Interfax-Russia.ru – Военный самолет Су-24М потерпел крушение в Волгоградской области. Причиной трагедии могла стать техническая неисправность.
Гибельное падение
Су-24М – фронтовой бомбардировщик с экипажем из двух человек. Самолет предназначен для уничтожения наземных и надводных целей в любых метеоусловиях, днем и ночью, в тактической и ближайшей оперативной глубине территории противника. Один из таких самолетов, находящийся в распоряжении министерства обороны России, упал в Волгоградской области 11 февраля.
"ЧП произошло в 11:23, самолет Су-24, выполнявший, по предварительным данным, учебный полет, потерпел катастрофу и упал за пределами населенных пунктов на территории Калачевского района Волгоградской области", - сказал "Интерфаксу" источник в силовых структурах.
К предполагаемому месту падения самолета направили поисково-спасательные отряды.
Кроме того, для расследования причин падения самолета в Минобороны создали специальную комиссию, сообщило управление пресс-службы и информации ведомства.
Довольно оперативно место крушения было оцеплено, поисково-спасательная служба потушила пожар на месте падения, приступила к поиску членов экипажа и "черных ящиков", сообщил "Интерфаксу-АВН" источник в силовых структурах региона.
"Самолет упал в болотистой местности. Ведется поиск "черных ящиков". Большая вероятность, что они будут в хорошем состоянии", - сказал собеседник агентства.
Однако в тот же день завершить поисково-спасательные работы не удалось, сообщили "Интерфаксу-АВН" в силовых структурах.
"Вчера с наступлением темноты основные работы были прекращены. Место оставалось оцепленным. Сегодня с утра (12 февраля – ИФ) работы возобновились, в том числе, с использованием тяжелой техники: экскаваторов и подъемных кранов", - сообщил собеседник агентства.
Долгое время не удавалось найти членов экипажа. Близлежащую местность осматривали с воздуха, однако куполов парашютов, которыми при катапультировании могли воспользоваться летчики, не обнаружили.
"К сожалению, шансов, что экипаж успел катапультироваться практически не осталось. Велика вероятность, что летчики остались в кабине, которая после удара глубоко вошла в болотистую почву. Потребуются земляные работы и краны, чтобы удостовериться в этом", - сказал собеседник агентства.
12 февраля информация о гибели двух летчиков подтвердилась.
"Комиссией министерства обороны, расследующей причины катастрофы, на месте крушения самолета обнаружены фрагменты тел погибших членов экипажа", - говорится в сообщении управления пресс-службы и информации Минобороны РФ.
Неясные причины
Наиболее вероятной причиной крушения бомбардировщика пока называют техническую неисправность, сказал "Интерфаксу-АВН" эксперт в области безопасности полетов.
"Вероятнее всего в данной ситуации - отказ в системе управления или в силовой установке. Поскольку до окончания полета у летчиков оставалось 3-4 минуты, парировать отказ техники они, скорее всего, не успели", - сказал собеседник агентства, добавив, что экипаж выполнял полет на разведку погоды.
Самолет упал во время захода на посадку после выполнения планового учебного полета, рассказали в управлении пресс-службы и информации Минобороны РФ.
"Полет выполнялся без боекомплекта", - уточнили в сообщении, отметив, что "самолет пилотировали опытные летчики, имеющие налет более 1 тыс. часов каждый".
Пока причины крушения не установлены доподлинно, полеты всех фронтовых бомбардировщиков Су-24М временно приостановлены, сообщило управление пресс-службы и информации Минобороны России.
Практика приостановки полетов до выяснения обстоятельств крушения является стандартной и общемировой, рассказал Interfax-Russia.ru специалист Центра анализа стратегий и технологий Максим Шеповаленко.
"Теоретически, может раскрыться какой-то конструктивный дефект разработчика или изготовителя. Если выяснится, что к крушению привел человеческий фактор, это не отразится на парке самолетов, а если выявят конструктивный дефект, то нужно все самолеты отозвать", - сказал он.
При этом Шеповаленко сомневается, что у Су-24 могут остаться какие-то неизученные особенности. Профессионалы считают этот бомбардировщик весьма надежным, "прошедшим огонь и воду".
"Самолет довольно надежный, а что самое главное – отработанный. За 30 лет эксплуатации изделия в войсках все, что могло с этим самолетом случиться, уже случилось. Он не относится к категории машин с высокой аварийностью", - рассказал эксперт.
Он отметил, что хотя серийное производство этого самолета прекратили в 1992-1993 годах, вряд ли причиной крушения стала выработка машиной своего ресурса.
"В отличие от гражданских машин, которые регулярно летают, военные самолеты находятся в небе не так часто. С учетом того, что в 90-ые годы и вовсе полетов практически не проводилось (не было денег на керосин), вряд ли крушение связанно с возрастом самолета", - считает Шеповаленко.
Он не исключил, что причиной трагедии мог стать человеческий фактор.
"Не представляю, что там могло случиться, почему пилоты не катапультировались. Видимо, произошла какая-то нештатная ситуация, возможно, связанная с человеческим фактором. Хотя летчики не любят, когда про человеческий фактор говорят, относятся к этому с предубеждением. Но летные происшествия в любом случае неизбежны, так же, как ДТП на дорогах", - подчеркнул специалист.
При этом он отметил, что в профессионализме летчиков сомневаться не приходится. В пользу их опытности говорит тот факт, что в вылеты на разведку погоды отправляют обычно самых проверенных людей.
"Допустим, у авиабазы есть план учебных полетов или необходимо осуществить переброску авиации. В таких случаях по маршруту или в район выполнения задания вылетает экипаж, который проводит разведку погоды и докладывает обстановку. Как правило, на такие задания отправляют очень опытных пилотов", - сказал Шеповаленко.
Он отметил, что нештатная ситуация могла произойти и из-за попадания птицы в двигатель и мгновенного его помпажа, и из-за одновременной потери сознания пилотами по какой-либо причине. Назвать точную причину крушения предстоит специалистам Минобороны.
Как рассказал Интерфаксу-АВН" источник в силовых структурах, Су-24М оснащается двумя накопителями полетной информации.
"Один из приборов записывает параметры работы самолетных систем, в том числе двигателя, а второй является речевым самописцем", - пояснил собеседник агентства.
По его словам, в случае, если "черные ящики" будут найдены, то их расшифровкой займется 13-й НИИ Минобороны РФ, расположенный в подмосковных Люберцах.
Обозреватель Елизавета Паршукова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"