Точка зрения 9 октября 2012 г. 10:14

Автомобили с розеткой

Interfax-Russia.ru – Российские компании начинают производство электромобилей. Эксперты уверены, что в ближайшем будущем россияне не откажутся от традиционных машин.

В последнее время в России стали чаще говорить о развитии индустрии электромобилей. И это связано в первую очередь с тем, что прошлым летом бывший тогда президентом РФ Дмитрий Медведев поручил внедрять в регионах пилотные программы по замене муниципального транспорта на дешевые электро- и гибридные автомобили, а в Московском регионе Московская объединенная электросетевая компания стала создавать сеть заправочных станций для электромобилей.

Электромобиль Юга

Разработкой и производством электромобилей в настоящее время занимаются не только крупные мировые концерны, но и небольшие региональные компании.

Например, в России астраханское ООО "Браво Моторс" выпускает небольшими серями утилитарные электромобили или, как их еще называют, гольфкары. Весной этого года компания поставила первые машины частным заказчикам и до конца года намерена производить до пяти автомобилей в месяц.

"Мы обнаружили, что спрос на такую технику постоянно растет - как во всем мире, так и в России. Нынешняя потребность отечественного рынка в гольфкарах составляет 400-500 единиц в год, причем ежегодный прирост - около 20-30%. В то же время в России, если сравнивать со всем остальным миром, наблюдается катастрофическая нехватка электротранспорта, потенциал дальнейшего роста трудно переоценить", - рассказал директор "Браво Моторс" Константин Артемьев в интервью "Эксперту".

По его словам, электромобили можно использовать для перевозки пациентов по территории лечебно-оздоровительных учреждений, для прогулок по заповедникам, а также во время будущей сочинской Олимпиады.

Астраханская компания разработала платформу, на основе которой можно строить утилитарные 2-, 4-, 6- и 12-местные электромобили, и в будущем планирует создать электрокатер для прогулок по речным каналам.

Средняя цена одного отечественного электромобиля - 350 тысяч рублей. Это дешевле, чем продукция Китая - основного импортера электромобилей в Россию. "При этом срок службы астраханских электромобилей будет выше, чем у китайских, в три раза - шесть лет - за счет использования микропроцессорной технологии", - сообщил агентству "Интерфакс-Юг" предприниматель.

Губернатор Астраханской области Александр Жилкин уже протестировал электромобили местного производства и остался доволен. "В Астраханской области это первый случай изготовления автомобиля с нуля, а учитывая, что электромобиль сделан по инновационной технологии, он будет востребован", - заявил глава области.

Сейчас астраханская компания работает над созданием полноценного компактного персонального электромобиля, который позволит быстро передвигаться по мегаполису.

"Это не автомобиль в привычном понимании, а персональный электротранспорт, который позволит комфортно передвигаться по загруженным улицам города. Нечто среднее между электрокаром и сигвеем. Безусловно, мы учтем все особенности погоды в России", - рассказал Interfax-Russia.ru Константин Артемьев.

В ближайшие два месяца компания будет дорабатывать проект, затем в течение еще двух месяцев разрабатывать опытный образец. Однако конкурировать с электромобилями других производителей "Браво Моторс" не намерена. "Это разные категории транспорта, разные потребители. Не вижу повода для конкуренции", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

Целевой рынок для персональных электромобилей - мегаполисы, в первую очередь Москва, Санкт-Петербург и другие российские миллионники.

По мнению Константина Артемьева, для того, чтобы электромобили в России стали привычным явлением, в нашей стране помимо инфраструктуры необходимо также создать моду на них.

"Это проблема менталитета. Если люди видят, что кто-то начинает приобретать себе новый вид транспорта, то захотят и себе купить. Поэтому нужно, чтобы государственные или коммерческие структуры начали вводить эту "моду". И когда наши крупные перевозчики поймут выгоду - тогда вслед за этим и начнется активное развитие инфраструктуры", - считает собеседник Interfax-Russia.ru.

ЭлектроLADA и электрозаправки

Еще одна преграда на пути развития электродвижения в России - высокие таможенные пошлины при ввозе машин зарубежных производителей.

"Обнуление ввозных таможенных пошлин и ставки НДС при ввозе электромобилей в Россию может стать катализатором для локализации производства электромобилей в нашей стране, что выведет российский автопром на следующий этап инновационного развития", - считает председатель подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере Торгово-промышленной палаты РФ Андрей Панков.

В скорейшей локализации в России электромобильного производства заинтересованы и энергетики. Так, директор по международной деятельности ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" Борис Механошин считает, что производство электромобилей в России позволит сформировать максимально экономически эффективную модель, при которой электромобили смогут обмениваться энергией с электросетями без участия человека, подключаясь для подзарядки в момент наименьшей нагрузки на сети.

Причем инфраструктуру для зарядки электромобилей в России уже начали создавать. Например, в Московском регионе ОАО "МОЭСК" создало сеть заправочных станций для электромобилей. Предполагается, что себестоимость 1 км пробега электромобиля будет составлять менее 10 копеек.

Первая в России станция быстрой зарядки постоянного тока для электротранспорта открылась в мае 2012 года в дилерском центре "Рольф Юг" в Москве. К концу июля ОАО "МОЭСК" установило в Москве и Московской области 28 зарядных станций. Из них 25 - напольного и настенного монтажа, которые работают несколькими способами со скоростью зарядки от 4 до 10 часов, и три станции с напряжением до 500 Вольт, силой тока до 125 Ампер, время зарядки которых составит 20-30 минут.

В настоящее время большинство электромобилей разных производителей могут заряжаться двумя способами - "долгой" и "быстрой" зарядкой. Первая - от любой обычной розетки 220 вольт, этот процесс длится 8-10 часов. Второй - на заправочной станции, где это занимает от 20 до 40 минут.

Параллельно с началом создания в России инфраструктуры для заряда электромобилей ОАО "АвтоВАЗ" заявило о начале мелкосерийного производства электромобилей El Lada. Первую партию из 100 электромобилей в ближайшие два года предприятие поставит Ставропольскому краю, где эти машины будут работать в службе такси.

El Lada построили на платформе модели Kalina. Масса машины - 1200 кг, максимальная скорость - 140 км/час. Для пробега в городском режиме на расстояние до 150 километров электромобилю необходима зарядка в течение 8 часов от обычной розетки.

Первый такой электромобиль купил глава госкорпорации "Ростехнологии" (акционер ОАО "АвтоВАЗ") Сергей Чемезов. "Первый электромобиль приобретен мною из этой серии. Автомобиль очень быстрый и маневренный, мой сын 10-ти лет уже катается на нем за рулем, я сижу рядом - есть опасность для пешеходов из-за бесшумности передвижения", - сказал Сергей Чемезов на Московском международном автосалоне.

Глава "Ростехнологий" уточнил, что купил электромобиль за 1 млн 250 тыс. рублей. "По цене пока дороговато", - констатировал он.

Президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров в свою очередь сообщил, что мелкосерийное производство электромобилей уже началось. "Дальнейшее развитие производства зависит от поддержки государства и государственной политики в области электромобилей", - сказал он, добавив, что в проект выпуска электромобилей компания за два года инвестировала около 500 млн рублей.

Между тем, в прошлом году руководство "АвтоВАЗа" заявляло, что массовый выпуск электромобилей в настоящее время будет нерентабелен.

"Мы не планируем никакого массового производства электромобилей, и это очевидно. Соображения простые. Собственной компонентной базы у нас нет, и тогда все компоненты покупные. Это очень дорого, и для конечного потребителя абсолютно не покупаемо. Все это может быть использовано только в качестве имиджевой деятельности. Разовые экземпляры совершенно конкретных и нишевых применений", - говорил год назад вице-президент "АвтоВАЗа" по техническому развитию Евгений Шмелев во время научно-технической конференции "Перспективы развития автомобилей. Развитие транспортных средств с альтернативными энергоустановками".

По его словам, данное направление производства предприятие не может развивать самостоятельно без целенаправленной государственной политики в сфере электротранспорта. При этом Евгений Шмелев подчеркнул, что "АвтоВАЗу" необходимо создавать свой электромобиль, так как в ближайшее время данная разработка может стать вопросом конкурентоспособности предприятия.

Сейчас на российский рынок заходит электромобиль Mitsubishi i-MiEV. По данным дилера компании в России "РОЛЬФ Импорт", с начала 2012 года по август в нашей стране было продано более 80 i-MiEV. Также четыре таких машины компания передала ОАО "МОЭСК" для тестирования электрозаправочной инфраструктуры.

А электромобилями марки Renault заинтересовалось ФГУП "Почта России". К сочинской Олимпиаде 2014 года предприятие собирается купить 100 электромобилей: 70 "каблуков" Renault Kangoo Z.E. и 30 ультракомпактных Renault Twizy.

"Тестирование автомобилей идет в Москве, планируется в Санкт-Петербурге. Изучаем вопросы эффективности, ремонтопригодности, особенности электросетей и электрозарядки. Особый интерес - испытания в зимнее время", - рассказал "Коммерсанту" генеральный директор ФГУП "Почта России" Александр Киселев.

В перспективе "Почта России" планирует закупить Renault Kangoo и Twizy для своих отделений по всей России.

Причины торможения

Несмотря на то, что километр пробега электромобиля во много раз дешевле, чем традиционной машины, а также на то, что электромобили берегут экологию и поэтому наше здоровье, они по-прежнему большая редкость на российских дорогах.

Большинство аналитиков уверены, что это происходит потому, что электромобили не выгодны нефтяным компаниям, и, соответственно, странам – мировым поставщикам нефти.

Кроме того, массовое внедрение электромобилей может оставить без работы многих сотрудников автосервисов. "Электромобиль реже ломается, в нем содержится намного меньше деталей, в обслуживании он прост и дешев. Все эти преимущества электромобиля делают его неудобным и невыгодным для автосервисов: обслуживание электромобилей потребует в три раза меньше рабочих мест, чем необходимо для поддержания индустрии автомобилей с двигателем внутреннего сгорания", - пояснил "Российской газете" конструктор электромобиля "Электро-2" Валентин Гербштейн.

Поэтому эксперты прогнозируют, что лишь к 2020 году доля электромобилей поднимется до 5-10% от общего мирового автопарка.

Примечательно, что первый электромобиль в России появился в Санкт-Петербурге в 1899 году - раньше, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Его спроектировал и построил русский инженер-изобретатель Ипполит Романов.

Этот электромобиль весил 750 кг, 370 кг из которых приходилось на аккумулятор. Первый электромобиль развивал максимальную скорость 39 км/час. Одного заряда аккумулятора хватало на 60 км. В электромобиле Романова использовалась система рекуперативного торможения, позволявшая экономить энергию аккумуляторов.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще