Аграрии Юга не ждут роста спроса и цен на зерно в связи с отменой эмбарго на экспорт

Ростов-на-Дону. 29 июня. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Аграрии Ростовской области и Краснодарского края, опрошенные агентством "Интерфакс-Юг", не ожидают повышения спроса и цен на зерно в связи с отменой с 1 июля запрета на его экспорт.

При этом убытки, полученные с момента введения эмбарго в августе прошлого года, по их мнению, будут расти.

Так, директор ООО Valinor management (входит в Valars group, Ростовская область) Эдуард Курочкин отметил, что эмбарго отменяется только с 1 июля, а мировые цены на зерно уже упали в июне.

"С учетом запасов его на элеваторах, ждать повышения цены на новый урожай уже не приходится. И по итогам текущего года вряд ли сможем рассчитывать на ту маржу, которую бы получили при отсутствии запрета на экспорт", - отметил он, добавив, что из-за запрета экспорта зерна в прошлом году компания недополучила более $30 млн.

Э.Курочкин выразил сомнение по поводу того, что правительство РФ достигло тех целей, которые ставились при введении эмбарго.

"Если правительству хотелось притормозить рост цен на хлеб, то надо было дотировать производителей муки. Это гораздо проще, чем вмешиваться в рыночные отношения. Ведь сельхозпредприятия, расположенные на юге страны, поставляют на экспорт только излишки зерна. Им же запретили это делать. В результате цены на зерно снизились незначительно, все элеваторы оказались забиты зерном", - сказал он.

Глава Valinor management уверен, что с отменой эмбарго правительство опоздало, как минимум, на месяц. "Если бы это было сделано с июня, то у нас был бы месяц до начала уборки, чтобы успеть разгрузить элеваторы. Активная фаза уборочной кампании начнется в начале июля, элеваторы еще забиты старым урожаем. Куда складировать новое зерно? Опять нас ставят на уши", - сказал Э.Курочкин.

Директор СПК "Дружба" Алексей Сидюков (Краснодарский край) отмечает, что ажиотаж, который ожидался на международном рынке после отмены эмбарго в России, не наступил.

"Видимо, это произошло из-за утраты доверия со стороны тех стран, которые у нас раньше регулярно закупали зерно. Это Египет, Сирия и так далее. Им пришлось в срочном порядке перестраивать свою экономическую стратегию, и сейчас наш авторитет как надежных поставщиков подорван", - считает А.Сидюков.

По его словам, в связи с введением эмбарго возникли проблемы с долгосрочным хранением зерна и пришлось на 300 гектаров сократить площади под зерновыми. "В этом году осталось 1,8 тыс. га под зерновые культуры. Значительно увеличили площади посадки сахарной свеклы", - сказал директор СПК.

Генеральный директор агрофирмы "Целина" Виктор Бородаев (Ростовская область) считает, что проблемы аграриев с отменой эмбарго не прекратятся.

"Ущерб у нас колоссальный, убытка около 200 млн рублей на разнице в цене, по которой мы продали продукцию и по которой мы могли бы продать. Думаю, мы потеряли не только это, мы потеряли и цены на сегодняшний урожай. И еще долго отклик негативный от этого эмбарго будем иметь", - сказал он, подчеркнув, что рассчитывать на рост цен на зерно с 1 июля не приходится.

"К России есть недоверие со стороны покупателей по поводу того, что она снова не поступит так же. А это дисконт в цене и так далее. Я думаю, что трейдеры сегодня воспользуются этим моментом: они понимают, что крестьянам деваться некуда, внутреннего рынка для них нет, особенно для юга. Значит, остается только экспорт. Они просто будут давать нам низкие цены, договорившись между собой. А нам деваться некуда, придется продавать. Особенно тем, у кого нет возможности дальше ждать, передерживать зерно", - считает В.Бородаев.

Он отметил, что компания ежегодно производит более 100 тыс. тонн продовольственного зерна, которое до прошлого года практически в полном объеме экспортировалось. Потому что внутри страны спроса на него нет.

"Я думаю, так у многих предприятий. Наше зерно на внутреннем рынке никому не нужно, потому что это высококлассная пшеница, и такие объемы, которые мы производим, просто не нужны, они должны идти на экспорт. Бороться с экспортом нельзя, мы, наоборот, должны, развивать его, увеличивать объемы производства, страну обеспечивать и на экспорт много хлеба отправлять", - считает В.Бородаев.

Директор СПК "Новый путь" Борис Плетинь (Краснодарский край) разделяет мнение коллег о том, что перспективы развития внутреннего рынка зерна в России нет.

"Жизненно необходимо развивать экспорт зерна: потребность россиян в продовольственном зерне с каждым годом уменьшается, люди экономят на хлебе, падает общая численность населения. Снижается и поголовье животных, для которых предназначены комбикормовые культуры. А показатели урожая в целом если и не растут, то уж точно держатся на стабильном уровне, что приводит к необходимости реализации зерна за рубежом", - сказал Б.Плетинь, уточнив, что компания экспортирует зерно через посредников, потому что "не удалось договориться с терминалами".

Глава КХ "Ника" Татьяна Трегубова (Ростовская область) считает, что отмена эмбарго на экспорт не будет способствовать росту цены на зерно.

"Скорее всего, цены будут опять низкие, пока те, кому нужны деньги, не продадут дешево запасы", - сказал она, добавив, что из-за запрета на экспорт зерна хозяйство тоже понесло убытки.

Директор СПК "Знамя Ленина" Юрий Хараман (Краснодарский край) отметил, что из-за отсутствия перспективы развития внутреннего рынка хозяйство вынуждено сокращать посевы продовольственной пшеницы и увеличивать посевы культур под комбикорма для скота, чтобы в итоге "полностью уйти в животноводство".

"Убытки от введения эмбарго мы понесли значительные. Прежде всего, не смогли вложить средства в развитие - обновить технику, приобрести современные комбайны, хозяйство осталось "во вчерашнем дне", - сказал он.

Переходящий остаток зерна в настоящее время, продолжил Ю.Хараман, составляет 30% от прошлогоднего урожая, и это учитывая тот факт, что было принято решение кормить пшеницей скот вместо того, чтобы продавать по очень низкой цене - 4-5 рублей за килограмм. "Сейчас на рынке цена на зерно низкая, мы экспортируем через ейских трейдеров, и я прошу всего 7 рублей за килограмм пшеницы, но мне и этой цены не дают", - сказал он.

Президент Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ростовской области Александр Родин считает, что пока рано говорить о цене, которая может сложиться после уборки урожая.

"В прошлом году до введения эмбарго цена была выше 6 рублей за килограмм, а после введения упала до 4-4,5 рублей. Сейчас еще трудно сказать, как будет складываться урожай текущего года, но разговор идет о 6-7 рублях за килограмм. Это хорошо для наших сельхозпроизводителей", - отметил он.

Он также выразил сомнение в том, что введение запрета на экспорт зерна было необходимой мерой. "Мы 10-го числа были в Самаре. Выступал один фермер из Ульяновской области и сказал, что у него 1,5 тыс. тонн семенного зерна лежит с 2009 года. Так что неурожай 2010 года, засуха в тех районах - все это, в общем-то, отрицательно повлияло на ситуацию, но там запасы предыдущего года сохранялись. И запасы были неплохие, поэтому, по большом счету, ситуация была не катастрофичная", - отметил А.Родин.