины экватора земного шара - 27 тысяч километров, длина канализационных сетей равна расстоянию до Новосибирска. Жилищный фонд огромен: только многоквартирных домов насчитывается 85 тысяч, в которых около 1 миллиона квартир общей площади более 118 миллионов квадратных метров.
Это показатели имущественного состояния, что касается состояния души кубанцев - наших избирателей, то их боевой настрой на модернизацию соцкультбыта способствовал принятию администрацией и Законодательным Собранием Краснодарского края шести краевых целевых программ по самым болевым направлениям отрасли. Трудовой союз народа, власти и работников ЖКХ дал первые положительные результаты.
Сегодня Кубань занимает второе место в России по темпам ввода жилья. В период с 2008 по 2012 годы было отремонтировано более 3 тысяч многоквартирных домов на сумму 9,75 миллиарда рублей, из них 7,3 миллиарда рублей - средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, почти 1 миллиард рублей средств краевого бюджета и практически столько же средств местных бюджетов. Переселено из аварийного жилья 8,7 тысяч человек из 408 домов. Только в 2012 году в 49 муниципальных образованиях отремонтировано 415 домов на сумму 1,5 миллиардов рублей, а из аварийного жилья переселено 4,8 тысяч человек. Всего за 2009-2012 годы аварийное жилье сократилось более чем на 50%.
В течение 2011 года и первой половины 2012 года заменено и отремонтировано более 900 километров сетей водопровода и более 100 километров сетей канализации. За это же время на баланс органов местного самоуправления принято 420 из 580 километров бесхозяйных сетей и 37 из 260 километров бесхозяйных сетей водоотведения. А в 2012 году реконструировано более 220 километров сетей водоснабжения.
Актив отрасли и депутатский корпус края считают, что это только начало большого пути по обновлению и реконструкции ЖКХ. По краевой программе развития водоснабжения до 2020 года ремонту подлежат 1800 километров сетей и 220 водопроводных сооружений. Предстоит решение проблем по замене 46% сетей водоснабжения (12 тысяч километров) и 39% канализационных сетей (1,8 тысяч километров). Необходимо значительно сократить потери при транспортировке воды (сейчас они составляют около 40%); установить индивидуальные и общедомовые приборы учета коммунальных услуг.
Согласно принятому краевому бюджету на 2013 год, на реализацию программы обеспечения населения качественной питьевой водой предусмотрено выделение 250 миллионов рублей.
Капитальному ремонту подлежат более 8 тысяч многоквартирных домов. Из аварийного жилья предстоит переселить более 3 тысяч человек. Проблем, как видите, хватает.
Хочу отметить, что жилищно-коммунальное хозяйство, несмотря ни на какие трудности, продолжает оставаться многопрофильной жизненно необходимой сферой экономики. Это масштабная сфера для привлечения инвестиций, одна из самых перспективных отраслей экономики края, которая должна работать на основе государственно-частного партнерства. Состояние ЖКХ - главный показатель не только качества, но и образа жизни. Осознание данной национальной для России идеи должно и может вдохновить инвесторов на прорыв в этой области.
- Что делают депутаты Законодательного собрания Краснодарского края в плане решения проблем ЖКХ?
- Вопросам в сфере жилищно-коммунального хозяйства депутаты вместе с исполнительными органами Краснодарского края всегда уделяли особое внимание. На подготовку к осенне-зимнему периоду 2012-2013 годов направлено 3 миллиарда 260 миллионов рублей, в том числе из краевого бюджета - 325 миллионов. К зиме отремонтировано 495 километров аварийных сетей водопровода и канализации, 329 водонапорных башен, 33 резервуара и 99 насосных станций. Принята ведомственная целевая программа "Развитие канализации населенных пунктов Краснодарского края на 2013-2015 годы".
Эффективность управления общим имуществом в многоквартирных домах также являлась предметом изучения депутатов. В постановлении "О мерах поддержки товариществ собственников жилья" предложен ряд мероприятий, направленных на улучшение работы товариществ собственников жилья как наиболее оптимальной формы управления многоквартирным домом.
В 2012 году комитет изучал вопрос выполнения в крае требований законодательства по раскрытию информации о своей деятельности организациями, занимающимися управлением многоквартирными домами. К сожалению, депутаты были вынуждены констатировать, что свободный доступ граждан к информации о деятельности ТСЖ, управляющих компаний и кооперативов, обеспечен далеко не везде.
В ходе мониторинга установлено, что только 22,5% управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов имеют собственный сайт в Интернете, что не позволяет гражданам ознакомиться с необходимой информацией в удобное для них время. По старинке большинство управляющих организаций (78,6%) размещают информацию на информационных стендах в своих офисах. А ведь именно с отсутствием информации о выполнении тех или иных работ, о тарифах на коммунальные услуги и др. связано основное количество обращений жителей в органы власти.
Чтобы активизировать работу управляющих организаций в этом направлении, постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края были даны рекомендации главам городских округов, городских и сельских поселений ответственно заняться этим вопросом.
- Ни для кого не секрет, что из года в год растут тарифы на услуги ЖКХ. Существуют ли у кубанских парламентариев рычаги, позволяющие оказывать влияние на рост тарифов?
- С 2013 года в России запланировано однократное увеличение тарифов на коммунальные услуги - с 1 июля. В соответствии с параметрами, которые нам устанавливает Федеральная служба по тарифам, рост тарифов на газ на Кубани составит 15%, на электроэнергию - на 12,07%, на тепловую энергию - 10,9% и на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения - 10,2%.
Нормы законодательства по ограничению предельного роста совокупной платы населения за коммунальные услуги утратили свою силу, и теперь остается только адресная поддержка социально незащищенной категории граждан путем предоставления субсидий в случае, если плата за коммунальные услуги превышает допустимые нормы расходов на оплату ЖКУ в бюджете семьи. Сегодня максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в крае установлена в размере 22% (для многодетных семей - 15%).
Нужно отметить, что контроль обоснованности стоимости услуг, потребителями которых являются жители региона, - это обязанность государственной и муниципальной власти.
- Одна из злободневных тем - борьба с незаконным строительством. Самовольное строительство в Краснодаре приобрело угрожающие масштабы. Как Вы считаете, есть ли возможность усовершенствовать законодательную базу, чтобы помочь муниципальным властям решить эту проблему?
- Действительно, самовольное строительство - серьезная проблема активно развивающихся городов края. На 1 октября 2012 года в краевом реестре находится 1781 объект самовольного строительства. Особо здесь выделяются приморские города и Краснодар, на территории которых около 70% от общего числа самовольных строений.
Полномочиями по контролю за соблюдением земельного и градостроительного законодательства наделены органы местного самоуправления. Решение о признании объекта самовольным строением и о его сносе принимает суд.
Важную роль в этой деятельности играют органы архитектуры и градостроительства. В первую очередь, на мой взгляд, должны быть приняты документы территориального планирования и градостроительного зонирования. Это один из инструментов борьбы с самостроем. Конечно, необходимо актуализировать реестры зданий и сооружений, возведенных с нарушением законодательства. Этой проблеме нужно придать максимальную гласность и открытость, размещая эти реестры в сети Интернет на официальных сайтах органов госвласти и органов местного самоуправления.
И, конечно же, необходима активность органов местного самоуправления по выявлению и пресечению самовольного строительства.
Здесь хотелось бы отметить проблему незаконного строительства многоквартирных жилых домов так называемыми частными застройщиками, которые привлекают средства граждан. Еще не изжиты случаи, когда привлечением денежных средств населения для строительства многоквартирных жилых домов занимаются физические лица в отсутствие исходно-разрешительной документации либо на земельных участках, предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов. Впоследствии такими "застройщиками" строительство объектов не завершается, оформление гражданами права собственности через судебные инстанции затягивается на несколько лет. Люди в итоге теряют деньги, так и не заселившись в квартиры.
Этой проблемой депутаты совместно с управлением по надзору в области долевого строительства занимаются не первый год. В текущем году начата реализация ведомственной целевой программы, направленной на повышение правовой грамотности населения Краснодарского края по вопросам участия в долевом строительстве.
- С 2013 года в России вступит в силу новый закон об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В чем суть закона? Какие проблемы он сможет решить?
- С 1 января 2013 года будет создаваться так называемый специализированный жилищный фонд для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Определено, что таким лицам региональными органами государственной власти должны однократно предоставляться благоустроенные жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. После этого срока жилые помещения должны исключиться из специализированного жилищного фонда, а с детьми-сиротами, в них проживающими, должен быть заключен договор социального найма. В отдельных случаях сроки найма спецжилья могут быть продлены.
Проживание детей-сирот в специализированном жилищном фонде позволит предотвратить незаконные сделки, а также иные мошеннические действия, влекущие утрату права детей-сирот на жилые помещения.
Данный проект закона, регулирующий эти вопросы и учитывающий особенности Краснодарского края, а также опыт работы в муниципалитетах по обеспечению жильем детей-сирот, принят на сессии Законодательного собрания Краснодарского края 19 декабря 2012 года.
- Какие законодательные инициативы, связанные с работой Вашего комитета, будут реализованы в 2013 году?
- Комитетом уже сформирован план нормотворческой и контрольной деятельности на 2013 год, в который включены проекты нормативных правовых актов, направленные на приведение законодательства края в соответствие с изменившимся федеральным законодательством, а также проекты постановлений, которые будут подготовлен по результатам изучения хода исполнения законодательства в различных сферах на территории Краснодарского края.
Например, под пристальным вниманием депутатов будут вопросы "О работе органов местного самоуправления в Краснодарском крае по реализации жилищного законодательства РФ в сфере управления многоквартирными домами" и "О мерах по реализации на территории Краснодарского края ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
В связи с недавним принятием Госдумой РФ изменений в федеральное законодательство в части создания новой системы организации и проведения капремонта многоквартирных домов наш комитет совместно с администрацией края будет разрабатывать соответствующий закон Краснодарского края.
Хочу отметить, что в соответствии с краевым законодательством проекты нормативных правовых актов комитет будет рассматривать с участием экспертно-консультационного совета, который будет сформирован при комитете в первом квартале 2013 года.
В послании президента РФ В.Путиным предложено установление общественного контроля в различных сферах жизнеобеспечения людей. К системе ЖКХ, по нашему мнению, это относится в первую очередь.