В Ростовской области сформированы участковые избирательные комиссии на постоянной основе сроком на пять лет. Самое активное участие в их формировании приняли политические партии. Общее партийное представительство составило 61,97% от общего числа членов сформированных участковых избирательных комиссий, это почти на 10% больше, чем в среднем по стране. При этом были учтены интересы всех 16 политических партий, выдвинувших своих представителей в составы комиссии.
Председатель избирательной комиссии Ростовской области Сергей Юсов рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" об особенностях деятельности по формированию участковых избирательных комиссии на постоянной основе на Дону, участии в этом процессе политических партий, а также о региональной составляющей отношения жителей Ростовской области к избирательной системе в целом и степени их доверия как к избирательному процессу, так и к избираемой власти. В основе такого подхода – опыт Донской земли, одной из немногих территорий России, где демократия и выборы власти насчитывают более двух тысяч лет.
- Сергей Владимирович, в чем особенность работы буквально только сформированных участковых избирательных комиссий на постоянной основе на пять лет. Они будут осуществлять свою деятельность в рамках избирательного процесса, как профессионально действующие?
- Комиссии, сформированные сегодня, на постоянной основе, будут работать в одном составе на выборах всех уровней до апреля 2018 года. Уже в ближайшее время именно этим, вновь сформированным комиссиям предстоит провести кампанию по выборам депутатов Законодательного собрания в Ростовской области.
Подбор кандидатур осуществлялся с таким расчетом, чтобы в состав участковых избирательных комиссий на постоянной основе вошли люди, настроенные на конструктивную работу, готовые учиться и всерьез работать на благо избирателя.
При этом слово профессионалы, на мой взгляд, может внести неверное представление об участковых избирательных комиссиях новой поры. Избирательные комиссии участкового уровня как работали на непрофессиональной основе, так и будут работать. В их новых составах нет и, думаю, не будет ни одного человека, для кого бы этот род деятельности стал профессией. Это люди различных социальных слоев, имеющие специальности, которые не связаны с избирательным процессом и, что очень важно, с самыми разными политическими пристрастиями. Во время каждой избирательной компании они примерно на месяц и десять дней принимают на себя важные государственные обязанности и исполняют их за символическую оплату.
кажу больше, избирательные комиссии являются из всех участников избирательного процесса самым заинтересованным органом в том, чтобы выборы прошли честно. Это очень несложно аргументировать. Чем меньше проблем у избирательной комиссии в ходе проведения выборов, меньше вопросов к ней будет предъявлено, как со стороны участников избирательного процесса, так и со стороны контролирующих органов. Кроме того, не надо забывать и о таком очень важном аспекте, как ощущение того, что ты хорошо сделал порученное тебе дело. Ведь каждый оценивает свою значимость отношением к нему окружающих. Ясно, что человеку хочется за свой тяжелый труд, а работа в избирательных комиссиях именно таковой и является, получить уважение окружающих, а не крики на митингах, направленные своей энергетикой на негатив.
- Как известно, Вы являлись одним из наиболее активных сторонников участковых избирательных комиссий, работающих на профессиональной основе. Каковы на ваш взгляд их возможные преимущества?
- Предложение формировать участковые избирательные комиссии на именно постоянной, а не профессиональной основе было озвучено в избирательной комиссии Ростовской области еще 13 лет назад. На протяжении всего этого времени мы с нашими коллегами из других регионов доказывали необходимость принятия изменений в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Для меня было очевидно, что создавать участковые избирательные комиссии необходимо на постоянной основе, причем, на пятилетний срок. Соответственно, когда подходят очередные выборы, структура избирательных комиссий уже готова к ним без новой самоорганизации.
Совершенно очевидно, что избирательные кампании год от года становятся все сложнее, поскольку появилась очень большая категория людей, которые, сделав выборы своей профессией, что называется, кормятся от них. Прошедшие федеральные выборы показали, что именно этот большой пласт опытнейших специалистов, специализирующихся на выборах и общественно-политической практике, имеющих прекрасные финансовые ресурсы, располагающих хорошими связями в общественных кругах, работают на политические партии, которым выгодно выявление максимального количества недостатков внутри избирательного процесса. Любой оппозиционной партии присуще стремление выявить и огласить максимальное количество недостатков в функционировании государственной структуры. Чем больше выявляется таких недостатков, тем больше такая партия доказывает избирателям необходимость перемен, а себя демонстрирует в качестве носителя этих потенциальных перемен. Схема достаточно простая. Но при этом жертвами в данной ситуации стали избирательные комиссии. Они не могли выставить адекватный заслон, потому что по уровню профессионализма были несоизмеримо ниже, чем те люди, которые со знанием дела, с использованием специальных методик и политических технологий осуществляли давление на них в ходе избирательных компаний.
Какой вывод хотелось бы сделать. Прошедшие федеральные выборы особенно остро показали необходимость существенного повышения деловой квалификации членов участковых избирательных комиссий. Они должны хорошо знать закон, уметь его применять и превращать это знание в конкретные навыки по организации выборов. Что касается главного преимущества, то оно для нас очевидно - работа участковых избирательных комиссий на постоянной основе позволит обеспечить системный подход к их обучению и серьезно повысить их профессиональную подготовку. Именно от компетентности, честности, объективности новых составов участковых комиссий будет зависеть отношение наших граждан к избирательной системе в целом. Согласитесь, в условиях формирования на каждые выборы нового состава участковых избирательных комиссий, это было невозможно.
- По какому принципу в Ростовской области шло формирование участковых избирательных комиссий на постоянной основе?
- Основным принципом формирования УИК на постоянной основе стала беспрецедентная открытость этого процесса. Своих кандидатов могли выдвигать все зарегистрированные политические партии, количество которых за последний год, как известно, резко возросло. Хотел бы проиллюстрировать несколькими цифрами то, что получилось в Ростовской области. На Дону сформировано 2 тыс. 605 участковых избирательных комиссий, в составы которых вошли 25 тыс. 834 члена комиссий с правом решающего голоса. Впервые не было ограничено количество вносимых кандидатов. Территориальным избирательным комиссиям была дана четкая установка – максимально учитывать интересы всех партий, выдвинувших своих кандидатов. И должен отметить, что ТИК с этой задачей справились. Самое главное заключалось в том, какой подход должны были обеспечить комиссии при выборе претендентов из перечня кандидатов, заявленных на этот конкурс. Кому же отдавался приоритет? У нас в Ростовской области ответ один: политическим партиям, любым. Впервые в истории комиссии в формировании приняли участие 16 политических партий. Несмотря на то, что возможности у всех партий были разные, тем не менее, интересы всех были учтены. В итоге вновь сформированные УИК почти на 70% состоят из представителей политических партий и общественных организаций – случай, пожалуй, беспрецедентный в истории избирательной системы в Ростовской области. Остальные 30% представлены кандидатами от собраний избирателей по месту работы, учебы или службы.
Из тысяч кандидатур, представленных политическими партиями, территориальные комиссии отказали только 20 кандидатам. Это были те, кого априори нельзя было включать в состав участковых избирательных комиссий на постоянной основе. Речь идет о людях, имевших судимости, а также тех. кто не достиг 18 лет, кандидатов, являющихся депутатами представительных органов, поскольку такое совместительство запрещено по закону. В процессе формирования комиссий ни в территориальные комиссии, ни в избирательную комиссию Ростовской области не поступило ни одной жалобы по факту отказа или нарушения прав или интересов какой-либо политической партии. Фактически доступ к работе в избирательных комиссиях оказался открыт для представителей самых различных политических взглядов и социальных групп.
Накануне в ходе видеоконференции и на предыдущих совещаниях, где давалась оценка функционирования избирательных комиссий, их формирования. По выступлениям представителей политических партий, нам стало очевидно, что в Ростовской области удалось создать такую систему избирательных комиссий, которая лишена очень многих проблем, имея в виду некоторые регионы нашей страны. Мы услышали о существовании проблемы, когда политические партии не могли обеспечить доступ в составы комиссий своих представителей или преобладании парламентских политических партий, тогда как остальные партии удалялись от участия в участковых комиссиях, а также ряд других моментов, совершенно не характерных для нашего региона.
- Осенью 2013 года вновь сформированным участковым избирательным комиссиям предстоит проводить выборы депутатов Законодательного собрания области, что потребует высокого профессионализма от членов комиссий. Какое внимание намерен уделять этому избирком Ростовской области?
- Безусловно, вопрос профессиональной подготовки членов участковых избирательных комиссии нового состава для нас очень актуален, как критерий качественной работы УИК. В новом составе на постоянной основе более 50% членов комиссий имеют высшее, в том числе юридическое образование, а практически 10% вновь назначенного состава прошли обучение в областном учебном центре организаторов выборов. Сегодня появились новые технологии обучения с использованием интернета, видеокурсы с возможностью предоставления видеоуроков, которые дают возможность обучать человека даже на расстоянии. Такую систему подготовки мы практикуем уже 5-6 лет, причем используем ее не только для членов комиссий, но и для наблюдателей, журналистов. Сразу отмечу, что есть смысл учить тех, кто будет этим пользоваться достаточно долго. Иначе затраченные ресурсы не успеют окупиться. В условиях работы постоянно действующих комиссий такой подход, безусловно, возможен, более того, оправдывает себя.
Хотел бы отметить, что избирательная комиссия Ростовской области всегда уделяла максимально возможное внимание подготовке организаторов выборов. В 2011 году при поддержке губернатора Василия Голубева был создан уникальный учебный центр, где будущие председатели и члены УИК с правом решающего голоса от всех политических партий в течение семи напряженных дней обучения могут получить практически полный набор необходимых профессиональных знаний и навыков. Только с начала этого года в этом учебном заведении прошли подготовку три потока слушателей, каждый примерно по 350 человек, - больше тысячи человек, а это немало. Многие члены комиссий проходят обучение на кустовых семинарах, которые организуют ТИКи.
Непосредственно, в преддверии осенних выборов разработано методическое пособие для участковых избирательных комиссий по организации и проведению выборов депутатов Законодательного собрания Ростовской области пятого созыва. Надеюсь, что за несколько месяцев мы сумеем обеспечить качественную подготовку организаторов выборов и проведем осеннюю избирательную кампанию на достойном уровне. К концу года мы планируем обучить всех членов комиссий.
- Кстати сказать, чем объяснить своего рода феномен, что инициативы избиркома Ростовской области по совершенствованию избирательного процесса находят поддержку у тех, кого сегодня в России называют представителями несистемной оппозиции?
- Полагаю, что главное тут в открытости избирательной комиссии Ростовской области. Мы действительно открыты для диалога с абсолютно всеми здоровыми политическими и общественными силами и не раз доказывали это во время прошедших избирательных кампаний. В ходе подготовки к выборам депутатов Государственной думы в декабре 2011 и выборам президента России в марте 2012 года областная избирательная комиссия активно взаимодействовала с правозащитными общественными организациями Ростовской области, общественными организациями, осуществляющими контроль избирательного процесса – такими как «Голос», «Комитет «За честные выборы», «Лига избирателей» и другими. Было проведено немало встреч, «круглых столов», в рамках которых были достигнуты договоренности о совместном контроле на выборах. Представители этих организаций имели возможность принять непосредственное участие в некоторых совместных проектах облизбиркома – преподавании в учебном центре, совместному контролю законности агитации, выездах на участки в день голосования. В итоге многие из них признали, что подобного формата взаимоотношений с региональным избиркомом не встречали нигде в России.
Должен отметить, что обеспечение такого уровня прозрачности выборов, противодействие провокациям со стороны сил, стремящихся к дестабилизации нашего общества - это ежедневный и очень непростой труд. Избирательная комиссия постоянно работает с населением, информирует граждан, проводит учебные и просветительские мероприятия. И, если наша деятельность получает столь высокую оценку даже со стороны оппозиционных сил, значит, у заданного нами вектора верное направление.
- Как используется на Дону в рамках развития российской избирательной системы опыт демократического саморегулирования общества, разработанный на территории войска Донского несколько веков назад, когда граждане способны эффективно влиять на избранную ими власть?
- Безусловно, для избирательной системы нашей страны очень полезен опыт демократических традиций, созданных в древнем Танаисе в период III в. до н.э. - III в. н.э., своеобразная казачья демократия XVI-XVII в.в., особенности городского самоуправления в Ростове-на-Дону, Нахичевани-на-Дону и Таганроге конца XVIII века. Он сконцентрирован на сравнительно небольшой территории и по своему многообразию не имеет аналогов не только в России, но и за ее пределами. Давайте посмотрим, каким образом развивалась избирательная система в России. Мы увидим своеобразную синусоиду, в которой вектор модернизации двигался, то в сторону большей централизации и уменьшения роли региональных и местных элит, то в сторону предоставления возможности большей власти на местах. Это естественно и нормально. Во-первых, наша избирательная система только формируется. Я уверен, что изменения на протяжении десятилетий будут происходить. Даже если мерить возрастом человека, то это молодой человек, которому предстоит многое понять, чтобы сгоряча дров не наломать.
Мы живем в условиях очень молодой демократии. Нам еще нужно расти, чтобы осознать, что демократия это не просто любая возможность на площади сколь угодно бесшабашно и бестактно критиковать тех, кто находится у власти. Прежде всего, каждый человек, имеющий право голосовать, несет ответственность за свой выбор.
Ростовская область, в этом плане, безусловно, уникальный регион. Именно здесь, на территории области Войска Донского впервые был разработан и опробован опыт демократического саморегулирования общества, когда граждане способны эффективно влиять на избранную ими власть. Это в значительной степени присуще ментальности жителя Дона, которая произросла из его истории. Не случайно отмечено, что в Ростовской области максимальное количество региональных политических партий, что является очень серьезным показателем отношения общества к демократии. У нас это вполне объяснимо. Действительно, Дон имеет самые длительные традиции жизни населения в условиях воли и демократии. Ведь на Дону до революции 1917-го года даже судей выбирали. Здесь требовательность жителей настолько велика, что с ней нельзя не считаться. Истоки в этом. И власть благоразумная, что имеет очень большое значение. Власть на Дону понимает народ. И кто бы не приходил во власть, не может эту специфику не учитывать. Кстати сказать, на Дону, как правило, и выбирают тех, кто в состоянии это понять. И сегодня избирательная комиссия Ростовской области регулярно обращается к этому опыту в своих просветительских программах. Эта работа дает вполне ощутимый результат – знание истории родного края, казачьих традиций, уникального казачьего общественного устройства, основанного на принципах свободы и ответственности за свой выбор, дает современному поколению возможность гордиться своими предками, подвигает к тому, чтобы быть достойными их.
- Особое внимание обращает на себя тот факт, что весьма длительный многоуровневый избирательный марафон от федеральных до муниципальных выборов обошелся в Ростовской области без громких сенсационных скандалов, протестных акций. Более того, общее количество жалоб и обращений значительно ниже, чем на прошедших муниципальных выборах 2008 года. Чем можно объяснить этот региональный феномен?
- Это действительно так. И тенденцию на снижение количества нарушений избирательного законодательства, снижение жалоб и обращений отмечают практически все независимые эксперты. Характерный пример тому - выборы мэра Новочеркасска в конце 2012 года. Их законность, честность и прозрачность признали все участники – кандидаты, партии, избиратели.
Наверное, это потому, что, как я уже говорил сегодня, во главу угла избирательная комиссия всегда ставила и ставит интересы избирателя, именно он – главное действующее лицо любых выборов, именно защита его прав должна всегда быть приоритетной. И люди, которые имеют возможность достаточно долго объективно наблюдать за нашей работой, даже настроенные вначале скептически, вынуждены признать это. И мы никогда не прячемся, мы всегда готовы встретиться, объяснить, найти разумное среднее. Но только не в тех случаях, когда речь идет о нарушениях закона. Здесь компромиссы не возможны, не зависимо от того, кто нарушитель – партия, кандидат или член комиссии.
- Предстоящие выборы нового состава законодательного собрания Ростовской области осенью нынешнего года, очевидно, тоже готовят свою интригу?
- Думаю, выборы, будут очень злые. Поэтому мне бы хотелось призвать всех участников избирательного процесса быть добрее, чтобы у нас конкурировали между собой программы кандидатов, а не слив компромата. Наши избиратели имеют на это право.
- Сергей Владимирович, как известно, в выборах в Законодательное собрание Ростовской области могут принять участие до 38 политических партий. Их представители будут играть ключевую роль в формировании нового состава Донского парламента?
- На мой взгляд, главными игроками, если можно так сказать, будут именно политические партии. Хотя допускаю, что в одномандатных округах кандидаты-самовыдвиженцы, имеющие опыт и хорошую харизму, могут выиграть. Что же касается политической партии, то для нее золотым запасом является человеческий ресурс. Если политическая партия обладает большим количеством толковых людей с уже сложившейся биографией, которые готовы стать под ее знамя, то такая политическая партия имеет, безусловно, очень серьезные шансы на большую долю мандатов в будущем Законодательном собрании. Другие политические партии, если у них такого ресурса нет, будут говорить, что им неправильно посчитали голоса. Но при этом основополагающим вопросом является состав списков. Как бы наши избиратели не относились с сомнением к любой политической партии, к ее обещаниям и к тем, кто идет во власть, а это у наших избирателей есть, тем не менее, они в первую очередь оценивают, а что им реально даст тот или иной кандидат. Согласитесь, это прагматичный, трезвый и очень правильный подход. Ведь власть существует для людей и конкретный избиратель оценивает, что тот или другой кандидат, получив депутатский мандат, может ему дать. Поэтому слушают больше тех, кто настойчиво, безапелляционно и, как правило, немотивированно критикует, а голосуют чаще за тех, кто своей программой, своей жизнью показал, что умеет делать благо для себя и для избирателей, отдавших за него свои голоса.