Финансы для Крыма

Interfax-Russia.ru – Финсистеме Крыма отвели время на интеграцию в российскую, ЦБ пообещал поддержку местным вкладчикам, а украинские банки ждут возможности продолжить работу на полуострове.

Закон "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период" 31 марта приняла Госдума РФ, а 1 апреля одобрил Совет Федерации.

Документ, в частности, определяет особенности работы в переходный период - до 1 января 2015 года - банков, некредитных финансовых организаций, небанковских финансовых учреждений, пунктов обмена валют на территории Крыма и Севастополя; а также устанавливает порядок получения лицензий и других видов разрешений, постановки их на учет или прекращения ими деятельности.

В частности закон предусматривает возможность банкам, имеющим действующую лицензию Национального банка Украины, до 1 января 2015 года работать по старым правилам. Главное условие их работы - полное выполнение обязательств перед клиентами и вкладчиками, а также предоставление им возможности в полном объеме осуществлять все банковские операции, включая расчеты в рублях.

Еще одним условием является обязательство отчитываться перед Банком России. Так, банки должны в течение 30 дней с даты вступления в силу закона представить копии учредительных документов, информацию о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа кредитного учреждения, его заместителях, о членах коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, членах совета директоров (набсовета), лицах, владеющих более 10% акций или долей банка, копии банковской лицензии.

При этом Центробанк в переходный период сможет ограничить максимальный размер комиссии, взимаемой при осуществлении валютных и обменных операций, ограничивать размер процентной ставки на вклады граждан. ЦБ также предоставляется право ограничивать прием вкладов от населения.

Если банк не исполняет свои обязательства перед клиентами, его деятельность может быть прекращена по решению Банка России. Кстати, это будет являться одним из обстоятельств, когда граждане Крыма и Севастополя смогут обращаться за страховой выплатой, если потеряют свои вклады.

Вкладчикам таких банков - физлицам и индивидуальным предпринимателям будет выплачиваться компенсация в пределах 700 тыс. рублей. Вопросам компенсации был посвящен второй закон, принятый депутатами Госдумы и одобренный Советом Федерации.

Для выкупа у вкладчиков банков, зарегистрированных на территории Крыма и Севастополя, прав по вкладам в случае принятия решения о ликвидации или неисполнения обязательств перед вкладчиками Агентство по страхованию вкладов (АСВ) создаст автономную некоммерческую организацию "Фонд защиты вкладчиков".

У фонда будет счет в Банке России, в АСВ, кроме того, он будет вправе открывать банковские счета в кредитных организациях на территории РФ и за ее пределами. Фонд будет находиться в Москве, при этом он может открывать свои филиалы и представительства на территории РФ. Внутренний аудит фонда будет проводиться по решению совета директоров АСВ.

Компенсации будут распространяться на счета, созданные до дня вступления в силу законопроектов о банковской системе Крыма.

В соответствии с еще одним принятым законом, на выплату компенсаций вкладчикам в Фонд страхования вкладов и АСВ направят 60 млрд рублей из прибыли Банка России за 2013 год.

По оценкам ЦБ, в Крыму на сегодняшний день действует 181 подразделение кредитных организаций, имеющих украинские банковские лицензии. "Из этих 181 структуры две являются самостоятельными, а остальные представляют филиалы и подразделения украинских и российских банков. Есть факты, когда некоторые из них приостанавливают работу в Крыму, это, в частности, один из крупнейших банков - Приватбанк", - рассказал первый заместитель председателя Центробанка РФ Алексей Симановский, отвечая в Совете Федерации на вопросы сенаторов.

По его словам, Центробанк РФ сейчас пытается начать диалог с Национальным банком Украины. Однако Центробанк РФ готов к немедленной реакции, если появятся случаи угроз для кредиторов и вкладчиков банков или каких-то действий, которые не соответствуют российскому законодательству.

"Другое дело, что само прекращение обслуживания вкладчиков и кредиторов создает угрозу их интересам, и то, что на сегодняшний день имеет место быть, когда некоторые коммерческие банки и их представительства не обслуживают свои обязательства, мы за этим внимательно следим и готовим меры упреждающего характера", - пояснил Симановский. Он отметил, что, если тот или иной украинский банк не будет оказывать такого рода услуги, то его деятельность будет приостановлена.

В Центробанке РФ надеются на то, что переговоры с Национальным банком Украины в конечном итоге будут успешными, и удастся урегулировать все имеющиеся вопросы. При этом, подчеркнул Симановский, российская сторона в состоянии компенсировать львиную часть тех требований, которые вкладчики в Крыму имеют в банках.

В свою очередь замглавы АСВ Андрей Мельников сообщил, что под действие системы страхования вкладов подпадает около 200 тыс. жителей Крыма и Севастополя. "Это число может быть чуть меньше, чуть больше, но именно на 200 тыс. мы ориентируемся, и вся наша инфраструктура затачивается именно под это количество вкладчиков", - пояснил Мельников.

Тема функционирования банковской и расчетной систем Крыма и Севастополя также стала одним из вопросов повестки дня выездного заседания правительства в Крыму. Премьер-министр России Дмитрий Медведев дал крымским властям поручение "в кратчайшее время наладить работу банковской и расчетно-платежной системы в Крыму".

Как выяснил "Коммерсант", предварительная конфигурация расчетно-платежной и банковской системы может выглядеть так: бюджетные расчеты, включая получение денег из России, их распределение, а также прием уплаты налогов, будут осуществлять временно созданные на переходный период Банк Крыма, Банк Севастополя (их впоследствии, видимо, заменят территориальные учреждения ЦБ), полевое учреждение российского ЦБ, а также зарегистрированные именно в Крыму два украинских коммерческих банка - Черноморский банк развития и реконструкции (ЧБРР) и банк "Морской".

По словам источников издания, знакомых с ситуацией, эти два украинских коммерческих банка уже выразили желание продолжать свою работу, подчиняясь российскому законодательству, а в регион, по сведениям "Коммерсанта", уже завезено примерно 14 млрд рублей российской наличности. Помимо участия в бюджетных расчетах, два крымских банка окажутся в основе банковской системы региона.

Кроме того, по данным источников "Коммерсанта", ряд украинских банков также рассматривают возможность продолжить свою работу в Крыму. "Сейчас таких игроков порядка пяти, у них несколько десятков отделений в регионе", - рассказал один из собеседников издания. Также, по сведениям "Ъ", среди желающих нашелся и один международный игрок, у которого в Крыму работает украинская "дочка", а на остальной территории России - российская, и он рассматривает вопрос об объединении сети на базе российской "дочки".

По сведениям "Коммерсанта", работать в регионе, скорее всего, продолжат и украинские дочерние банки группы ВТБ и Сбербанка - предполагается, что уже к 1 мая они должны будут организовать в Крыму работу нескольких десятков крымских подразделений своих украинских "дочек".

Авторы описываемой концепции также рассчитывают на приход и других российских игроков в регион. ИЕсли описанный источниками издания вариант будет принят правительством за базовый, уже к 1 мая банковская система Крыма может быть сформирована из свыше 100 функционирующих отделений.

Вместе с тем, по данным портала Банки.ру, о своем намерении продолжить обслуживание клиентов в Крыму заявил и украинский Приватбанк.

Пока украинские банки, которые хотят продолжать деятельность в Крыму и Севастополе, находятся в двойственном положении: будучи под надзором Нацбанка Украины они ждут решения Верховной Рады относительно правил работы на территории полуострова. Есть риск, что, оставшись в Крыму, они потеряют бизнес на Украине.

Впрочем, по информации портала Банки.ру, Верховная рада все же переделывает свой законопроект о порядке работы украинских банков, находящихся в ведении НБУ, на территории Крыма и Севастополя. До сих пор данный проект носил скорее политический, чем экономический характер, предполагая, что в Крыму должна быть запрещена любая деятельность, если она не регулируется законами Украины, в частности пользование государственными ресурсами, в том числе естественными, финансовыми и кредитными, а также осуществление денежных переводов.

Но украинские банки призывают членов своего парламента проявить рациональный подход и сделать в законопроекте акцент на экономическую составляющую с учетом реалий. Пока, по данным источника портала, близкого к Нацбанку Украины, текст законопроекта не согласован и не утвержден.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"