А вас, Буданов, я попрошу вернуться!

Interfax-Russia.ru - Бывший полковник, досрочно освобожденный из колонии, обвиняется в новых преступлениях, совершенных во время чеченского конфликта.

Об этом 26 марта сообщил руководитель Военного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Сорочкин. Вернее, в производстве находится уголовное дело о похищении 18 жителей Чечни, к которому может быть причастен Юрий Буданов, в январе этого года покинувший димитровградскую исправительную колонию общего режима №3. Как уточнил руководитель Военного управления СКП, несколько уголовных дел по факту похищения жителей были возбуждены прокуратурой Чеченской Республики и двумя районными прокуратурами Чечни еще в 2000 году. "Установить причастных к этому преступлению не удалось, и эти уголовные дела неоднократно приостанавливались", - объяснил Сорочкин.

После досрочного освобождения разжалованного Героя России чеченцы неожиданно вспомнили о преступлении 9-летней давности. Еще в конце декабря прошлого года к уполномоченному по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиеву обратился житель Грозного Рамзан Дидаев и сообщил, что Юрий Буданов якобы имеет отношение к похищению, пыткам и убийствам нескольких жителей Чеченской Республики. Согласно его показаниям, в январе 2000 года отец Рамзана Адам Дидаев и брат Хусейн Дидаев выехали из села Новые Атаги, где они проживали в качестве беженцев, в направлении Шатойского района. Через некоторое время их остановили на блок-посту бойцы федеральных войск. Там Юрий Буданов забрал с собой Хусейна Дидаева, а вместе с ним еще двух граждан - Вису Арсанукаева и Ваху Титаева. Затем трупы троих чеченцев были подброшены на кладбище села Танги-Чу Урус-Мартановского района (на окраине этого села базировался 160-й танковый полк под командованием Буданова).

Нурди Нухажиев обратился к руководителю Следственного управления СКП по Чечне Виктору Леденеву с требованием "довести дело до логического конца" и привлечь Буданова к уголовной ответственности. Нухажиев объяснил, что потерпевшие ранее боялись давать показания, а теперь готовы это сделать.

На самом деле тема похищения чеченцев громко прозвучала еще в июле 2002 года на одном из заседаний Северо-Кавказского военного суда, где рассматривалось дело об удушении русским полковником чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Тогда адвокат потерпевших Абдулла Хамзаев предоставил суду свидетельства Адама Дидаева, где чеченец обвинял Буданова в том, что тот 13 января 2000 года незаконно задержал четверых водителей грузовых машин - Хусейна Дидаева (сына заявителя), Саид-Мухмада Дельмуханова, Ваху Титаева и Висита Арсанукаева (позднее в этот перечень добавился также Вахит Улубаев). Этих людей (а заодно четыре их грузовика) Буданов с бойцами якобы увез в неизвестном направлении. Месяц спустя, 25 февраля, трупы троих задержанных чеченцев были обнаружены на кладбище села Танги-Чу, рядом с местом дислокации будановского полка. Местонахождение Дельмуханова осталось неизвестным, а его вещи и документы найдены в районе села Комсомольское, где вел бои танковый полк Буданова. "Прокуратурой Чеченской республики заведено уголовное дело по поводу обнаружения трех трупов в Танги-Чу, - сообщил Хамзаев. - Я ходатайствую о приобщении свидетельства Адама Дидаева к материалам судебного дела и о возвращении дела на дополнительное расследование". Однако суд счел, что к убийству Эльзы Кунгаевой данное свидетельство отношения не имеет, и оставил ходатайство без удовлетворения.

Так что утверждение о страхе родственников, мягко говоря, неосновательны: с чего это, не боясь заявлять о преступлениях Буданова в 2000 и 2002 годах, они вдруг позже испытали шок и трепет? Многие наблюдатели склонны напрямую связывать извлечение старого дела из небытия именно с освобождением Юрия Буданова. Некоторые эксперты высказывают мысль о том, что дело специально держали, чтобы "реанимировать" его сразу после выхода бывшего полковника на свободу - неважно, условно-досрочно или "по звонку" (по окончании полного срока наказания).

В любом случае есть смысл более подробно рассмотреть обвинения, выдвинутые чеченской стороной. Прежде всего, даже если бы подтвердился факт задержания чеченцев по приказу полковника-танкиста, ему грозила бы не статья за убийство, а статьи 127 (незаконное лишение свободы, повлекшее смерть задержанного) и 286 (превышение служебных полномочий) Уголовного кодекса РФ. Об этом в свое время заявил и адвокат Абдулла Хамзаев: "Буданова никто не подозревает в умышленном убийстве, нет достоверного основания утверждать, что на спусковой крючок нажимал он, поэтому ставится вопрос о возбуждении уголовного дела по факту незаконного лишения свободы и, если это совершено Будановым, то возникает вопрос о превышении им служебных обязанностей".

Если верить обвинениям, Буданов совершил это преступление за год до удушения Эльзы Кунгаевой. В 1999 году 160-й танковый полк вел ожесточенные бои в Шатойском районе Чечни. 10 января 2000 года для жителей этой местности был открыт так называемый "зеленый коридор", по которому они могли вернуться домой за самым необходимым. Блокпост, перекрывающий трассу, на въезде в село Дуба-Юрт Шалинского района держал полк под командованием Буданова. 13 января бойцы задержали четыре грузовика с жителями Шатойского района (в основном женщины и старики), которые ехали в родные села за уцелевшим имуществом. Военные, проверив документы, заинтересовались водителями грузовиков. Начальник блок-поста мотивировал задержание тем, что их автомобили "ГАЗ-66" и "ЗИЛ-131" - это бывшие военные автомашины, а одна из них имеет госномера Орловской области. Говоря проще - они угнанные. По словам очевидцев, водители были задержаны по личному указанию какого-то подполковника, пересажены в БТР и увезены в неизвестном направлении. Спустя месяц полк Буданова был передислоцирован на новое место, в район села Танги. Именно здесь смотритель местного кладбища Майбулат Шамсутдинов и обнаружил три трупа неизвестных мужчин. На следующий день группа экспертов констатировала, что мужчины-чеченцы были застрелены в упор, но перед этим их долго пытали, причем с особой жестокостью: у них были снесены напрочь верхние части черепов.

31 июля того же года Буданову досрочно присвоили воинское звание полковника и на первой полосе газеты "Красная звезда" напечатали его фотографию. Осенью эта газета попала в один из лагерей беженцев, где свидетели вроде бы опознали в Буданове офицера, который похитил их родственников. Родственники погибших заявили об этом в республиканскую прокуратуру, однако дело затормозили. Лишь в 2002 году пострадавшие чеченцы обратились к адвокату семьи Кунгаевых, и тот подал ходатайство в прокуратуру Чечни. 26 июня этого года военная прокуратура Северо-Кавказского военного округа дала поручение ханкалинскому прокурору Сергею Киселеву до 15 июля провести срочную проверку. По сведениям из заслуживающих доверия источников, прокурор рекомендовал возобновить приостановленное уголовное дело. В ходе расследования якобы выяснилось, что в декабре 1998 года во время боев за Аргунское ущелье полк Буданова потерял 10 офицеров. Командир полка ничего не мог предложить боевикам за трупы своих офицеров (а устав требует возвращения погибших бойцов), кроме заложников из числа горцев. Но обмен сорвался, полк перебазировался на равнину, необходимость в заложниках отпала, и от них предпочли избавиться. Так все обстояло или не так, предстоит выяснить следствию.

Что же, собственно, имеется у представителей следствия? Александр Сорочкин заявил, что "когда Буданова показали по телевизору, ряд жителей вроде бы как узнали в нем человека, причастного к исчезновению людей". Заявитель Рамзан Дидаев (который на месте события не присутствовал) со слов отца рассказал: "Буданов обругал грубой нецензурной бранью моего отца и жену Висы Арсанукаева, а потом силой высадил их из автомашины. На вопрос, куда увозят задержанных, ответил: "Туда, откуда не возвращаются", а затем, нанося удары, запихал задержанных в БМП и уехал". Омбудсмен Чечни Нухажиев сообщил, что у него есть обращения жителей села Танги-Чу, которые утверждают, что "старейшины села рассказали, как они вытаскивали части человеческих тел из ямы, где дислоцировались подразделения, подчиненные Буданову. Из этой ямы были вытащены останки 67 человек, часть из них была опознана родственниками и похоронена, а остальные лежат до сих пор в общей могиле".

Честно говоря, все строится лишь на показаниях якобы очевидцев, что представляет собой довольно шаткое основание для предъявления обвинения. Добавим к этому явные противоречия в этих показаниях, что делает их довольно сомнительными. По одним сведениям, родственники "вроде бы" узнали Буданова еще в 2002 году по фотографии в "Красной звезде". В то же время руководитель Военного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ выдвигает иную версию: "Недавно, когда по телевизору показали Буданова в связи с его условно-досрочным освобождением, ряд жителей Чечни узнали в нем человека, который, по их мнению, причастен к пропаже людей после их прохождения через блокпост усиления Дуба-Юрт". Так какая же из них соответствует действительности? Кто все-таки обнаружил изуродованные трупы поищенных чеченцев - смотритель кладбища Танги-Чу Майбулат Шамсутдинов или отец задушенной Эльзы Виса Кунгаев, который заявляет о том же? По ранним свидетельствам, чеченских водителей везли на БМП, в сообщении же чеченского омбудсмена говорится о том, что Буданов пересел в одну из машин и велел остальным следовать за нею. И таких нестыковок множество.

"Я бы вообще остерегся принимать на веру все, что говорят чеченские "очевидцы", - заявил обозревателю Interfax-Russia.ru на условиях анонимности военный юрист, который присутствовал на процессе по делу Юрия Буданова.- У меня не раз были поводы убедиться в их мнимой "объективности". Например, можно вспомнить заседание, на котором брат погибшей Эльзы "опознал" подполковника Ивана Федорова как участника похищения чеченской девушки".

Автору этой публикации тоже довелось присутствовать на этом памятном заседании в Ростове-на-Дону 27 апреля 2001 года. 15-летний Хаважи Кунгаев утверждал, что, помимо полковника Буданова и нескольких его бойцов, к ним ночью приезжал также заместитель комполка Иван Федоров. Мальчик даже "опознал" его в зале заседаний. Слова Хаважи подтвердили 13-летняя Хава, 12-летний Хаси и 10-летняя Лариса. Они также опознали в Федорове одного из похитителей старшей сестры. Во время опознания адвокат Дулимов спросил малолетнюю Ларису: "Ты не ошибаешься? Может быть, ты видела этого дядю?". И указал пальцем на меня. К счастью, Лариса не признала во мне пьяного российского бойца. Пронесло… Между тем, Федоров ни при каких обстоятельствах не мог присутствовать при похищении, что было неопровержимо доказано материалами следствия.

23 января 2002 года жительница Танги-Чу Таисия Сулейманова, подруга убитой Эльзы, вообще заявила, будто бы полковник Буданов ездил в Танги-Чу… спекулировать горюче-смазочными материалами - бензином и соляркой ("бензин у нас был по два рубля, а он с военными торговал по семь рублей"). Полковник якобы фотографировал ее и Эльзу, когда они ходили за водой, затем машина с военными ехала за ними до самого дома Кунгаевых. На просьбу описать Буданова свидетельница указала, что это "толстый мужик с толстой мордой", а "опознала" она его по телевизору. Услышав рассказ о том, как полковник Буданов спекулировал соляркой, подсудимый Иван Федоров неприлично расхохотался, настолько бредовой представилась ему эта картина.

Таких нелепостей и наговоров во время процесса можно вспомнить немало. Поэтому собеседник Interfax-Russia.ru продолжает: "Многие показания чеченцев сомнительны. Скажем, свидетельства о 67 трупах, откопанных на месте дислокации танкового полка. Сами подумайте: если из-за одной задушенной девушки жители Танги-Чу подняли такую тревогу, что же они молчали о горах убитых и замученных односельчан? Мне это кажется просто чудовищными баснями. На месте представителей Следственного комитета я бы не спешил рапортовать о том, что причастность Буданова к похищениям чеченцев установлена, как это сейчас делается. Пока общественности не предоставлено ни одного реального доказательства этой причастности".

Впрочем, и сам бывший полковник тоже пока не найден - на призывы родной прокуратуры он отзываться не торопится.

Обозреватель Александр Сидоров

Фото ИТАР-ТАСС