Что нам стоит Грецию построить

Interfax-Russia.ru – Реставратор из Анапы для восстановления секретов античных ремесел использует японские технологии и российские космические корабли.

По количеству археологических памятников Южный федеральный округ занимает ведущее место в России. Под охраной государства здесь находится около 50 тыс. памятников археологии – 80% объектов культурного наследия страны. Особое место в их числе занимает Анапский археологический музей "Горгиппия". Он представляет собой наряду с музеем "Танаис" в Ростовской области уникальные раскопки древнего античного полиса на территории Российской Федерации.

Первое поселение на берегу Анапской бухты относится к VI веку до н.э. По имени племени синдов, проживающих в этой местности, городище назвали Синдской гаванью. Позже здесь появляются греки – выходцы из Малой Азии. Вскоре Синдика объединяется с другими греческими колониями, расположенными по берегам Керченского пролива (Боспора Киммерийского), в одно государство – Боспорское царство. А в IV веке до н.э. Синдская гавань получает новое название – Горгиппия по имени наместника боспорского царя Горгиппа. Сегодня в Анапе благодаря стараниям поколений ученых-археологов можно увидеть отрытые из-под земли кварталы Горгипии II - начала III веков н.э. и магистральную улицу, пройтись по мостовой - настолько прочной, что по ней и сейчас могу проехать груженые тяжелые самосвалы. Экспонаты, найденные на территории Анапы и ее окрестностях, можно увидеть также в выставочных залах музея.

Однако есть в музее "Горгиппия" люди, которые убеждены: нужно не только ограничиваться "мертвыми" артефактами, но идти дальше – воссоздавать, воскрешать античность. Куда интереснее не быть сторонним наблюдателем, обычным посетителем, а стать реальным гражданином древнегреческого полиса, включиться в бурлящую жизнь Горгиппии, ощутить на себе ее проблемы и радости. Один из фанатиков этой идеи – 60-летний художник-реставратор музея Владимир Иванисов. Горгиппия для него уже давно не черепки разбитых амфор и не руины разрушенных гуннами стен. Уже более 20 лет художник возвращает к жизни то, что считалось безвозвратно утерянным. Под его руками глиняные осколки и фрагменты обретают изначальную форму, цвета, роспись, превращаясь в изящные амфоры и пифосы.

Но Иванисов не только реставрирует прошлое. Для него важнее другое: возродить ремесло и искусство ушедших веков. А это непросто. Много времени и сил мастер отдал постижению секретов древних мастеров. Ломал голову, раскрывая загадки производства античного лака, тайны добычи особого рода глины.

Тщательно изучив найденные на раскопках черепки, мастера восстановили старинный рецепт. Древние греки использовали особую смесь глин, натуральные краски и свою технологию производства. Чтобы узнать состав глины, которым пользовались ремесленники античной Горгиппии, пришлось проводить химический анализ обнаруженных при раскопках осколков в Институте им. Менделеева.

Выяснилось, что секрет – в особом смешивании, купажировании различных видов глины. "Мы нашли старых гончаров, которым за 80 лет. Они нам показали, где копать глину, - рассказывает Иванисов. – Чуть отклонись от этого места – материал уже не годится". Пытаясь воссоздать тонкости гончарного дела горгиппийских греков, реставратор обращался за консультациями в Строгановское художественное училище, побывал на Дулевском фарфоровом заводе в поисках рецептов глазурей. И, наконец, может с полным правом утверждать, что постиг секреты античных мастеров. Речь идет, конечно, о ручной работе типа тонкопрофильных иоланских амфор, а не о "массовой" продукции греческих полисов (уже в III веке до н.э. здесь освоили штампованное производство различного рода сосудов). Теперь сам Иванисов на гончарном круге может повторить ювелирную работу своих древних коллег: изготовить сосуд с толщиной стенок всего два миллиметра. Правда, ради справедливости стоит отметить: хотя и говорят, что гончарный круг остался неизменным до наших дней, изготовили его для анапского реставратора в Японии.

И все же, чтобы возродить искусство, мало только раскрыть его секреты, специфику. Нужны мастера, в руках которых глина оживет. Да разве только глина? Владимир Иванисов давно уже мечтает осуществить уникальный проект Центра живой истории античных искусств "Город мастеров". Долгое время это оставалось всего лишь мечтой. Но сегодня художник-реставратор уверен: воплотить ее в жизнь вполне реально в течение этого года. Иванисов в ближайшем будущем собирается открыть в курортном городе новый экскурсионный маршрут – город древних ремесленников, где будут работать мастерские кузнецов, ювелиров, стеклодувов, ткачей, где туристы смогут сами покрутить гончарный круг, поработать молотом или иглой, попробовать из амфор вино, на треть разбавленное водой, и хлеб, испеченный из грубо молотого зерна.

"Я уже выкупил старый гончарный цех и 10 соток земли в Анапе по ул. Рождественской, где и расположится ремесленный квартал античного города, - сообщил Иванисов. – Гончарная мастерская уже работает, соответственно действует экскурсионный маршрут "В гости к гончару". Не за горами и другие направления: уже чеканим древние медные монеты II - I вв. до н.э. с изображением сатира, налаживаем связи с винзаводами, которые предоставят вино для дегустаций, с хлебопекарнями, чтобы пекли хлеб по нашей рецептуре".

Уже собралась крепкая команда единомышленников: гончары, археологи, чеканщики монет, вазописцы. Все - люди с высшим образованием, увлеченные энтузиасты. Собрали часть необходимого оборудования. Есть гончарные круги из сплошного дерева, без единого кусочка железа; а один из мастеров сложил печь из элементов космических кораблей. Однако необходим также обслуживающий персонал: девушки в туниках, хитонах, сандалиях, которые будут помогать обслуживать туристов, ткачихи, те же ювелиры, кузнецы… Как считает автор проекта, эти люди должны зарабатывать в сезон не менее 30 тысяч рублей ежемесячно. Для ребят-школьников откроют аттракцион "Юный археолог": на специальном участке они смогут откопать осколки "древней" керамики и других предметов старины. Естественно, организаторы "Города мастеров" позаботятся о сувенирах: расписных амфорах, античных монетах, бусах, нашивных бляшках в "древнегреческом" стиле, копиях статуэток и проч.

К слову сказать, анапские энтузиасты не открыли Америку: подобного рода музейные мастерские существуют в ряде городов Европы. "В Венеции туристов привлекают мастера-стеклодувы, которые показывают свое искусство, - привел пример Владимир Иванисов. - В других городах Италии есть лавки, где сидит "Папа Карло", а кругом - деревянные Пиноккио размером со спичечный коробок и ростом с человека".

Чтобы осилить достаточно масштабный проект, реставратор надеется заработать недостающие средства продажей сувениров или взять кредит под залог земли. Впрочем, не исключено, что идеей заинтересуются местные и даже федеральные власти. Как, например, в примерно аналогичном Горгиппии музее "Танаис", расположенном в Ростовской области. В приложении к специальной областной целевой программе по развитию туризма на 2008-2010 годы финансированию Танаиса посвящен отдельный раздел. На создание музейного комплекса, соответствующего всем мировым стандартам, выделено несколько сотен миллионов рублей.

"Реконструкция Танаиса идет по пути, схожему с реконструкцией Горгиппии, - рассказали обозревателю Interfax-Russia.ru в музее. - На территории заповедника планируется реконструировать усадьбу горожанина-танаита - дом, кухню, дворик, подвал с амфорами для вина и масла. Будут восстановлены крепостные башни, улицы, площади полиса. Для посетителей построят арбалетный тир и летнее кафе. Воссоздадут амфитеатр для постановки греческих трагедий и комедий"

Особый проект – "Музей детства". Для него выделено здание, в котором планируются экспозиции детских игрушек (амфорный тир, археологическая песочница и проч.) и детского мира античной эпохи, изучение глиняной азбуки по керамическим изделиям древнейших времен, путешествие в храм Монеты, площадка ремесел (зернотерки, жернова, уголок строительных реконструкций из деревянных блоков, "античный рынок").

Интерес к музею-заповеднику, по мнению специалистов, возник в значительной степени потому, что и в Танаисе, и в Сочинском Причерноморье существовала многовековая традиция проведения Олимпийских игр. А это немаловажно с учетом будущей Олимпиады в Сочи, которую надо обеспечить в том числе и культурно-историческими маршрутами для гостей. "Кстати, популярны были и Горгиппийские состязания, - сообщил собеседник Interfax-Russia.ru. - Существуют даже списки Горгиппийских состязаний: на мраморной стеле из раскопок в Анапе более двухсот имен "победивших крепостью тела…".

Так что не исключено, что в ближайшие годы на туристической карте нашего Отечества к "Золотому кольцу России" добавится и "Античное кольцо России".

Обозреватель Александр Сидоров