Ставрополь. 20 августа. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Арбитражный суд Ставропольского края 23 сентября рассмотрит обоснованность заявления Московского индустриального банка (МИнБ) о признании банкротом ООО "Автомобильная компания "Ставрополь Авто" ("Ставрополь Авто"), выпускавшего автомобили китайского концерна Great Wall под брендом DW Hover в городе Михайловск в 2017-2018 годах.
Как следует из данных картотеки арбитражных дел, суд принял соответствующее заявление в производство 12 августа.
Основанием для обращения банка в суд стала задолженность автозавода в размере 6,9 млрд рублей, которая образовалась в результате неисполнения обязательств по кредитным договорам.
МИнБ предлагает в качестве кандидатуры арбитражного управляющего Алексея Антонова, члена Союза АУ "Авангард" (Москва).
Как сообщалось со ссылкой на данные аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", чистый убыток "Ставрополь Авто" вырос с 21,1 млн рублей в 2017 году до 2,22 млрд рублей в 2018-м. Информация о выручке с 2015 года не публиковалась. Чистые активы компании по состоянию на конец 2017 года составляли 2,25 млрд рублей, на конец прошлого года - 21,76 млн рублей.
Согласно материалам "СПАРКа", МиНБ ранее трижды предупреждал предприятие, имущество которого находится у него в залоге, о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве, первый раз - в октябре 2018 года. Также с начала августа банк подал к компании два иска об обращении взыскания на заложенное имущество - в Арбитражный суд Ставропольского края и Арбитражный суд Карачаево-Черкессии соответственно. Оба заявления были оставлены без движения в связи с процессуальными нарушениями.
Строительство автозавода "Ставрополь Авто" в городе Михайловске Ставропольского края началось в 2013 году при посредничестве МиНБ на площадке площадью 207 гектаров. Срок ввода предприятия неоднократно переносился, начиная с конца 2016 года. Вместе с переносом увеличивалась и его стоимость - с 9,5 млрд рублей до 12,6 млрд рублей. Изначально планировалось, что завод будет собирать китайские легковые Great Wall и итальянские малотоннажные Iveco.
В 2017 году на заводе начался выпуск внедорожников Great Wall Н3 и Н5 под брендом DW Hower. Всего, по данным СМИ, было собрано около 2,4 тыс. машинокомплектов, после чего проект DW Hower, который инициировала компания "Чайна Автомаркет", свернули из-за отсутствия дополнительного финансирования. Новых заказчиков у завода не появилось.
В апреле 2018 года министр энергетики, промышленности и связи Ставрополья Виталий Хоценко говорил, что предприятие фактически запущено и "уже изготовлены 1,35 тыс. автомобилей". Он отмечал, что завод мощностью 100 тыс. автомобилей в год будет выпускать порядка 20 моделей и модификаций автомобилей, добавляя, что штатную численность его сотрудников планируется увеличить с 800 до 2 тыс. человек.
Как следует из данных "СПАРКа", через совладельцев "Ставрополь Авто" компания аффилирована с ООО АК "Дервейс", управляющим одноименным автозаводом в Черкесске.
ООО "АК "Ставрополь Авто"" на 100% принадлежит ООО "Объединенная автомобильная компания". Им, в свою очередь, на 100% владеет ООО "Региональная земельная компания", доли по 50% в которой принадлежат Ахмету Сугаипову и Мухадину Дереву. Последний в 2013 году напрямую владел 100% "Ставрополь Авто", впоследствии его доля в компании уменьшалась.
ООО АК "Дервейс" с начала 2000-ых годов в разных долях принадлежало Вячеславу Дереву (сенатор от Карачаево-Черкессии в 2011-2016 годах) и Хаджи-Мурату Дереву (его брат, владевший 44% компании по состоянию на 2014 год). При этом Мухадина Дерева СМИ в 2013 году называли исполнительным директором автозавода "Дервейс".
По данным СМИ, известная в КЧР семья Деревых долгое время находилась в конфронтации с семьей Арашуковых. Члены обеих семей позже попали под уголовное преследование. Проблемы возникли и у их бизнес-структур. Так, в конце 2018 года следственное управление СКР по Карачаево-Черкессии возбудило уголовное дело об уклонении от уплаты налогов ООО АК "Дервейс" в особо крупном размере (ч.2 ст.199 УК РФ). По версии следствия, компания предоставила в налоговую инспекцию ложные сведения о наличии права на налоговый вычет по НДС на общую сумму 319,37 млн рублей. Налоговая проверка обнаружила, что связи компании с контрагентами не являлись финансово-хозяйственной деятельностью, а были необходимы для движения денег через их счета с последующим выводом.