Быстрее, выше… глубже?

Interfax-Russia.ru - Чтобы успешно доставлять грузы водным путем для сочинской Олимпиады, дно реки Дон придется углубить.

Речь идет не обо всей реке. Как утверждает известная песня, "вся Одесса очень велика", а уж Дон - тем более: от истока в Иван-Озере до впадения в Таганрогский залив он растянулся на 1967 километров. Проблемным же считается в первую очередь отрезок от Кочетовского узла до Ростова-на-Дону: в Кочетовке, по сведениям Азово-Донского бассейнового управления, уровень воды составляет 3,4 метра (по данным Волжского государственного бассейнового управления - 3,7 м), в районе столицы ЮФО - 3,5 метра. В принципе, такая глубина сегодня позволяет пропускать серийные суда класса "река-море" грузоподъемностью до 5 тысяч тонн. Однако в связи с развертыванием олимпийского строительства в Сочи нужны суда еще более крупнотоннажные - хотя бы не менее 6 тысяч тонн. А для этого требуемая глубина должна быть как минимум 4 метра. Пока же речному транспорту приходится работать с приличным недогрузом.

Исходя из этого, Азово-Донское государственное управление водных путей и судоходства считает необходимым кардинально изменить ситуацию и улучшить проходимость судоходного фарватера реки Дон. "В заявке предлагается в 2009 году провести исследовательские работы с целью выяснить возможность увеличения гарантированных глубин Дона в границах Азово-Донского бассейна до 400 сантиметров", - сообщил представитель пресс-службы министерства транспорта Ростовской области.

"Эту задачу надо решать уже сейчас не только из-за строительства на объектах будущей Олимпиады, - пояснили Interfax-Russia.ru в Азово-Донском государственном управлении водных путей и судоходства. - Очистка дна и увеличение глубины Дона - это лечение реки. Так же, как человека, у которого забиваются сосуды. Кстати, такие работы и сейчас ведутся, но в крайне малых объемах. А требуется полноценная программа по спасению Тихого Дона".

Выполнение подобных задач не является чем-то исключительным и сверхъестественным. Например, широкомасштабные работы по углублению, а также расчистке рек и каналов проведены в Астраханской области, особенно в Астрахани, которую когда-то называли "русской Венецией". На Алтае углубляют дно реки Кии, отсутствие заботы о которой привело к сужению русла, заиливанию дна, зарастанию плесов. Подобные проблемы характерны и для Дона. "Или мы хотим дождаться ситуации, которая сложилась на Оке? - спрашивает собеседник Interfax-Russia.ru в Азово-Донском государственном управлении водных путей и судоходства. - Там одно время решением Федерального агентства морского и речного транспорта РФ судоходство вообще прекратили. А в 2007 году туроператоры вынуждены были отменить речные круизы, боясь, что теплоходы попросту сядут на мель. Пришлось выделять средства на углубление дна". В 2004 году то же было сделано на Лене, чтобы не сорвать северный завоз: местами глубина этой реки не доходила до одного метра…

Есть и другая проблема. Против углубления дна Дона выступили донские экологи. Как считает координатор проектов морской программы WWF России, кандидат биологических наук Василий Спиридонов, такие работы могут привести к серьезным экологическим проблемам. Правда, биолог предпочел все же довольно обтекаемые формулировки. По его оценкам, "последствия любого дноуглубления могут быть очень значительными", "без более полной информации о проекте трудно судить", "возможны очень серьезные эффекты". Главная претензия Спиридонова: в процессе углубления дна могут быть потревожены осадки нефтепродуктов. "Значительная часть тяжелой фракции, нефтепродуктов хоронятся в осадках, - поясняет эколог. - Захороненные загрязнители не оказывают серьезного воздействия. Как только мы начинаем копать, все это снова попадает в воду. Есть такая пословица - "Не буди лихо, пока спит тихо". Однако Спиридонов делает оговорку: чтобы оценить воздействие проекта, нужно понять, сколько осадков скопилось на дне реки. Таким образом, фактически его опасения представляют собой гадание на кофейной гуще. Или, если угодно, на нефтяной.

Между тем практика дноуглубления показывает, что такие работы как раз способны улучшить экологию рек и водоемов, а увеличение полноводности вообще ведет к восстановлению популяции рыб. Для жителей Дона совершенно очевидно, что за несколько десятилетий река сузилась, обмелела, загрязнилась до критического состояния. "Мне не совсем понятно - а что же предлагает этот биолог? - спрашивает в беседе с обозревателем Interfax-Russia.ru гидростроитель-багермейстер (руководитель работ на дноуглубительном земснаряде) Георгий Ароян. - Если согласиться с ним, то надо просто плюнуть на экологию Дона и "не будить лихо". Для эколога позиция - совершенно дикая. Во-первых, для того и подается заявка, чтобы исследовать характер дна и возможность его углубления. Во-вторых, существует целый ряд способов очистки и углубления рек, где предусматривается возведение перегораживающих гидротехнических сооружений с регулируемыми водопропускными отверстиями и так далее. Накоплен огромный опыт в этом смысле. А нам предлагают ждать у Дона погоды - то есть спокойно наблюдать, как умирает река".

А положение с Доном действительно критическое. Эксперты напоминают, что обмеление реки в последнее время все чаще дает о себе знать. В октябре 2008 года оно было вызвано сильным северо-восточным ветром. В результате судоходный уровень Дона понизился до 310 см. Запертыми в районах Ростова, Азова и даже Таганрогского залива оказались 114 торговых судов. Им пришлось ждать полноводья до начала ноября, когда ветер сменил направление. А последний доклад Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (январь этого года) вообще не дает поводов для оптимизма. Согласно прогнозам ученых, в ближайшие полвека из-за изменения климата ожидается значительное сокращение водных ресурсов в южных регионах России, в бассейнах Дона и Днепра. Между тем на преобладающей территории России, в бассейнах Волги и северных рек, воды, наоборот, прибудет на 10-20%. Вот такая несправедливость.

Так что на Тихом Дону готовятся к временной корректировке девиза олимпийского движения. Теперь вместо "Быстрее, выше, сильнее" он будет звучать - "Быстрее, выше, глубже".

Обозреватель Александр Сидоров