Interfax-Russia.ru - Неограниченное бюджетное изобилие, которым якобы пользуются республики Северного Кавказа, на поверку оказывается мифом, имеющим крайне малое отношения к реальности.
Это становится очевидным по процессам корректировки бюджетов текущего года, которые проходят сейчас в республиках СКФО. Корректировка бюджета идет в довольно жестких условиях, хотя и не ведет к отказу от каких-либо социальных обязательств и от обеспечения ключевых "точек роста" региональной инфраструктуры.
Примером может служить Кабардино-Балкария, где в конце февраля под председательством главы региона Арсена Канокова прошло расширенное совещание по бюджетным вопросам. Каноков на совещании заявил, что приоритетной задачей республиканского бюджета он видит выплату госдолга. Госдолг региона в 2011 году сократился с 1 млрд 554 млн рублей до 354 млн рублей. Тем не менее, до полного его погашения глава региона не считает правильным ускорять рост бюджетного финансирования социальных проектов. В связи с этим предлагается направить на социальное развитие специально привлеченные средства. В частности, Каноков сообщил, что руководство республики рассматривает возможность получить бюджетный кредит Минфина РФ в объеме 400 млн руб. Кроме того, ожидается, что от приватизации госимущества бюджет КБР будет пополнен примерно на 1 млрд руб. Все эти средства и пойдут на финансирование программ модернизации здравоохранения и образования, развитие спорта.
В настоящее время почти все бюджетные "программы развития", действующие в КБР, устроены по принципу "софинансирования" - частично они оплачиваются из регионального, а частично из федерального бюджета. Так, на развитие АПК в 2011 году федеральным центром и регионом было выделено 1,9 млрд рублей, причем региональный бюджет взял на себя почти четверть этих расходов. Субсидии на развитие образования в 2012 году также обеспечиваются "в складчину" федеральным и республиканским бюджетом. Софинансируются и такие программы, как "Организация управления отходами", которая впервые стартует в КБР.
Участие региона в финансировании подобных программ – часть общей стратегии на снижение дотационности бюджета КБР. В 2012 года она остается примерно на таком же уровне, как в 2011 году – 49%. В собственных доходах республики абсолютное большинство – 7,6 млрд руб – составляют налоговые доходы. Примечательно, что их объем и доля в бюджете не снижаются, несмотря на снижение налоговых ставок, которые регулирует регион. Например, ставку налога на прибыль для малого и среднего бизнеса парламент КБР с 2012 года установил на минимально разрешенном уровне в 5%.
Что касается расходов, которые республиканский бюджет несет самостоятельно, то там, по словам Канокова, приоритет будет отдаваться реконструкции социально значимых объектов. Конкретный список таких объектов на текущий год будет корректироваться во взаимодействии с муниципалитетами и местным населением. Как было отмечено на упомянутом совещании, речь идет о решении проблем, с которыми население сталкивается в повседневной жизни: водо- и газоснабжение, освещение улиц, дорожное покрытие, общественный транспорт. Заявки муниципалитетов были рассмотрены в ходе совещаний и встреч с населением, которые Каноков провел в последние месяцы в районах республики. Дальнейший отбор заявок и контроль за работами, ведущимися на выделенные средства, будут идти при участии общественных советов, создаваемых сейчас в муниципальных образованиях КБР. Именно таким образом, как надеются в правительстве КБР, будет обеспечена эффективность расходования средств, направляемых из республиканского бюджета без нарушения его макроэкономических пропорций и без неоправданного накопления долговых обязательств.
Обозреватель Николай Иванов