Interfax-Russia.ru - Девятый международный транспортный форум "ЮгТранс", проходивший в Геленджике на минувшей неделе, собрал на одной площадке около ста участников - представителей государственных и коммерческих структур, грузовладельцев и грузополучателей, а также ведущих консультантов отрасли.
"Интерес к предложенным для обсуждения темам доказывает как правильность их выбора, так и важность транспортной составляющей региона для экономики страны", - отмечал в своем обращении к участникам форума руководитель федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ Александр Давыденко.
Программа форума включала вопросы развития транспортной системы Азово-Черноморского и Каспийского бассейнах, проблемы и решения на стыке "железная дорога-порт", транспортное обеспечение Олимпиады-2014.
С докладом о подготовке порта Сочи к Олимпиаде выступил заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Виктор Вовк.
"Объем инвестиций в развитие морского порта Сочи со стороны федерального бюджета в рамках подготовки к Олимпиаде 2014 года оценивается в 19 млрд рублей", - сообщил Виктор Вовк в ходе IX транспортного форума "ЮгТранс" в Геленджике.
В.Вовк напомнил, что уже реализован проект строительства и реконструкции семи морских терминалов в порту Сочи (осуществлено строительство терминалов в Мацесте и Дагомысе, реконструированы терминалы в Адлере, Кургородке, Хосте, Лазаревском и Лоо - ИФ). В феврале 2013 года эти терминалы введены в эксплуатацию. Кроме того, уже построен грузовой район в порту в устье реки Мзымта. Порт способен принимать суда с осадкой до 8 метров, пропускная способность порта составляет 5 млн тонн грузов в год.
"Недооценивать эффективность порта нельзя, поскольку порт обеспечил возможность доставки грузов на олимпийские стройки бесперебойно, что очень важно в связи с большой загруженностью железных и автодорог", - отметил В.Вовк.
Продолжил тему развития морского порта Сочи ведущий специалист по развитию яхтенной гавани ОАО "Сочинский морской торговый порт" (входит в компанию "Новошип") Константин Сащенко, отметив, что компания в октябре 2013 года планирует ввести в эксплуатацию яхтенную марину вместимостью 200 яхт.
По его словам, инвестиции в проект составят более 800 млн рублей. Он отметил, что после ввода в эксплуатацию гавань сможет принимать яхты длиной от 5 до 50 метров и будет располагать технической зоной, где будет проводиться профилактический осмотр, ремонт, а также мойка судов и их бункеровка топливом. После Олимпиады 2014 года планируется увеличить вместимость яхтенной марины - до 300 яхт к 2016 году.
О необходимости создания на Юге России современных логистических центров заявил заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги (филиал ОАО "РЖД") Валерий Юсупов.
"Одной из основных проблем взаимодействия морского и железнодорожного транспорта является проблема накопления грузовых вагонов. Примером тому может служить ситуация, сложившаяся в третьем и четвертом кварталах 2012 года, когда в адрес портов Азово-Черноморского бассейна простаивало ежесуточно до 150-170 поездов. Причина сбоев носит системный характер, в частности, порт в неполной мере отгружает эти вагоны и не обеспечивает современный подход судов к портам", - отметил он.
При этом, подчеркнул В.Юсупов, ритмичность отгрузки согласованных объемов играет не последнюю роль в наращивании объемов перевалки грузов. Представитель СКЖД сослался на практику, которая показала, что в первые декады месяца по многим станциям погрузка производится в недостаточном количестве, но к концу месяца производится "восполнение упущенного". Он также заявил, что портовики должны регулировать оперативно условия работы с грузоотправителями.
Решением проблемы, по мнению В.Юсупова, может стать совмещение систем планирования грузоперевозок железнодорожного и морского транспорта.
"Прошедший 2012 год показал низкую ответственность всех участников грузопотока, поэтому необходимо организовать взаимовыгодные логистические взаимодействия и создать информационно-логистические центры в форме некоммерческих автономных партнерств. Логистический центр должен функционировать в рамках единой автоматизированной системы обмена данных между участниками перевозочного процесса, что позволит во много решить проблемы простаивания вагонов на припортовых станциях Азово-Черноморского бассейна", - добавил В.Юсупов в ходе форума.
Между тем, проблему отставания развития морского порта Тамань, а также низкие объемы грузооборота в порту, несмотря на серьезные вложения в развитие железнодорожной инфраструктуры в этом направлении озвучил заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Александрин.
По его словам, несмотря на то, что СКЖД (Северокавказская железная дорога) продолжает развитие подъездных путей для обслуживания портов Таманского полуострова, и железнодорожники близки к завершению развития железнодорожной инфраструктуры на полуострове Тамань, портовое развитие мало продвинулось. "Два железнодорожных пути построилось к мысу Железный Рог, а стивидорные компании выполняют грузооборот только в 1 млн тонн в год вместо планируемых 40 млн", - констатировал В.Александрин.
"Варианты проекта сухогрузного района порта Тамань с перспективной мощностью 70 млн тонн пока только на бумаге. Отсюда - пожелания к Росморречфлоту (агентство морского и речного транспорта - ИФ): грузовладельцам объединить усилия в системе государственно-частного партнерства в части строительства сухогрузного района порта", - отметил он.
Эксперты сошлись во мнении о необходимости перераспределения направления грузов от крупных портов к малым портам юга России во избежание возможных новых ситуаций с простоями вагонов на припортовых станциях в районе Туапсе и Новороссийска.