В настоящее время Ростовская область переходит на централизованный подход к расчету за жилищно-коммунальные услуги, что позволит оптимизировать расходы потребителей и убрать посредников из схемы оплаты жилищно-коммунальных услуг. При этом перед потребителями по-прежнему остро стоит вопрос экономии расходов на потребляемые энергоресурсы. О том, какие перспективы открывает централизация платежей и как внедрение энергоэффективных технологий и современных средств учета потребляемых ресурсов позволяет сэкономить на оплате, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Валерий Былков.
- Валерий Владимирович, в настоящее время назрела необходимость централизованного подхода к расчету за жилищно-коммунальные услуги, однако далеко не все управляющие компании и ТСЖ применяют такой подход в работе. Как с этим обстоит дело в Ростовской области?
- В регионе есть утвержденная единая форма квитанции, которая должна применяться организациями именно для централизации платежей, а на уровне правительства Ростовской области принято решение о переходе к единому платежному документу, в котором будет отражена оплата за все потребленные жилищно-коммунальные услуги.
Однако, по нашему опыту, пока что далеко не у каждой организации в сфере ЖКХ есть необходимый опыт и знания, которые бы позволяли правильно использовать данный подход к расчету за жилищно-коммунальные услуги. Когда данная система заработает в полную силу, мы сможем уйти от того, что денежные средства жителей сначала поступают к посредникам, а уж только потом - к ресурсоснабжающим организациям.
Соблюдение всех правил расчета стоимости потребленных услуг и использование системы прямых, централизованных платежей в конечном итоге позволит избежать нарушений в данной сфере и сделает жизнь потребителей более комфортной.
- Единая квитанция на оплату услуг ЖКУ позволит определенной части жителей оптимизировать расходы за потребленные услуги. А есть ли еще какие-то способы оптимизировать сумму ежемесячного платежа?
- Если мы говорим об экономии, об оптимизации расходов, собственникам жилья необходимо задуматься о применении энергоэффективных технологий и материалов, а также об использовании современных приборов учета потребленных ресурсов. В комплексе это позволяет потребителям снизить расходы не только на платежи за собственное потребление ресурсов, но и на платежи за общедомовые нужды.
Сейчас правительство Ростовской области уделяет особое внимание энергоэффективному капитальному ремонту многоквартирных жилых домов. Только в 2017 году подобный ремонт будет проведен в общей сложности почти в 180 домах, а в 2015-2016 годах в 200 домах региона в рамках программы капремонта были установлены индивидуальные тепловые пункты, которые позволили оптимизировать расходы на тепловую энергию.
В целом же энергоэффективный капитальный ремонт подразумевает комплекс мероприятий, включающий в себя модернизацию общедомовых инженерных систем, замену окон, утепление крыш, фасадов и дверных проемов, перевод систем горячего водоснабжения с открытой схемы на закрытую, использования современных счетчиков электрической энергии, светодиодных лампочек с датчиками движения, а также лифтов с применением регулятора скорости. Все эти мероприятия регулируются федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", а использование современных технологий и приборов учета позволяет достичь 30%-ной экономии энергоресурсов.
- Одно из нововведений в сфере ЖКХ - установка счетчиков с диспетчеризацией. Что из себя представляют подобные системы и какие возможности открываются перед потребителями ресурсов при их использовании?
- Счетчики с диспетчеризацией или возможностью дистанционного съема показаний уже используют несколько многоквартирных домов в Ростовской области, но нужно понимать, что сами по себе они не помогут жителям региона сэкономить на потреблении энергоресурсов. Их задача - показывать объективные данные и реальные объемы потребленного ресурса, а это напрямую отражается на расчетах за жилищно-коммунальные услуги.
Кроме того, внедрение новых счетчиков с диспетчеризацией позволит потребителям снизить расходы на коммунальные ресурсы, использованные при содержании общего имущества дома. Это как раз тот расход ресурса, который, помимо нашего индивидуального потребления, отражается на общем приборе учета. Снижение этой разницы, дисбаланса между индивидуальным и общим потреблением также работает в интересах жителей области.
- Возможно ли использование счетчиков с диспетчеризацией для автоматизации контроля и за другими потребляемыми ресурсами?
- Да, но для того чтобы получить возможность одномоментного снятия показаний со всех приборов учета в квартире, необходимо заменить все нынешние счетчики. При этом новые приборы внешне мало чем отличаются от привычных базовых, которые в настоящее время стоят в квартирах. Просто у них есть небольшой встроенный модуль, в который закладывается батарейка и который автоматически передает показания. Собственнику даже не нужно за этим следить. Показания сдаются в режиме реального времени постоянно, можно даже отследить объем потребления по часам.
Мы не имеем права на законодательном уровне принудить собственников к замене счетчиков на более новые и современные. Однако нам важно обратить внимание потребителей на современные технологии, позволяющие сделать систему оплаты за ЖКУ более прозрачной, удобной и экономной для людей.
К тому же срок эксплуатации тех приборов, которые сейчас стоят в квартирах, например счетчиков горячей и холодной воды, не вышел. А для того, чтобы все упорядочить и привести к единому знаменателю, жители каждого дома должны принять коллективное решение и поменять системы учета одномоментно во всем доме. Наше министерство уже подсчитало, что это выгодно.
- Приведите, пожалуйста, примеры, когда управляющая компания, ТСЖ или сами жители грамотно подошли к оптимизации расходов на ЖКУ и контролю за потребленными ресурсами.
- Один из таких примеров - дом №61 на улице Суворова в Ростове-на-Дону, который одним из первых в регионе перешел на счетчики горячей и холодной воды с диспетчеризацией. Жильцы на общем собрании приняли решение об установке, выбрали компанию-подрядчика, и в середине лета дом перешел на новые, современные приборы учета, которые позволяют передавать данные дистанционно. При этом, если происходит магнитное или механическое воздействие на приборы, это сразу видно на общем мониторе, куда стекаются все показания.
Все данные с таких счетчиков получает ТСЖ или управляющая компания, а статистика потребления по каждой квартире доступна в личном кабинете в виде почасовых, суточных и недельных отчетов. Срок поверки такого счетчика составляет 6 лет, а службы - еще больше.