Куриный помет - средство против финкризиса

Interfax-Russia.ru – На Юге России активно развивают альтернативную биоэнергетику.

Во всем мире уже давно обсуждают необходимость поисков альтернативных энергоресурсов и энергоисточников. "Газовая война" Украины с Россией в очередной раз подстегнула интерес к этой и без того актуальной теме. Впрочем, россияне и без того на своей шкуре постоянно чувствуют, что такое рост цен на энергоносители, печальным взором вглядываясь в цифры квитанций за свет и тепло. Между тем, и за рубежом, и в самой России альтернативная энергетика перестает быть чем-то экзотичным. Возобновляемые источники энергии начинают постепенно вступать в конкуренцию с источниками традиционными. А на фоне экономического кризиса их значение возрастает.

Правда, альтернатива альтернативе рознь. Конечно, очень привлекательны теплоэлектростанции, использующие энергию ветра или солнца – то есть бесплатную. За такими энергоносителями не нужно лезть в недра земли, их не надо перегонять на десятки тысяч километров по трубопроводам. Зато и коэффициент полезного действия не очень высок, а вот оборудование для таких источников стоит недешево. Окупаемость подобных объектов может растянуться на десятилетие и более.

И тут на передовые рубежи выходит биоэнергетика, то есть использование топлива из биологических отходов. Для России такие технологии представляются особо ценными. Чего-чего, а отходов и мусора у нас хоть отбавляй. И самое главное – затраты на малую биоэнергетику в разы ниже, чем на традиционную, солнечную и ветряную. Биоэнергетика не только коммерчески привлекательна, но еще и экологически полезна. "Объекты малой энергетики быстро окупаются, особенно если работают на местных ресурсах", - уверяет президент Российской ассоциации малой и нетрадиционной энергетики Анатолий Ильин. При этом, как указывают эксперты, биотопливо может оказаться не просто бесплатным, но за утилизацию многих отходов, особенно метаносодержащих и опасных, государство экологам обязано еще и приплачивать.

Южный федеральный округ наряду с Приволжским и Сибирским входит в тройку наиболее перспективных регионов России по биоэнергетическим технологиям. Может быть, южане наряду с волжанами и сибиряками – народ более рачительный, привык деньгу считать, выгоду свою прикидывать. А выгода, она налицо. "Прирост оборота малой энергетики в 2008 году составил от 300 до 500%, - свидетельствует генеральный директор ростовского Центра энергосберегающих и инновационных технологий (ЦЭИТ) Анатолий Ковальчук - Такие цифры, фантастические для любого другого рынка, обеспечили и возврат инвестиций, и приличную прибыль фирмам и предприятиям, которые создали для себя автономные станции".

Действительно, чтобы создать собственную автономную биоэнергетическую станцию, достаточно часто того же самого оборудования, что и для обычных ТЭЦ. Хотя предпочтительнее все же когенерационные и тригенерационные газопоршневые установки. Первые вырабатывают из биотопива и биогаза тепло и электричество, вторые – еще и холод. Лучшие образцы, например, немецкие когенерационные установки 2G Bio-Energietechnik экономят для европейских владельцев от 75 до 90 копеек на киловатт при выработке электроэнергии, а тепло вырабатывают практически бесплатно, со 100% коэффициента полезного действия. Не менее эффективно одновременное производство электричества, тепла и холода методом тригенерации. В российских условиях себестоимость электроэнергии, получаемой на таком оборудовании, в среднем составляет 60-80 копеек за киловатт. "Если же еще и топливо используется альтернативное - например, метан от отходов, продуктов жизнедеятельности животных на фермах, то себестоимость получается существенно ниже", - уточняет генеральный директор ростовской электромонтажной компании "Авангард ЭМК" Геннадий Ампилов.

Но что же такое это самое биотопливо, использование которого открывает столь радужные перспективы для предпринимателей и даже просто для отдельно взятых селян? Если определить коротко – все, что попало. Такое топливо может быть твердым, жидким или газообразным. Оно производится из самых разных отходов: древесных, бытовых, животноводческих, канализационных стоков. Вот простой пример. Помните знаменитый "Сказ про Федота-стрельца" Леонида Филатова? Там Баба-Яга предлагает Генералу средство от хвори:

Скушай заячий помет:

Он ядреный, он проймет.

Он куды полезней меда,

Хоть по вкусу и не мед.

Насчет заячьего помета не скажем, а вот директор одной из донских птицефабрик установил у себя на производстве оборудование, позволяющее получать из куриного помета метан, на котором работает газовая турбина. Эффективность – феноменальная.

Помет – это что. От него хоть вреда никакого. А взять, к примеру, лингин – опасные отходы после гидролиза растительного сырья (древесины, кукурузных кочерыжек, подсолнечника и проч.). До последнего времени считалось, что переработке он не поддается, а потому и хоронили лингин в специальных могильниках. Но вот в прошлом году кубанская компания "Биоэнергетика" всего за три месяца осуществила пилотный демонстрационный проект комплекса по переработке лигнина и других органических отходов как раз рядом с одним из таких многолетних могильников. Руководитель проекта Валерий Тимонин сообщил, что планируется производить 18 тыс. тонн топливных брикетов в год. Объем лигнина в отвале – 400 тысяч тонн, этого хватит на 10 лет бесперебойной работы. А за 10 лет нового сырья накопится не меньше. Да еще добавьте растительные отходы соседних крестьянских хозяйств. В общем, перспективы бескрайние. Стоимость проекта – 14 млн рублей, сроки окупаемости - два-три года. Пока у "Биоэнергетики" есть договоры только с тремя хозяйствами Краснодарского края, но коммерсанты уверенно смотрят в будущее. Ведь что такое их биотопливо? Это – энергия, спрессованная в брикеты и гранулы-пелетты, которые запросто можно перевозить в разные регионы. Например, в ту же Ростовскую область, где уже сегодня половина котельных работает на твердом топливе.

Строительство предприятия по производству топливных гранул завершается также в Павловском районе Краснодарского края. Его ведет компания "Альтернативные топливные биотехнологии" ("Альтбиот"). Сейчас на заводе идет монтаж оборудования. Здесь будут работать линии немецкого производства. Проектная мощность составляет 10 тонн в час или 86,4 тыс. тонн в год. Правда, свою продукцию компания намерена продавать в страны Европы, где потребность в пеллетах выше, чем в России.

Но биотоплива хватит и для нашего отечества. По подсчетам гендиректора ЦЭИТа Анатолия Ковальчука, в агрокомплексе одной только Ростовской области в год накапливается до 4,5 млн тонн органических отходов, из которых можно получать ежегодно 159 млн кубометров биогаза, 260 млн кВт/ч электроэнергии, около 500 тыс. Гкал теплоэнергии, 3,6 млн тонн биоудобрений. При этом себестоимость такой электроэнергии – 70 копеек за киловатт, а тепловая энергия практически ничего не стоит.

Но привлекательность биоэнергетики не только в этом. Оказывается, в этой сфере есть реальная возможность сократить затраты на проект, существует немало вариантов его софинансирования, в том числе со стороны государства в рамках различных программ энергосбережения, энергоэффективности и экологии. Более того, есть варианты получить так называемое "карбоновое" финансирование - совместное с иностранными партнерами осуществлять проекты по сокращению выбросов парниковых газов в рамках Киотского протокола.

Пока "карбоновое" финансирование удалось привлечь только ростовскому агрохолдингу "Астон", подписавшему контракт о сотрудничестве с английской компанией Camco International. Проект предусматривает утилизацию отходов маслоперерабатывающего производства с целью получения технологического пара и электроэнергии на собственные нужды компании. Это позволит сократить выбросы парниковых газов примерно на 800 тыс. тонн в период с 2008 по 2012 гг. "На базе наших маслоэкстракционных заводов в Морозовске и Миллерово мы строим электростанции, работающие на лузге подсолнечника, - сообщил исполнительный директор "Астона" Эдуард Кравченко. - Ожидается, что поступления от продажи углеродных активов позволят нам покрыть часть затрат на реализацию этих проектов и увеличить объем инвестиций в другие экологические начинания". Проще говоря, квоты на добытый таким способом СО2 Camco International продаст на международном углеродном рынке, за счет чего "Астон" сможет компенсировать примерно 20% из 32 млн долларов собственных инвестиций. Управляющий директор Camco International в России Хьюстон добавляет: сотрудничество его компании с "Астоном" – едва ли не первый проект утилизации отходов переработки сельскохозяйственного сырья в России.

Судя по всему, "карбоновые" проекты на Дону ждет светлое будущее. "Ростовская область планирует запустить в 2009 г в Матвеево-Курганском районе пилотный проект по выработке биогаза для сельхозпредприятий, - сообщили Interfax-Russia.ru в администрации Ростовской области. - Стоимость проекта – 250 млн рублей. Однако мы надеемся, что увязка проекта со схемой карбонового финансирования на основе снижения выбросов парниковых газов снизит затраты на 20-30%. Инвесторами проекта выступили несколько немецких фирм, а также четыре районных агрохозяйства". Речь идет о хозяйствах "Колос", "Совхоз им.Ленина", "Вера" и "Родина". Проект предусматривает два варианта. Согласно первому, установки по выработке биогаза из растительных и животноводческих отходов будут действовать в каждом из хозяйств. Второй предусматривает возведение одной общей установки для обслуживания всех четырех объектов.

Как отмечают эксперты, в последние годы спрос на автономные теплоэлектростанции на Дону неуклонно растет. Особенно "продвинутыми" оказались владельцы ферм, животноводческих и птицекомплексов. Они быстро просчитали, что могут использовать дешевую энергию и тепло не только для своих нужд, но еще и продавать соседям, которые охотно на это идут: экономия уж слишком ощутима.

В общем, и воздух чище, и деньги сохраннее. А что еще нужно в эпоху глобального кризиса?

Обозреватель Александр Сидоров

Фото ИТАР-ТАСС