Interfax-Russia.ru – Власти России намерены сделать дорогу в Крым максимально доступной. Уже понижены цены на авиабилеты, предложен единый билет на ж/д, авто- и морской путь в Крым.
Для Крыма туризм является одной из главных статей бюджета. Российские власти планируют максимально увеличить пропускную способность на всех видах транспорта на полуостров, чтобы заинтересованные россияне, которых, кстати, немало, смогли уже этим летом позволить себе посетить курорт.
Сегодня добраться до Крыма можно несколькими способами – начиная от собственного автомобиля и заканчивая самолетом. В целом дорога доступна практически из любой точки страны, решающий вопрос – ее цена и удобство.
Ранее министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что, вероятно, будет создана субсидия на проезд на автобусе и по морю тем, кто будет изначально добираться по железной дороге. То есть, в кассах вскоре может появиться единый билет, который будет включать проезд на поезде, затем пересадку на паром или катамаран в Краснодарском крае и далее на автобус до конечного пункта назначения.
"Мы можем "подхватить" туристический поток в Анапе, Крымске и в дальнейшем уже осуществлять железнодорожную перевозку с учетом автобусного сообщения или морского. Например, пассажиры, прибывающие в Анапу железнодорожным транспортом, могут пересесть (на морской - ИФ), прибыв в керченский порт, сесть на автобус по одному билету, купленному в железнодорожной кассе, и приехать непосредственно к дверям своего санатория", - сказал Максим Соколов в интервью телеканалу "Россия 24".
"Если сложить все 3 вида перевозки, то, конечно, в этом случае сумма будет приближаться к 10 тыс. рублей. Но за счет программ субсидирования, которые должны быть сформированы и одобрены правительством РФ, (планируется - ИФ) серьезным образом субсидировать как автобусное, так и морское плечо", - отметил он, говоря о конкуренции железнодорожного транспорта с авиационным на этом маршруте.
Цену такого тарифа власти пока не озвучили. По словам чиновника, сейчас рассчитывается "та стоимость, которая позволит туристам, прибывающим по железной дороге непосредственно к курортам южного берега Крыма, понимать, что они хорошо сэкономили на этой поездке".
Морской путь, помимо работавшей и прежде паромной переправы из порта Кавказ в порт Керчь, в скором будущем может пополнится рейсами катамаранов из порта Анапы. Предположительно, дважды в сутки там будут ходить катамараны "Сочи-1" и "Сочи-2", которые вмещают до 300 человек. Как отметил глава Минтранса, есть и другие суда подобного класса. Себестоимость проезда на катамаране в один конец без учета единого тарифа составит около 800 рублей.
Сегодня билет на паром Кавказ-Керчь стоит около 160 рублей, цена провоза автомобиля – 1600 рублей.
"Даже если предположить, что нам придется полностью обеспечить железнодорожную связь через Керченский пролив, то мы можем предложить пассажирам такие продукты, которые бы позволяли им комфортно прибывать в Крым с помощью железной дороги и далее автобусом без каких либо существенных затруднений. Ведь и сейчас, прибывая в Симферополь, чтобы приехать непосредственно на курорты южного берега Крыма - в Ялту, Алушту, Феодосию - туристам приходится в Симферополе пересаживаться на автобус и дальше ехать им", - также отметил министр. Он уточнил, что сейчас в направлении Крыма ходит 15 пар пассажирских поездов.
Маршруты для единого билета в Крым власти рассчитывают проработать к майским праздникам, а сделать единый тариф к июню.
Существенную конкуренцию наземным маршрутам могут составить авиаперевозки, в случае если осуществятся планы властей с субсидированием воздушных направлений. Ведь железнодорожно-автобусно-морское путешествие – довольно длительный путь, и в условиях альтернативы и небольшой разницы в цене многие предпочтут самолет. Как рассчитывает Минтранс, скоро на полуостров будут летать еще примерно 20-30 прямых маршрутов из разных городов России.
"Например, из Самары, Перми, Нижнего Новгорода и т.д. За счет субсидирования они будут более бюджетными по сравнению с турецкими или болгарскими направлениями", - считает Максим Соколов.
По словам чиновника, по этому маршруту авиакомпании не сразу выйдут на точку окупаемости. "Поэтому мы должны предложить такие правила предоставления субсидий, которые позволят выйти на точку безубыточности для компаний и комфортную приемлемую цену для пассажиров, примерно 5-6 тыс. рублей за перелет в обе стороны", - отметил глава Минтранса.
До этого премьер-министр РФ Дмитрий Медведев просил снизить стоимость билетов на самолет в экономическом классе на крымском направлении до 7-8 тыс. рублей. Соответствующая федеральная целевая программа будет подготовлена в ближайшие 2 месяца, сказал министр.
В начале апреля Федеральное агентство воздушного транспорта РФ опубликовало на своем сайте проект правил предоставления госсубсидий авиакомпаниям, которые планируют начать авиаперевозки в Симферополь.
Так, предельная стоимость билета в одну сторону из Архангельска, Екатеринбурга, Челябинска в Симферополь или наоборот должна составлять не более 3 тыс. рублей. Из Уфы, Кирова в Симферополь ценовая планка за билет в одну сторону не должна превышать 2,5 тысячи.
Тариф на билеты из Самары, Нижнего Новгорода в Симферополь не должен превышать 2 тыс. Из Кемерово, Томска – не дороже 5 тыс.
Из Иркутска в Симферополь цена билета не должна превышать 6,8 тысяч, из Казани- 2,2, из Красноярска - 5,6, из Нижневартовска - 4,4 тыс. руб., из Новосибирска - 4,8, из Тюмени - 3,4 тысячи рублей.
Размер субсидий по этим перевозкам составит ровно ту же сумму, что и цена билета в один конец.
Некоторые авиакомпании в преддверии летнего сезона уже запускают новые рейсы в Симферополь. Например, компания "Донавиа" с 26 апреля начнет ежедневно летать из Ростова-на-Дону в Крым. Цена билета в оба конца составляет 6,5 тыс. рублей.
По примерным оценкам российского Минтранса, в этот сезон симферопольский аэропорт сможет принять более 1 млн пассажиров.
Транспортным вопросом в Крым по-прежнему обеспокоены специалисты туриндустрии.
"Нужно отчетливо понимать, что будет происходить с железной дорогой", - сказал председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы (Москомтуризм) Сергей Шпилько.
"Надо как можно быстрее понять географию и объемы провозной емкости на этом направлении, потому что туристический сезон "на носу", - заметил глава Москомтуризма. - Чем быстрее у турбизнеса появится ясность, откуда и в каком объеме поедут в Крым турпотоки, тем быстрее начнется работа".
В свою очередь, представители ОАО "РЖД" заявляют, что им "необходимо понимание, кто поедет в Крым, и как можно раньше получить заявку, чтобы обеспечить им перевозку".
По данным РЖД, в прошлом году из России в Крым было перевезено чуть более 2 млн пассажиров. В марте этого года пассажиропоток в сообщении с полуостровом упал по сравнению с прошлогодним показателем на 45%: в Симферополь - на 65%, в Севастополь - на 55%, в Евпаторию - на 54%, в Керчь - на 47%.
"Технологически мы готовы обеспечить прошлогодние объемы пассажиропотока. Единственная сложность - это вторая граница между Крымом и Украиной. Таможенно-пограничные формальности потребуют как минимум получасовой стоянки в Джанкое и Мелитополе", - отметил представитель РЖД.
А для тех, кто выберет дорогу на полуостров на собственном автомобиле, создаются новые карты. В частности, на создание нового проекта в OpenStreetMap вдохновило воссоединение Крыма с Россией.
"В течение двух недель 75 участников проекта OpenStreetMap, в рамках которого по принципу Википедии создается карта всего мира, каждый день отрисовывали объекты в Крыму, наполняя полупустую карту", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" инициатор "Картопроекта Крым" Илья Зверев.
По его словам, разделившись, участники проекта работали в основном над равнинной частью Крыма, поскольку южное побережье полуострова до этого было отображено на карте достаточно хорошо.
"Изменения уже бросаются в глаза. Мы увеличили площадь обозначенных сельхозполей на полуострове вчетверо - до 10 тыс. кв. км. Отрисовано 50 тыс. зданий, 11 тыс. опор ЛЭП. Общая длина ручьев и дорог увеличилась на 40%", - пояснил специалист проекта.
На время в проекте введен трехмесячный мораторий на правку российско-украинской границы и на замену используемых по умолчанию украинских топонимов на русские.
"Это было сделано во избежание войны правок - такое часто случается в спорных ситуациях в Википедии. Пусть сначала все устаканится, а потом уже все границы приведем в соответствие с действительностью", - отметил собеседник агентства.
Теперь у туристов и местных жителей есть подробная его карта, которую можно загрузить на планшет, смартфон или в автомобильный навигатор. Аналогичные акции картографов-любителей проходили и раньше. Так, в 2012 году во время устранения последствий наводнения в Крымске картографы-любители создали подробную карту города, которой активно пользовались волонтеры.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"