Interfax-Russia.ru - В Кабардино-Балкарии определился список депутатов, которые будут представлять регион в Госдуме РФ шестого созыва.
У региона будет четыре депутата: три будут представлять "Единую Россию" и один КПРФ. Предполагается, что два места "Единой России" получат депутаты, которые уже представляли этот регион в Госдуме предыдущего созыва – Адальби Шхагошев и Юрий Васильев (оба от "Единой России"). Новыми депутатами станут заместитель гендиректора ОАО "МРСК Северного Кавказа" Заур Геккиев ("Единая Россия") и предприниматель, бывший глава администрации города Баксан Анатолий Бифов (КПРФ).
В многонациональной республике, каковой является Кабардино-Балкария, выборы депутатов сталкиваются с определенными проблемами, которых нет в других регионах. Речь идет о национальном представительстве в Госдуме. Потенциально конфликтной является ситуация, когда какой-то из крупных народов, населяющих республику, не получает своего посланца в высшем законодательном органе страны. Этот фактор участники выборов учитывали: практически все партии выдвинули по КБР многонациональные по составу региональные группы. Итоговое представительство республики в думе также стало многонациональным: "своих" депутатов получили кабардинцы, балкарцы, русские.
Однако нынешний список депутатов, как и сам ход предвыборной кампании в КБР, говорит о том, что достаточно серьезные изменения в национальной политике этого региона все же произошли. Среди депутатов нет ни одного, кто был бы известен активными контактами с местными радикальными националистами. Еще несколько лет назад, даже в условиях полностью партийных выборов в Госдуму, представить такое в КБР было бы сложно. Почти 20 постсоветских лет именно национальные движения были одними из самых заметных участников политического спектра в КБР. В середине 2000-х они получили дополнительный весомый "бонус" в виде федерального Закона об общих принципах организации местного самоуправления. В КБР его реализация усугубила земельные проблемы, существовавшие несколько веков. Возникшие территориальные "обиды" и стали питательной средой национал-радикалов. При этом логика их действий вписывалась не столько в борьбу за землю, сколько в борьбу за власть. Об этом говорит следующий типичный пример. Организация "Совет старейшин балкарского народа" начала свою деятельность в 2006 году, через год после того, как был принят закон о границах муниципальных образований КБР. Закон был действительно проблемным, в том числе для балкарского народа: огромное количество горных земель, в том числе пастбищ, пахотных участков и мест, пригодных для строительства туристических объектов, оказывались на так называемых межселенных территориях, то есть были отторгнуты от сел. В последующие годы, однако, в закон внесли серию поправок, вернувшую горным селам сотни тысяч гектар земли. Тем не менее, пик протестов "старейшин" пришелся на 2010 год, когда заканчивался срок полномочий главы КБР.
Именно со "старейшинами" был в открытую связан депутат Госдумы от КБР предыдущего созыва Михаил Залиханов, публично поддерживавший все акции этой радикальной группы. Его "коллеги" из организаций, выступавших от имени других народов региона, в думе не состояли, но на местном политическом небосклоне были не менее заметны.
Поворотной точкой в этом отношении стала нынешняя думская кампания. Новым стало не только отсутствие "этнических" политиков в думе, но и их крайняя пассивность в ходе предвыборной кампании. Это при том, что кампания шла достаточно активно, все партии представили довольно сильные региональные группы и даже сочли необходимым подписать между собой соглашение о честной борьбе. Политики этнорадикального плана перестали быть востребованными – вот, видимо, наиболее значимый итог выборов в КБР. Причин этому можно увидеть несколько. Нельзя исключать самоустранение из политики тех, чьим истинным намерением было повлиять на формирование власти в республике. Но, кроме того, в 2011 году в КБР претерпело изменение и само звучание национальной темы. Был выдвинут проект Концепции национальной политики в КБР, который активно обсуждался в ходе предвыборной кампании. Этот проект, подготовленный по инициативе главы КБР Арсена Канокова, рассматривает большой спектр вопросов, включая сохранение национальных культур и языков, гарантирование представителям разных национальностей равных прав во всех сферах. Тем самым дискуссию по национальной проблематике, всегда актуальной на Кавказе, удалось увести от узких земельных проблем, на которых привыкли спекулировать местные политики, сходящие сейчас со сцены. Согласование земельных интересов будет продолжено, но уже в другом русле – в ходе реализации республиканского закона о землях отгонного животноводства, который был принят парламентом КБР в июне и установил ряд нововведений в земельной сфере.
Безусловно, для решения всех проблем, так или иначе связанных с национальной сферой, потребуется время. Но важно то, что нынешняя думская кампания в КБР обновила республиканскую повестку дня, избавила ее от опасной "специфики", выдвинув вместо нее на первый план более актуальные темы сегодняшнего дня.
Обозреватель Николай Иванов