Крестовые пароходы

Interfax-Russia.ru - Уникальными плавучими церквями Волгоградской области продолжают интересоваться зарубежные гости.

В Волгоградской области жители городов и далеких населенных пунктов имеют возможность посещать не только привычные нашему пониманию храмы. Для них уже давно доступны несколько плавучих церквей, которые не стоят на месте, а курсируют по Волге и Волго-Донскому каналу.

Уже несколько лет каждой весной, с началом речной навигации, в путь по Волге отправляются три преображенных плавучих средства, украшенных куполами. Они появились с легкой руки волгоградского бизнесмена Владимира Корецкого, имя которого жители области связывают по большей части с этими сооружениями.

Владимир Корецкий задумал воссоздать передвижные церкви на воде в тот момент, когда на прогулочной яхте покорял Атлантический океан. В борьбе со штормами, на пути из Волгограда в Торонто, он решил построить храм на воде.

В 1998 году на Дон был спущен первый в России плавучий храм, названный в честь святителя Иннокентия. Это было небольшое, списанное со службы, но еще крепкое судно - дебаркадер, палубу которого венчала часовенка. "Святитель Иннокентий" причаливал к далеким донским хуторам, отрезанным от большой земли рекой, и люди шли в эту плавучую церковь с радостью. Правда, желающих попасть в нее было намного больше, чем могло позволить судно, которое сразу стало пользоваться большой популярностью для совершения различных православных обрядов, от крещения до венчания.

Позже бизнесмен привлек спонсоров, нашел деньги и еще через два года построил новый плавучий храм, на этот раз уже на барже. Участие в этом принял православный священник из Голландии Феодор Ван-дер-Вотт, основатель фонда "Помощь Церкви в беде". Церковь-баржа под названием "Святитель Николай" стала курсировать по Волго-Донскому каналу, но и у нее был отмечен недостаток: она могла передвигаться только на буксире.

В 2008 году "Святителя Николая" из-за аварийного состояния понтона перенесли на берег, и он стал приходским храмом поселка Октябрьский.

"Я послушал прихожан и понял: наверное, это миссия, которую я должен выполнить", – говорил волгоградский предприниматель.

Следующей целью было создание большого плавучего самоходного корабля. В 2004 году Владимир Корецкий обнаружил списанный десантный корабль "Олекма", который стоял под Санкт-Петербургом.

В течение нескольких лет судно простояло у берега Кировского района Волгоградской области. Там прошла часть работ по превращению десантного судна в плавучий храм. Его назвали в честь святого князя Владимира, крестившего Русь. По другой версии - в честь Владимира Высоцкого, большим поклонником которого является автор волгоградской церкви на воде.

Плавучая церковь с двумя куполами может принять одновременно сотни людей. Крестить младенцев в ней стало престижно, а для венчания выстраивается очередь.

"Владимир" уже успел побывать в самых отдаленных уголках Волгоградской области, которая пересечена водными артериями, а также в Москве и Самаре. В планах - отправить судно в более далекий путь.

Пристальное внимание к необычным храмам проявляют не только жители российских городов, но и зарубежные гости. Пару лет назад итальянский режиссер Нелло Корреале снял о них документальный фильм продолжительностью около часа, который шел на нескольких европейских каналах.

Кроме того, в марте этого года в Волгоград приехал голландский ученый Юлиан Барба-Лата, специализирующийся на культурной географии в Вагенингенском университете. Он пишет диссертацию по инновациям в архитектуре плавучих объектов. Узнав о плавучих храмах от одного из инициаторов и помощников претворения идеи, священника Теодора Ван-дер-Вотта, решил посетить родину храмов.

Работа ученого из Нидерландов рассматривает объекты в Голландии, в частности водные поселения, вторая часть диссертации посвящена плавающим церквям Волгограда. Несмотря на то, что такие лодки - не принципиальная новинка, их появление в последние годы на Нижней Волге и Дону, по мнению ученого, крайне интересное явление.

В планах Юлиана Барба-Лата - приехать в Волгоград еще раз, теперь уже летом, чтобы детально изучить исторический и культурный контекст создания плавучих церквей и, возможно, пройти на них по какому-нибудь маршруту.

Кстати, первый плавучий храм-пароход в России появился в 1910 году и носил имя Николая-Чудотворца. Это было старое английское судно, возведенное в 1858 году и носившее до переименования название "Пират". Плавучая церковь была построена на деньги астраханского купечества, и в основном занималась миссионерской деятельностью в низовьях Волги, среди калмыков и казахов.

После Октябрьской революции с судна сняли купола, и оно стало использоваться в качестве баржи, а впоследствии его демонтировали.

Сегодня в России, помимо Дона и Волги, традиции передвижных плавучих церквей поддерживают в Сибири - по Оби ходит благотворительная плавучая церковь "Святой апостол Андрей Первозванный".

Кроме того, в ОАО "РЖД" продолжают развивать традицию церквей-вагонов, передавая вагоны в дар епархиям. Ездят также по дорогам передвижные церкви на базах автомобилей, а для проведения некоторых богослужений РПЦ арендует у авиакомпаний самолеты и вертолеты, обставляя их религиозной утварью. Последней новинкой стало предложение РПЦ создать надувные храмы, которые могут десантироваться.

"Подобные виды храмов и церквей не могут не радовать. Это укладывается в современную концепцию православной миссии. Когда не только люди ходят в храмы, но и церковь приходит к людям. Для многих людей это большая радость и подспорье в духовной жизни, когда церковь сама приезжает к их дому", - сказал Interfax-Russia.ru Игорь Петровский.

До революции дела с этим обстояли проще, пока церковь была практически в каждом населенном пункте. "Столетие уничтожило львиную долю этих храмов. Но церковь и раньше практиковала подобные передвижные вещи. Все это осуществлялось пешком либо на гужевом транспорте. Эта практика тысячелетней давности, а корнями своими она уходит в апостольский век. Следуя завету, церковь во все времена шла плыла и скакала к своим прихожанам", - пояснил представитель Донской митрополии.

В Ростовской области, по его словам, не практикуется плавать по каналам и рекам. Это связано с тем, что населенные пункты, которые находятся близ воды, не нуждаются в этом. А также с тем, что по воде передвигаться дорого. На Дону миссионерские поездки в отдаленные уголки области совершаются по дорогам.

Впрочем, для того, чтобы было совершено какое-то духовное таинство, не обязательны купола и иконы, подчеркнул Игорь Петровский. "Но если есть финансовая возможность организовать нечто подобное и продолжить возрождение традиции плавучих церквей - это очень здорово и похвально", - сказал он.

Обозреватель Евгения Артемова