Interfax-Russia.ru - Российскому кинематографу не достает качественных кадров, патриотической тематики и потерянных от пиратства денег. Власти думают, как решить эти проблемы.
В преддверии XXIV Открытого российского фестиваля "Кинотавр" в Бочаровом ручье в Сочи прошло совещание главы РФ Владимира Путина с российскими кинематографистами. Основным лейтмотивом встречи стал вопрос о том, как вернуть российскому кино былой облик и популярность.
"Государство делает многое, чтобы российская киноиндустрия стала конкурентоспособной и отвечала требованиям времени. Вполне логично, что люди рассчитывают на адекватную отдачу, на то, что у нас с каждым годом будет все больше лент, отвечающих и стратегическим задачам развития страны, и запросам общества, несущих серьезную созидательную и образовательную силу, продвигающих ценности здорового образа жизни, патриотизма, духовности, милосердия и ответственности", - заявил глава государства.
Достичь этой цели непросто – доля зрительского интереса к российским лентам по кассовым сборам сейчас составляет всего 15,5%. В то же время, зарубежные фильмы активно закрепляют свои позиции в отечественном прокате.
"Уже не раз говорил, государство может помочь снять кино, но ему не под силу заставить людей это кино смотреть", - заявил Владимир Путин, пояснив, что "российский зритель не перестает верить в родную кинематографию и мечтает о крепком национальном кино", искренне радуясь его успехам.
Глава государства также напомнил о популярности таких фильмов, как "Турецкий гамбит", "Фауст", "Адмирал", "Елена", "Брестская крепость" и о последней премьере - картине "Легенда номер 17" - которая уже больше месяца держится в прокате, несмотря на появление новых зарубежных блокбастеров.
По мнению главы государства, россияне выбирают не между иностранным и российским, а между "плохим и хорошим" кино, и смотрят картины, "которые рождают гордость за свой народ, за его историю".
На совещании также обсуждали возможность поддержки фильмов из государственной казны. В частности, президент напомнил, что в 2000 году объем финансирования отечественной киноиндустрии исчислялся 528,6 млн руб., а к 2013 году он увеличился в 12,5 раз, составив более 6 млрд рублей.
В свою очередь, министр культуры РФ Владимир Мединский назвал 12 приоритетных тем для создания фильмов, выбранных на основе опросов общественного мнения, которые государство готово финансировать в первую очередь. В их числе судьбы героев труда, 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, 100-летие Первой мировой войны, борьба с наркоманией и т.д.
Кроме того, с текущего года Минкультуры впервые начнет заказывать сценарии для фильмов с нужной государству тематикой.
"Мы объявили сценарный конкурс на 20 лучших сценариев по предложенным темам", - сообщил Владимир Мединский. Министр также добавил, что со следующего года отбирать и защищать проекты, претендующие на господдержку, станут на основе открытой системы.
На федеральном уровне, действительно, можно отобрать приоритетные темы – непонятно только, как в Минкультуры будет проходить отбор сценариев, пояснил Interfax-Russia.ru генеральный директор киноконцерна "Мосфильм", режиссер Карен Шахназаров.
"В советское время была редколлегия, где могли разрабатывать сценарии - нужно подбирать автора и с ним работать над сценарием. Сегодня я не очень понимаю, как это будет осуществлено. На мой взгляд, для поднятия на экране достойна любая тема, лишь бы это было талантливо. Достойно ли поднятие на экране "Палаты N6"? Это великое произведение, и оно всегда будет достойно. Но весь вопрос в мере таланта", - сказал глава киноконцерна.
Собеседник Interfax-Russia.ru также считает, что сегодня власти уделяют достаточно внимания российскому кинематографу.
"Если президент встречается с нами и идет такой разговор на три часа, в общем, видно, что он в курсе. Это говорит о внимании. Другое дело, что мало российских картин делается - около 80 картин в год", – отметил Карен Шахназаров.
Режиссер пояснил, что популярность голливудских картин – проблема не только российского проката. Исключения составляют лишь те страны, где существуют ограничения на трансляцию иностранных фильмов.
"В Китае просто: разрешается к прокату 20 иностранных фильмов, и все. Они охраняют свой рынок, и Индия тоже. А у нас, наверное, единственная страна, где кинорынок совершенно открыт. На мой взгляд, это неправильно - весь бюджет российского кино сегодня - это бюджет одного не самого дорогого российского блокбастера. В такой ситуации как можно соревноваться?", - пояснил глава "Мосфильма".
Впрочем, нехватка средств – не единственная проблема российского кинематографа. Не менее остро стоит проблема нехватки профессионалов в этой области.
"Не секрет, что сегодня у кинопроизводителей немало претензий к уровню подготовки выпускников профильных учреждений образования. По их мнению, а, безусловно, к такому мнению нужно прислушаться, программы здесь, мягко говоря, давно устарели, обучение по целому ряду специальностей, остро необходимых современной киноиндустрии, не ведется", - подчеркнул Владимир Путин, отметив, что на кинорынке сейчас востребованы более сотни специальностей, а студентов готовят лишь по десяти из них.
"Образовательные центры обязаны не то что идти в ногу со временем – это относится, по сути, ко всем образовательным центрам – быть на шаг впереди, работать на будущее", - отметил президент.
В то же время, многие киноэксперты убеждены, что бездумное вложение средств в отрасль будет неэффективно и не решит, например, кадровую проблему.
По словам кинопродюсера Сергея Сельянова, для начала нужно модернизировать саму систему кинематографического образования.
"Система образования неплоха для авторского кино, где у нас сегодня хорошие позиции и уже есть успехи. А вот что касается зрительского кино, под него система образования не заточена, и нужно это менять", - приводит его слова журнал Forbes.
Кроме того, развитию отечественного кинематографа также мешает распространенное в России пиратство.
Как пояснил на совещании продюсер Анатолий Максимов, "разоружению" современных пиратов способствовало бы присоединение российских кинематографистов к 139-му федеральному закону "О защите детства".
В свою очередь, министр культуры Владимир Мединский предложил последовать примеру ряда стран, в которых определенные сайты блокируют пиратский контент и он становится недоступным для скачивания. Министр также попросил президента поддержать законопроект, позволяющий правообладателям блокировать нелегальный контент в интернете.
"Мы пытаемся сейчас по американскому образцу принять законопроект, согласно которому правообладатель имеет возможность заблокировать нелегальный контент на сайте, где он размещен. Если этот контент не блокируется, тогда включается система больших штрафов", - сказал министр.
По мнению Владимира Мединского, если перекрыть пути нелегального скачивания пиратской продукции в интернете, в два и более раз вырастут посещаемость кинотеатров и легальные продажи кинопродукции.
Кинодеятели также согласны с тем, что России необходимы реально работающие меры по уничтожению пиратства.
"Дело все в том, что в других странах пиратство контролируется, а если у нас поставят этому предел - то, конечно, это будет колоссальное изменение. Мы теряем даже невозможно сосчитать сколько, огромные средства. У нас 99% пиратства. Но везде же сумели с этим справиться", - констатировал Карен Шахназаров.
Глава Минкультуры добавил, что основная масса пиратского контента в интернете сейчас контролируется несколькими компаниями, которые могли бы решить эту проблему, заключив некие соглашения и взяв на себя добровольные обязательства по борьбе с пиратством.
В ответ на это Владимир Путин предложил подумать, как защитить права кинематографистов и поддержать прокат отечественных картин, не нарушая при этом свободу интернета. В то же время, предложение установить на прокат зарубежных картин дополнительные сборы он назвал неэффективным.
"Это неэффективная мера, результата не будет. Это не остановит зрителя. Все равно люди будут ходить туда, куда захотят. Более того, это может вызвать дополнительный промоушн: подороже - значит лучше, значит туда надо идти ", – предположил Владимир Путин, пояснив, что в этом случае нужно действовать тоньше. Но помогут ли такие тонкости российскому прокату – пока не ясно.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"