На юге России Ростовский государственный медицинский университет является старейшим вузом, в стенах которого подготовлены десятки тысяч врачей для всех сфер системы здравоохранения страны. В клиниках медуниверситета проводятся сложные операции, применяются уникальные методы лечения, благодаря которым люди исцеляются от, казалось бы, неизлечимых недугов. Кроме того, вуз развивает тесные связи с учеными-медиками не только из других регионов РФ, но и со странами Европы, США. О том, как осуществляется в вуз подготовка медицинских кадров, перспективах дальнейшего развития РостГМУ, научных разработках в здравоохранении рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" ректор вуза, доктор медицинских наук, профессор Алексей Сависько.
- Алексей Алексеевич, в основе модернизации здравоохранения необходимо рассматривать, прежде всего, человеческий фактор. Речь идет о подготовке врачей-специалистов, которые могли бы использовать в лечебно-профилактической работе самые современные медицинские технологии. Готов ли сегодня Ростовский медуниверситет выпускать такого уровня специалистов?
- В минувшем году наш университет отметил два прекрасных юбилея: 95-летие высшего медицинского образования на Юге России и 80-летие РостГМУ. В юбилейный год, подводя итоги всех сферах деятельности, в том числе в области подготовки медицинских кадров для практического здравоохранения и медицинской науки, мы можем констатировать, что наш вуз занимает высокие позиции в рейтинге высших учебных заведений страны, в том числе и в рейтинге медицинских и фармацевтических вузов.
Например, по данным рейтинга Высшей школы экономики, в 2010 году наш вуз занял 27-е место в списке российских вузов по уровню вступительного балла ЕГЭ, войдя в перечень 45 наиболее популярных вузов страны. Из 1788 вузов России РостГМУ входит в первую сотню, из 89 вузов здравоохранения и спорта - в первую десятку, а из 38 вузов Ростова - в тройку лидеров образовательных рейтингов. По данным общественной организации "Статэксперт", в 2010 году наш университет был признан лучшим высшим медицинским образовательным учреждением ЮФО и одержал победу в номинации "Знак качества". В феврале этого года проведен инспекционный внешний контроль системы менеджмента качества образования и подтверждено ее соответствие требованиям ГОСТ РИСО 9001-2001.
Такой высокий рейтинг нашего университета среди медицинских вузов обеспечивает высококвалифицированный педагогический коллектив, как говорится, кадры решают все. Сегодня в университете работает около 890 преподавателей, в том числе 140 докторов наук и 420 кандидатов наук, в их числе - академик РАН и РАМН, член-корреспондент РАМН, 9 заслуженных деятелей науки РФ, 10 заслуженных работников высшей колы РФ, три заслуженных изобретателя РФ, 27 заслуженных врачей РФ.
Мы сегодня имеем не только кадровые, но и материально технические потенции для подготовки медицинских кадров. Хотел бы отметить, что в соответствии с комплексным планом развития ректорат постоянно улучшает материально-техническую базу университета. Клиническая база университета общей мощностью более 8000 коек, включает областные, городские больницы Ростовской области и Ростова-на-Дону. Университет располагает библиотекой с уникальным фондом научной и учебной литературы по медицине и здравоохранению (свыше 750 тыс. единиц), спортивно-оздоровительным комплексом. Общая площадь учебно-лабораторных помещений университета - более 100 тыс. кв.м, что составляет 20 кв.м в расчете на одного студента. Клинико-диагностическая база университета позволяет готовить специалистов, востребованных в практическом здравоохранении.
Наш университет ежегодно выпускает более 800 молодых специалистов. У сегодняшних абитуриентов широкий выбор - 11 факультетов, возможность обучения по пяти основным образовательным программам по специальностям: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология", "Фармация", "Сестринское дело", "Управление сестринской деятельностью".
Мы продолжаем развиваться, идем вперед, в нашем вузе открываются новые факультеты. В 2001 году организован факультет довузовского образования, в 2005 году открыты стоматологический и фармацевтический факультеты, в 2008 году - Учебный военный центр. Послевузовское профессиональное образование осуществляется в интернатуре по 25 специальностям, в ординатуре - по 47 специальностям, в аспирантуре - по 40 специальностям.
Но мне хотелось бы подчеркнуть главное. Говоря о модернизации здравоохранения, следует иметь в виду, что это не кампания, а процесс перманентный, рассчитанный на перспективу, и что модернизацию реализуют люди. Перед высшей школой как раз и стоит задача подготовить специалистов, которые, с одной стороны, способны проводить модернизацию, а с другой могут работать в ее условиях. В этой связи мне особенно хотелось бы заострить внимание о востребованности наших выпускников, их успешной работе в различных ЛПУ России, а также в различных клиниках зарубежья.
Ни один наш выпускник не стоит сегодня на учете в центре занятости. Все они занимают активную позицию и определяют сегодня вектор российской медицины. Приведу несколько цифр. Так, 22 сотрудника университета являются главными внештатными специалистами министерства здравоохранения Ростовской области, 8 - главными специалистами МЗ РФ по ЮФО, 18 - руководителями специализированных научно-медицинских общественных организаций врачей Ростовской области. Ученые РостГМУ являются лауреатами Национальной премии в области кардиологии "Пурпурное сердце", лучшими в номинации "Гордость кардиологии", "Будущее кардиологии", награждены премией МЗ и СР РФ "Призвание" в номинации "За разработку нового направления в медицине". И мы надеемся, что сегодняшние выпускники станут гордостью Донской медицины.
Наш педагогический коллектив обеспечивает высокий уровень подготовки медицинских кадров, которые востребованы в практическом здравоохранении не только Ростовской области, но и во всех субъектах Юга и многих регионов России.
В Ростовском государственном Медицинском университете постигают врачебное искусство студенты из КЧР, КБР, Северной Осетии - Алании, Чеченской республики, Дагестана, Калмыкии. Мы многонациональная семья.
- Какие проблемы предстоит сегодня решать Ростовскому медуниверситету в первую очередь?
- Наш вуз располагает мощным учебным, научным, хозяйственным потенциалом. Это требует постоянного внимания и заботы по улучшению материально-технической составляющей учебных, клинических и научных структур университета. Сложной проблемой остается переоснащение клинической и диагностической базы современной диагностической и лечебной аппаратурой. Эта проблема всегда остается приоритетной у ректората и управления клиники. Только за последние годы проведен капитальный ремонт поточных лекционных аудиторий УЛК, которые оснащены теперь по последнему слову техники. Завершен ремонт в студенческом общежитии N2, идут ремонтные работы в общежитии N1, а в перспективе - ремонт общежитий N4 и N5. Проведен ремонт клинических отделений.
В продолжение кадровой темы хотелось бы коснуться еще одного не менее актуального вопроса. Речь идет о расширение всех сфер учебной, лечебно-диагностической и профилактической, деятельности. Требует подготовки кадров. Широкое привлечение молодых научных кадров сегодня рассматривается в качестве ключевого приоритета государственной политики в сфере высшей школы. В контексте данной задачи, поставленной главой государства, в нашем университете реализуется программа по омоложению кадрового состава университета. На наш взгляд, работа в рамках нашей конференции, которая откроется завтра, секции "Школы молодого организатора здравоохранения" принесет пользу в создании резерва кадров в сфере управления здравоохранением.
Скажу о планах - университет совместно с министерством здравоохранения Ростовской области намерен создать Центр по подготовке резерва управленческих кадров. Пользуясь случаем, от имени организаторов конференции позвольте пригласить всех присутствующих к участию в ее работе. В рамках конференции пройдет круглый стол, посвященной еще одной актуальной теме, объединяющей СМИ и медиков: "Роль СМИ в реализации медико-социальных проектов и программ охраны здоровья в формировании здорового образа жизни населения: правовые и организационные основы".
-Алексей Алексеевич, вуз располагает не только учебными аудиториями, но и собственной лечебной базой, какого ее состояние? Какие передовые технологии могут предложить ученые медуниверситета, которые бы позволили сделать прорыв в диагностике, лечении и профилактике заболеваний не только на региональном уровне, но и в масштабах страны?
- В структуре университета имеется собственная клинико-диагностическая база, в составе которой клиника мощностью 860 коек, 3 научных центра и 6 научно-учебно-производсственных комплексов, 6 лабораторий. Это, если не говорить о клинических базах кафедр РостГМУ, представленных в других ЛПУ Ростова-на-Дону. Это более 8000 коек. Сегодня мы с вами становимся свидетелями создания "института в институте", т.е. открытия на базе института, университета, НИИ узкоспециализированных центров.
Расширение ГМУ позволило интегрироваться в эту общероссийскую тенденцию самым активным образом. Высококвалифицированную специализированную помощь населению Юга России и других регионов страны оказывают сотрудники созданных на базе университета современных высокотехнологических центров хирургии, терапии, морфологии и генетики, лучевой диагностики, НИИ клинической иммунологии, НИИ урологии и нефрологии.
Создание этих центров оправдано и уже приносит весьма ощутимые результаты. Так, в рамках государственного задания высокотехнологическую помощь по 14 профилям и видам (в соответствии со стандартами ВТМП) ежегодно получают более 2 тыс. пациентов. В целом консультативную помощь ежегодно получают более 120 тыс. пациентов региона. За каждой из этих цифр - судьба человека.
Безусловно, как вы говорите, "прорыв в диагностике и лечении" можно сделать только внедряя новые технологии. Здесь нам тоже есть, чем гордиться. В лечебно-диагностический процесс внедрены современные ангиографы, портативные УЗИ сканеры, позволяющие выполнять исследования тяжелым нетранспортабельным больным, аппарат "Искусственная почка" и аппарат для цитоплазмофереза. В последние годы существенно возросли возможности лучевой диагностики, установлен новый МРТ, мультиспиральный многосрезовый РГ-компьютерный томограф. Значительно расширился спектр и повысилась информативность выполняемых в клинике радионуклидных исследований после введения в строй многофункциональной двухдетекторной гамма-камеры. В 2009 году активно внедрена в диагностический процесс цифровая система PACS для архивирования и передачи медицинских изображений, что позволило объединить все данные в единую сеть, оптимизировать процесс обработки и архивации данных. Мы живем в эпоху цифровых технологий, следовательно, должны внедрять все самое лучшее и рациональное в лечебно-диагностический процесс.
В рамках реализации "Примерной программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации на 2011-2012 годы", утвержденной министерством здравоохранения и социального развития РФ, Ростовский государственный университет представил в администрацию Ростовской области и Минздрав представил "Предложения по модернизации здравоохранения Ростовской области", важнейшими компонентами которого являются вопросы подготовки кадров, формирование здорового образа жизни, оказание специализированной медицинской помощи высоких технологий, создание межвузовского студенческого "Центра здоровья", "Клиники трудного диагноза", "Центра независимой экспертизы".
- Как известно, Ростовский медуниверситет ориентирован на подготовку кадров для лечебно-профилактических учреждений Ростовской области, непосредственно Ростова-на-Дону. Врачи каких направлений более всего востребованы в донских медучреждениях, как осуществить взаимодействие с областным Минздравом в рамках подготовки т.н. узких специалистов?
- Вы правы в том, что большая часть выпускников нашего университета работают в медицинских учреждениях Ростовской области и города Ростова-на-Дону. В соответствии с планом подготовки медицинских кадров для медицинских организаций Ростовской области ГОУ ВПО "РостГМУ Минздравсоцразвития" обеспечивает целевой набор на вузовском этапе, послевузовское профессиональное образование по программам интернатуры и ординатуры и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки по 80 специальностям.
С 2006 года в рамках приоритетного нацпроекта "Здоровье" в стенах нашего университета проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку врачи первичного звена, а в 2010 акцент в подготовке врачей первичного звена смещен профилактическую направленность. В 2010 году в рамках реализации нацпроекта проводится подготовка врачей по теме: "Формирование здорового образа жизни". В подготовку специалистов центров здоровья достойную лепту внес и РостГМУ, в котором по вопросам формирования ЗОЖ прошли обучение 158 врачей.
Вот уже четвертый год РостГМУ ведет совместную работу с Администрацией г.Ростова-на-Дону и Ростовской области по заключению договоров с ЛПУ РО на предоставление рабочих мест и необходимых социально-бытовых условий молодым медикам. Ведется плодотворная работа по подготовке узкоспециализированных врачей для работы в отдаленных районах РО в рамках губернаторской программы.
В соответствии с обращением мэра Ростова-на-Дону М.Чернышева ГОУ ВПО "РостГМУ Минздравсоцразвития" впервые разработал и предложил для реализации комплексный подход в решении проблем здоровья населения и здравоохранения. После проведения комплексной оценки состояния в целом социального блока наш университет представил мэру "Предложения по сотрудничеству с администрацией Ростова-на-Дону в сфере охраны здоровья и здравоохранения", среди которых:
- меры по совершенствованию системы охраны здоровья населения Ростова-на-Дону;
- меры в сфере постдипломной подготовки врачей для организаций здравоохранения г. Ростова-на-дону;
- меры по совершенствованию медицинской помощи студентам ВУЗов города Ростова-на-Дону;
- меры по оказанию медицинской помощи населению г. Ростова-на-Дону на базе клиники РостГМУ;
- меры по повышению качества оказания медицинской помощи населению организациями здравоохранения Ростова-на-Дону;
- меры по улучшению качества диспансеризации населения Ростова-на-Дону.
-Не менее важной проблемой остается сегодня подготовка врачей первичного звена, какое внимание ей уделяется в Ростовском государственном медуниверситете?
- Традиционно наш университет уделяет должное внимание подготовке специалистов для первичного звена здравоохранения, т.е. врачебных аудиторий, поликлиник. С 1993 года в нашем университете проходят подготовку врачи общей практики (семейные врачи). Подготовка студентов в области организации амбулаторно-поликлинической помощи проходят на трех кафедрах поликлинической подготовки: кафедра поликлинической терапии, кафедра поликлинической педиатрии, кафедра общей врачебной (семейной) практики. Осуществляется подготовка врачей первичного звена в рамках повышения квалификации во исполнения плана мероприятий по реализации Приоритетного национального проекта "Здоровье".
В ходе обучения на базе вуза прошли сертификацию 335 участковых терапевтов из РО, и 89 - из Чеченской республики. В программу обучения врачей первичного звена включены различные актуальные аспекты смежных дисциплин, такие как организация здравоохранения и общественное здоровье, правовые аспекты деятельности врача, вопроса профилактики и раннего выявления онкологических и инфекционных заболеваний, включая птичий грипп, ВИЧ-инфекцию, туберкулез, а также вопросы здорового питания. Врачи имеют возможность получить не только необходимые знания, но литературу по проблемам диспансеризации, эпидемиологии, врачебно-трудовой экспертизы.
- Как известно, на особом счету подготовка врачей-специалистов для сельских лечебных учреждений, идут ли сегодня выпускники Ростовского медуниверситета, давшие клятву Гиппократа, работать в сельскую местность?
- В Программе модернизации регионального здравоохранения одним из важнейших задач определено решение вопросов по укомплектованию лечебно-профилактических учреждений сельской местности. В нашем университете проводится целенаправленная работа по подготовке специалистов для сельских лечебно-профилактических учреждений, которая включает целевой набор с заключением трехстороннего договора. Отдел по трудоустройству и связям с выпускниками совместно с кафедрами университета проводит целенаправленную работу как с выпускниками, так и руководителями здравоохранения сельских районов, по социальному обеспечению врачей.
- На научно-практической конференции, посвященной модернизации муниципального здравоохранения, которая проходит в эти дни в Ростове-на-Дону, обсуждаются актуальные проблемы состояния здоровья населения, регионального здравоохранения, обязательного медицинского страхования, организации специализированной медицинской помощи. Какие изменения необходимо, на ваш взгляд, внести в ныне действующую систему подготовки квалифицированных кадров на таком уровне, чтобы они за время обучения могли овладеть не только российскими, но и зарубежными достижениями медицины, оправдать свое высокое предназначение врача в практической работе?
- Благодарю за этот вопрос. Как известно, в рамках реализации национального проекта была существенно обновлена материально-техническая база здравоохранения, получено много единиц современного оборудования. Однако механическое улучшение материально-технической базы не решит всех проблем. Можно до бесконечности насыщать лечебно-профилактические учреждения высокотехнологичной аппаратурой, закупать самые продвинутые компьютерные программы, однако если не будет специалистов, которые всем этим смогут пользоваться, подчеркну, творчески пользоваться, должного результата не будет. Поэтому очень важно максимально приблизить процесс к реальной клинической практике.
Качественная подготовка на додипломном уровне - залог успешной интеграции врача в сложный лечебно-диагностический процесс. Вот здесь-то и кроется самый сложный ракурс в подготовке врача, а именно - чему учить, т.е. отбор содержания обучения и технология обучения. Традиционно на кафедрах стремятся дать студенту как можно больше и спросить с него больше. В современных условиях это не лучший вариант. Наша задача дать студенту навык обучения, заложить основы, которые будут использованы как базис в освоении конкретной специальности. И второе, дать тот минимум знаний, умений и навыков которые необходимы для самостоятельной работы на амбулаторно-поликлиническом уровне.
Помимо оказания первой врачебной помощи выпускник должен иметь навык эффективной пропаганды здорового образа жизни, методов профилактики и реабилитации. С этой целью нами серьезно пересматривается структура и организация учебного процесса. Сегодня РостГМУ дает такую возможность с целью формирования профессиональных компетенций. Ребята могут дежурить, участвовать во всех этапах лечебно-диагностического процесса под контролем преподавателей в различных отделениях, знакомиться с новейшими приборами, диагностическими методиками.
Мы активно внедряем демонстрационные формы обучения, позволяющие максимально имитировать патологическое состояние. В симуляционных классах будущие доктора имеют возможность на специальных тренажерах, фантомах, с помощью обучающих и контролирующих программ отрабатывать лечебно-диагностическую тактику и навыки оказания медицинской помощи, а также получать интерактивную оценку адекватности выполненных ими манипуляций. В концептуальном плане это смещение акцентов в достижении цели при подготовке врача, с углубленной подготовки по всем предметам, на углубленную подготовку по дисциплинам необходимым врачу для работы в первичном звене здравоохранения. Это с одной стороны. С другой – знаний, достаточных для продолжения углубленной подготовки врача в условиях модернизации здравоохранения.
Тактически этому подчинено расширение объема преподавания поликлинической терапии и поликлинической педиатрии, анестезиологии и реанимации, введение новой дисциплины - реабилитологии, само название которой определяет конкретные задачи деятельности врача.
Модернизация системы охраны здоровья, формирование установок у населения на здоровый образ жизни возможны только на примере опыта нашей и других стран и ВОЗ, что позволит с меньшими затратами сил, средств и времени улучшить качество здоровья населения области. Это, прежде всего, касается решений Алма-атинской конференции Первичной медико-санитарной помощи (1978 г.) и Программы ВОЗ "Здоровье для всех в 21 веке". В решении проблем здоровья населения и здравоохранения необходимо продуманно использовать свой отечественный и опыт других стран, международных организаций и, в первую очередь, рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в области охраны здоровья населения и здравоохранения.
Традиционно наш университет уделял и уделяет изучению опыта зарубежных стран в подготовке и использованию в вопросах сохранения, укрепления здоровья населения и организации здравоохранения. Особое место в международном сотрудничестве занимает подготовка и переподготовка медицинских кадров, проведение совместных научных исследований по актуальным проблемам здоровья населения и здравоохранения.
Регулярным стал взаимообмен преподавателями, научными работниками, аспирантами и студентами. Наш университет посетили директор Кельнского института анатомии проф. Кебке, проф. Девиви, проф. Мельхорн, проф. Пфистер. В настоящее время РостГМУ ведет плодотворное научное сотрудничество с Высшим медицинским институтом г. Плевена (Болгария), медицинским факультетом университета г. Глазго (Великобритания), медицинским факультетом университета Южной Алабамы (г. Мобил, США), университетами Рочестера и Иллинойса (США), Голландским научным центром по применению и внедрению информационных методов лечения, институтом СПИДа Гарвардского университета (США), медицинским факультетом Кельнского университета (Германия), и, конечно, с нашими коллегами из Одесского ГМИ (Украина).
Сотрудники РостГМУ являются участниками 28 международных многоцентровых исследований. В заключении хотелось бы сказать, что модернизация здравоохранения - это не только совершенствование технической и технологической базы, это и модернизация мышления врача, его отношения к пациенту как таковому и отношения к населению в целом. С этой целью мы пытаемся модернизировать климат вокруг врача, прививать ему стереотипы здорового образа жизни и сохранения здоровья, пытаемся сделать университет зоной свободной от курения, развиваем спортивную базу, создаем условия для эстетического, нравственного и патриотического воспитания студентов.
Мы стремимся, наконец, так преобразить университет внешне, что его образ станет эталонным при реорганизации объектов здравоохранения, которыми придется заниматься выпускнику.
Ну и еще раз подчеркну, что наша задача дать не всеобъемлющие знания, а минимум необходимых для успешного прохождения постдипломного образования.