В ноябре премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление правительства о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа на территории Наримановского района Астраханской области. О том, что было сделано для подготовки проекта и что сделают для его реализации, агентству "Интерфакс-Юг" рассказал председатель регионального правительства, вице-губернатор Константин Маркелов.
- Константин Алексеевич, работу по реализации этого проекта астраханское правительство начало еще в 2012 году. Расскажите о ней подробнее. Какое значение этот проект имеет для региона?
- Проект по созданию ОЭЗ имеет не региональное, а федеральное и международное значение. Сегодня существует необходимость локализации судостроительного и нефтегазового производства, организации производства полного цикла. На данный момент и наше судостроение, и наш нефтегазовый сектор очень зависят от импортных составляющих. В гражданском судостроении до 70% комплектующих при строительстве любого объекта - это импорт. При этом завозить комплектующие очень дорого, невыгодно - наши производители становятся неконкурентоспособными в тендерах на строительство судов.
Поэтому (и это общемировая тенденция) большая часть стран старается локализовать на своей территории производство комплектующих. Президент поставил задачу максимально сконцентрировать на российской территории строительство судов, помочь нашей промышленности.
Объединенная судостроительная корпорация разработала стратегию развития судостроительной отрасли вместе с министерством промышленности и министерством экономического развития РФ. Согласно этой концепции, Астраханская область определена как базовый регион, который имеет опыт реализации оффшорных проектов, где серьезно развито судостроение.
Но для привлечения инвесторов нужна система, нужны льготные условия. Такие налоговые преференции можно выделить в рамках особой экономической зоны. Именно поэтому мы стали готовить весь необходимый пакет документов. Предложение по созданию ОЭЗ было поддержано президентом Российской Федерации, председателем правительства.
Работа по созданию особой экономической зоны на территории Астраханской области ведется уже два года. Для реализации задуманного нами была разработана соответствующая заявка, выполнено предварительное проектирование объектов инфраструктуры, подготовлено технико-экономическое обоснование. Проведены презентации проекта для привлечения к участию якорных резидентов.
- С кем вели переговоры?
- Со всеми компаниями, поставляющими комплектующие для судостроения. Встречались с руководством компаний на федеральном, на региональном уровнях. Встречи проводили и губернатор, и я, и наши сотрудники. Таких встреч было более 60.
В итоге определился круг компаний, которых заинтересовало наше предложение, которых привлекает российский рынок.17 предприятий уже подписали с нами соглашения о намерениях стать резидентами. В основном, это профильные, судостроительные компании, обслуживающие нефтегазовый сектор, но по законодательству возможно размещение и других производств, не имеющих аналогов в РФ.
- В чем преимущества Астраханской ОЭЗ?
- Наш регион обладает уникальными преимуществами. Он является единственным субъектом РФ, который благодаря географическому расположению обеспечивает транспортировку в любую точку Каспийского моря объектов обустройства месторождений.
Через сеть водных и сухопутных путей Астраханская область связывает страну с такими важными регионами мира, как Ближний Восток (Иранское направление), Средняя Азия (Казахстан и Туркменистан), Азия (Иранско-Индийский транзит). Через территорию области проходят два крупных транспортных коридора: "Север-Юг " и "Запад-Восток ". Это, в свою очередь, создает условия для интенсивного развития в регионе транспортной инфраструктуры.
Через порты Астраханского транспортного узла проходят миллионы тонн экспортно-импортных грузов, обеспечивая внешнеторговые связи страны. Порты Астрахани открыты для международного сообщения, большинство причальных комплексов имеют внутрипортовые железнодорожные линии.
Имеет значение и близость к активно развивающемуся рынку прикаспийских государств. Расстояние от порта Астрахань до портов Актау 525 км, Баку - 860 км,
Туркменбаши - 935 км, Энзели - 1 тыс. 135 км. Интенсификации экономических связей с Казахстаном способствует создание Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана.
Кроме того, в настоящее время область является лидером по производственным возможностям создания сложных объектов для работы на морских месторождениях и центром управления проектами освоения запасов Каспийского моря ведущими российскими корпорациями.
Технический потенциал наших предприятий позволяет выполнять заказы практически любой сложности. Развитая транспортная инфраструктура, позиция лидера по основным макроэкономическим показателям, благоприятный инвестиционный климат делают наш регион наиболее привлекательной территорией для занятия ниши центра оснащения шельфовых объектов среди Прикаспийских государств.
- Что получат компании-резиденты?
- Мы создаем условия реализации инвестиционных проектов, которые включают налоговые льготы, предоставление земельного участка, обеспечение необходимой инженерной инфраструктурой, информационное и организационное сопровождение, залоговую поддержку, поиск соинвесторов, закрепление персональной ответственности на уровне руководства области.
Перед инвесторами открывается возможность участия в крупнейших проектах освоения шельфовых месторождений Каспийского моря. Текущие тенденции отечественного и мирового рынка судостроения демонстрируют значительный спрос на создание высокотехнологичных объектов для освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе. Наиболее активно растущим районом их разведки и добычи является Каспийский регион, где суммарный портфель заказов на создание сложных технических объектов составляет около 24 млрд евро.
Таким образом, у предприятий появляется возможность использовать адаптивный период для вхождения на российский рынок с получением максимальных льгот и преференций, которые предоставляет особая экономическая зона - это налоговые и таможенные льготы, низкая стоимость земельных участков. Также участие в проекте в качестве резидента предполагает предоставление земельных участков по сниженной цене: их стоимость ниже средней по Астраханской области более чем в 100 раз.
Для обеспечения комфортных условий для работников предприятий, расположенных на территории ОЭЗ, областное правительство запланировало строительство города-спутника с созданием необходимых объектов инфраструктуры, общая стоимость которого составит более 42 млрд рублей.
Сегодня мы завершили первый этап работы по созданию особой экономической зоны - формирование заявки. Принято решение правительством РФ. Начинается второй, значимый этап, - формирование структуры зоны, создание системы управления, работа с конкретными инвесторами.
- На недавнем брифинге губернатор Астраханской области Александр Жилкин сообщил СМИ, что в рамках работы по созданию ОЭЗ разработаны 9 инфраструктурных площадок под 9 проектов, начать реализацию которых можно уже в следующем году. О каких проектах идет речь?
- Зона состоит из двух участков. Первый - свободной планировки - находится на судозаводе "Лотос". Второй - на свободном участке рядом с заводом в Наримановском районе, это так называемый green field. К площадкам будем подводить коммуникации, выстаивать их под потенциального инвестора.
Условно говоря, компания, которая хочет войти в зону, дает нам техническое задание, в котором учитываются ее потребности в части потребления электроэнергии, газа, воды, канализации и другие запросы - интернет, связь и т.п. Управляющая компания особой экономической зоны эту площадку формирует и представляет инвестору, чтобы он размещал там свое производство. Это один вариант.
Еще вариант: инвестор говорит, что ему нужен, например, производственный павильон, для того чтобы он мог завезти оборудование и начать работать. Под такие заявки мы готовим площадки. Уже сегодня в эскизном плане проекта планировки они есть. Об этом губернатор говорил. Сейчас мы переходим к созданию полного проекта планировки.
- Когда будет создана управляющая компания?
- Управляющую компанию формирует правительство Астраханской области совместно с министерством экономического развития РФ. Соглашения о создании ОЭЗ и ее управляющей компании, мы надеемся, будут подписаны в декабре. Во всяком случае, мы над этим активно работаем.
- Где еще Астраханская область будет искать партнеров для ОЭЗ?
- Список компаний, с которыми мы ведем переговоры, постоянно расширяется. Готовимся к участию в инвестиционном форуме в Индии в начале следующего года. Работаем с Китайским посольством, ведем переговоры с китайскими провинциями - партнерами. Совсем недавно обсуждали перспективы сотрудничества с Казахстаном, Ираном.
Обязательно будем участвовать в форуме "Деловой Каспий" в Реште, он запланирован на начало следующего года. Выходим на контакт с корейскими компаниями. Возобновляем общение с нашими европейскими партнерами из Германии, Голландии, Словакии и Турции. Переговорный процесс сейчас активизировался.
- Станет ли ОЭЗ импульсом для развития региона и страны в целом?
- Мы надеемся, что значительная часть заказов транспортных компаний вернется в Россию. И правительство РФ, и соответствующие министерства - министерство промышленности, с которым мы подписали соглашение о сотрудничестве, и министерство экономики, и министерство финансов, и другие профильные ведомства напрямую заинтересованы в том, чтобы судостроительное производство развивалось.
А мы, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы это было в нашей экономической зоне, и не только в ней - мы будем формировать индустриальные парки. Есть предприятия, которые не войдут в зону, но проявляют интерес к реализации проектов, прямо или косвенно участвующих в развитии зоны. Они смогут получить преференции.
Мы изучаем опыт создания индустриальных парков в других регионах. Это по сути дела промышленная революция, поэтому мы и говорим сейчас о программе новой индустриализации для Астраханской области. Эта работа не одного месяца и не одного года. По крайней мере, проект планировки рассчитан на пять лет. Мы надеемся, что первые резиденты войдут в зону и начнут предварительные работы в следующем году.