Interfax-Russia.ru – Юбилейный 85-й сезон Ростовского музыкального театра завершился постановкой оперы Джузеппе Верди "Жанна д’Арк".
"У нас на сцене только прошла первая премьера оперы "Жанна д,Арк", 3-го июля - еще один премьерный спектакль (...) Действительно, создано мощнейшее произведение, причем, очень сложное с точки зрения постановки. В спектакле необычайно переплетены человеческие судьбы",- заявил агентству "Интерфакс-Юг" художественный руководитель театра Вячеслав Кущев.
По его словам, театр работал над оперой свыше трех лет.
"Поставили ее мировые мастера оперного жанра, народный артист России главный режиссер Санкт-Петербургской оперы народный артист России Юрий Александров. Это - знаменитый режиссер, который работает со своим творческим коллегой, художником-постановщиком, народным художником России Вячеславом Окуневым. Музыкальный руководитель дирижер-постановщик, заслуженный артист России Андрей Аниханов, хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Елена Клиничева, художник по свету – Ирина Вторникова", - отметил В.Кущев.
Он подчеркнул, что в постановке показана "величайшая трагедия отца, который практически отдает свою дочь на сожжение".
"Дочь-патриот по своей сути, фактически спасая родину, приняла страшную смерть, потому что нарушила какие-то каноны общества. На самом деле она герой. Это переплетение судеб, общечеловеческое и личное, глубокая лирика, величайший трагизм в определенных местах музыки, он очень сложно расшифровывается с точки зрения постановки. И постановочная работа одна из самых сложных", - считает художественный руководитель Ростовского государственного музтеатра.
По его словам, молодой Верди написал оперу к карнавальному сезону 1845 года по договору с театром "Ла Скала". В качестве сюжета он избрал героическую драму Ф. Шиллера "Орлеанская дева", в которой речь шла о жизни и судьбе Жанны д’Арк, национальной героини Франции, одной из командующих войсками в Столетней войне, Главным изменением в истории Орлеанской девы стало введение любовной линии – Жанны и короля Франции Карла VII. Именно это и становится причиной ее гибели. Узнав о любви к королю, отец Жанны - религиозный фанатик Джакомо обвиняет ее в измене долгу, предназначению и обвиняет в еретизме. Народ проклинает девушку и изгоняет ее из города, Жанна попадает в плен к англичанам.
В финале оперы Жанна, в ожидании казни, молится о спасении души, отвергая греховную любовь к Карлу. Эту молитву слышит ее отец, раскаивается в предательстве и освобождает дочь от цепей. Жанна бросается в бой, англичане повержены, но девушка смертельно ранена. Радуясь исполнению долга перед отчизной, накрытая победными знаменами, Жанна умирает на руках короля.
По режиссерскому замыслу пространство сцены заполнено готической архитектурой с узнаваемыми очертаниями фасадов и витражами знаменитых соборов. Костюмы также погружают в атмосферу эпохи. Перед зрителями предстали облаченные в настоящие доспехи воины-латники. В спектакле подчеркнуты свойственные Средневековью черты мистериальности – борющиеся за душу Жанны ангелы и демоны; легко прослеживается и крестный путь главной героини, через покаяние и жертву заслужившей прощение.
Художественный руководитель театра подчеркнул, что в спектакле подобраны сложнейшие костюмы.
"Например, все, что касается костюмов, где латы, доспехи, шлемы, мечи, по нашей просьбе все это делал Большой театр. Потому что в Большом налажено и работает соответствующее производство. А ткани собирали практически со всего мира, в том числе, из Италии, Китая. Из них сделали вручную исторические костюмы, которых более 500", - отметил Вячеслав Кущев.
"Для спектакля выполнены объемные декорации, задействованы проекционные аппараты. Представлено много живописных работ. Сделана роспись по ткани, по гобеленам", - сказал худрук
Как считает Вячеслав Кущев, сложность и масштабность работы режиссера и исполнителей можно было бы сравнить с "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича и "Фауста" Гуно.
"Хотел бы подчеркнуть, что для нас это работа знаковая. Ее ждут во многих странах мира", - отметил В.Кущев.
Он сообщил, что "Большой интерес проявил оргкомитет "Золотой Маски", коллеги не только из России, но и из Франции, Италии".
"У нас три полных состава труппы задействованы в опере. Все наши. Труппа подготовлена так, что эту постановку можно вести на любую сцену мира и любым из составов", - сказал собеседник агентства.