Мститель за решеткой

Interfax-Russia.ru – Ставропольского пасечника Александра Тарана признали "народным мстителем" и осудили почти на четверть века.

Дело Александра Тарана, тихого пасечника из села Александровское Ставропольского края, стало одним из резонансных в криминальной истории России последних лет. За 57-летним селянином прочно закрепилось громкое звание – "ворошиловский стрелок". Звание это появилось после выхода одноименного фильма Станислава Говорухина, где главный герой в исполнении Михаила Ульянова чинит расправу над тремя молодыми подонками, которые изнасиловали его внучку. Теперь в нашем Отечестве так принято называть народных мстителей - простых людей, которые берутся за оружие и лично карают преступников, ушедших от возмездия правоохранительных органов.

Кровавая череда преступлений, в которых обвинили Тарана, началась в селе Александровское в новогоднюю полночь 1 января 2003 года, когда неизвестный злоумышленник расстрелял окна дома №1 "а" по Комсомольскому переулку, где жил местный бизнесмен Магомед Эркенов с семьей. Милиция возбудила уголовное дело по ст. 213 (хулиганство). А 21 мая 2003 года, опять же ближе к полуночи, Эркенов получил смертельную очередь из автомата прямо у калитки своего дома. Киллер выпустил в бизнесмена 12 пуль.

Следующие выстрелы прогремели поздним вечером 5 сентября 2003 года - неведомый киллер выстрелил из автомата через кухонное окно в главного врача районной больницы Сергея Гресева. Пуля попала ему в плечо, жена пострадавшего Гресева Людмила, тоже медик, успела обработать и перевязать рану. Но врач остался инвалидом, а в декабре 2008 года скончался.

Через полтора месяца, вечером 20 октября 2003 года у своего дома был расстрелян старший оперуполномоченный Олег Танчик. Преступник выстрелил в него восемь раз.

Спустя год, 21 июня 2004 года, у дома №5 по улице Звездной автоматную очередь в спину получил начальник криминальной милиции Александровского ОВД Владимир Штан. Жизнь офицеру спасти не удалось.

Последнее покушение таинственный киллер совершил спустя почти полтора года, 27 ноября 2005 года. На этот раз был ранен командир взвода ДПС батальона ГИБДД Андрей Радченко.

Милицейские оперативники и следователи прокуратуры несколько лет безрезультатно занимались поисками серийного убийцы. Так продолжалось до того дня, когда один из жителей села, Василий Инкин, собирая грибы в лесополосе, не нашел под пнем присыпанный сухой травой автомат Калашникова, завернутый в старый халат и пакет. Там же находился и самодельный глушитель. Инкин спрятал оружие в гараже, но затем сдал находку в милицию. Баллистическая экспертиза установила, что именно из этого автомата - АКМ 237378 1975 года выпуска калибра 7,62 мм - были застрелены некоторые жертвы.

В ходе опросов один из местных слесарей, увидев самодельный глушитель, вспомнил, что подобную трубку заказывал у него пасечник Таран: якобы в качестве насадки для газовой горелки - греть ульи. В ходе обыска на пасеке Тарана сыщики нашли одном из ульев газовый пистолет, переделанный под боевой. Однако главной уликой стал человеческий волос, который прилип к автомату. Как утверждало позднее следствие, экспертиза показала, что этот волос принадлежит пасечнику.

Но что подтолкнуло Тарана к совершению таких злодейств? Представители следственного управления СКП РФ по Ставропольскому краю объяснили все местью. В семье Таранов было двое детей – старшая Наталья и младший Владимир. Наташа слыла скромной девушкой, хорошо училась в школе, с отличием окончила совхоз-техникум. Однако затем девушка без памяти влюбилась в парня-наркомана. В июне 1994 года 20-летнюю Наталью Таран доставили в районную больницу с диагнозом: острое наркотическое отравление. Укол, сделанный в реанимации, вызвал у девушки аллергический шок, и она скончалась. Как сообщила гражданская жена подсудимого Наталья Задорожная (работавшая в то время санитаркой больницы), вскрытие показало, что у девушки были отбиты почки и повреждена печень. В отделении интенсивной терапии в момент гибели Натальи 21 июня 1994 года дежурил врач Коноплянкин – по отзывам Задорожной, он с женой любил крепко выпить. Подозрение пало на него, Александр Таран даже подал на доктора в суд, но того оправдали. Вскоре Коноплянкины уехали из села.

В октябре 2001 года семью постигла новая трагедия. У Тарана оставался еще сын Владимир. Парень, по отзывам соседей, отставал от сверстников в развитии, плохо учился. Даже из армии его комиссовали по состоянию здоровья через два месяца после призыва. Говорят, приняв спиртного, Владимир становился агрессивным и даже нападал на отца. Но Наталья Задорожная, напротив, вспоминает о пасынке лишь хорошее: был добрый, отзывчивый, всегда приглядывал за ее внучкой Настенькой…

Когда в октябре в Александровском праздновали День села, Владимир отправился на дискотеку, радостно сообщив мачехе, что его ждет девушка. Но его ждала смерть. Во время танцев между "подогретыми" парнями вспыхнула жестокая драка, в ход пустили кастеты и металлические трубы. Ограждение танцплощадки не выдержало, несколько человек сорвались вниз с шестиметровой высоты. Владимир разбился насмерть. Впрочем, у него были также раздроблены кастетом нос и челюсть.

По факту драки был задержан племянник местного предпринимателя Магомеда Эркенова - Ижаев, но потом подозреваемого отпустили из-за отсутствия улик. Согласно версии следствия, Александр Таран решил, что Эркенов "отмазал" родственника.

Что касается покушения на инспектора ДПС, в начале мая 2005 года Андрей Радченко вместе с напарником остановил старенькую "Волгу" Тарана для проверки документов. Инспектор посчитал, что водитель нетрезв. Таран отказался пройти медицинское освидетельствование, и его автомобиль забрали на штрафстоянку, откуда пасечник не мог ее забрать в течение нескольких недель. Фермер сорвался, набросился на милиционеров с кулаками – и был приговорен к 120 часам обязательных работ за оскорбление представителей власти. Вот и отомстил…

Помимо найденных пистолета и автомата, сосед Тарана выдал оперативникам еще и второй АКМ, который пасечник якобы оставил у него на хранении. Следствие посчитало, что из этого оружия ФФ 2000 1961 года выпуска были убиты предприниматель Магомед Эркенов и ранен главврач Сергей Гресев. Друг убитого начальника криминальной милиции Владимира Штана, Эдуард Дауров вспомнил, что незадолго до убийства видел в руках Тарана два глушителя от автомата. Фермер заявил, что "готов поубивать врачей и ментов". Пасынок "ворошиловского стрелка" Иван Задорожный в ходе предварительного следствия показал, что отчим при нем пристреливал и прятал оружие…

Следствие выстроило достаточно стройную версию о страшной мести убитого горем отца, который расстреливал мнимых обидчиков, даже не разобравшись в степени и реальности их вины. Следствие считало, что все расправы убитый горем после потери детей отец учинил, основываясь "на домыслах, а не на каких-либо реальных фактах". Тарана арестовали и возбудили против него уголовные дела сразу по нескольким статьям УК РФ: ч.1 ст.222 (незаконное хранение, ношение огнестрельного оружия), п. "а","б" ч. 2 ст.105 (убийство двух или более лиц, лица в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности), ч. 3 ст.30, п."а","б" ч. 2 ст.105 (покушение на убийство двух или более лиц, лица в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности), ст.317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), п. "а" ч.1 ст.213 (хулиганство с применением оружия). По совокупности преступлений обвиняемому грозило пожизненное заключение. Уголовное дело составило 35 томов.

После гибели сына Таран поседел, состарился, окончательно замкнулся, перестал бриться, отпустил бороду, много времени проводил на могилах детей. Кроме того, как показала позднее судебно-медицинская экспертиза, у него появились признаки психического отклонения. Таран был признан вменяемым, но с оговоркой, что в случае вынесения обвинительного приговора ему надлежит сначала пройти лечение в связи с психическими расстройствами.

Казалось бы, при таких уликах и доказательствах обвиняемый был обречен. Однако 29 мая этого года коллегия присяжных… единогласно вынесла по делу Тарана вердикт "невиновен"! Улики присяжные посчитали косвенными, а доказательства – хлипкими. "Ворошиловского стрелка" отпустили на свободу прямо из зала суда. А в четверг 4 июня Ставропольский краевой суд огласил оправдательный приговор "ворошиловскому стрелку".

Вот так завершилась первая часть судебной драмы. Однако за ней последовало продолжение. Прокуратура Ставропольского края направила кассационное представление в Верховный суд Российской Федерации, который счел возможным отменил приговор Ставропольского краевого суда в связи с допущенными нарушениями норм уголовно-процессуального законодательства и направил уголовное дело на новое рассмотрение. Тарана вновь заключили под стражу, собрали новую коллегию присяжных и снова провели судебное следствие. Второй суд оказался на два месяца короче первого. На этот раз стороне обвинения удалось убедить большую часть присяжных заседателей в том, что именно пасечник виновен во всех инкриминируемых ему преступлениях. Правда, и на этот раз пятеро из двенадцати членов коллегии признали "ворошиловского стрелка" невиновным и потребовали его освобождения. То есть участь Тарана решилась всего одним голосом (напомним, что при раскладе шесть голосов "за" и шесть "против" обвиняемый признается невиновным).

А участь эта незавидна. Он признан виновным во всех инкриминируемых ему преступлениях, кроме одного - хранения пистолета. Коллегия присяжных заседателей Ставропольского краевого суда признала его виновным по п. "а, б" ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30 п. "а", "б" ч. 2 ст. 105, ст. 317 УК РФ.

Обвинения настаивало на том, чтобы Таран был приговорен к 25 годам лишения свободы. Судья Ставропольского краевого суда приговорил обвиняемого к 23 годам колонии строгого режима. Кроме того, суд удовлетворил иски потерпевших на общую сумму 850 тыс. рублей.

И все же с полной уверенностью можно сказать: точка в деле "ворошиловского стрелка" еще не поставлена. Остается слишком много вопросов и к следствию, и к суду, которые ставят под сомнение обоснованность вынесенного вердикта и приговора.

Не случайно и во второй раз обвинению не удалось убедить пятерых присяжных в том, что именно Таран совершил убийства в селе Александровском. Сам осужденный и его адвокат возмущены случившимся.

"Вина моя не доказана, - заявил Александр Таран. – Я никого не убивал. Просто в этот раз присяжных подобрали так, что среди них есть люди, которые настроены именно против меня. Никаких доказательств, все петляет вокруг да около… А настоящий убийца так и не найден".

Адвокат пасечника Вячеслав Савин заявил о том, что будет обжаловать приговор в Верховном суде России.

"Процесс шел с ущемлением прав защиты на предоставление доказательств, - заявил Савин. - В частности, не были приняты во внимание наши возражения по повторной фоноскопической экспертизы. В результате грубых процессуальных нарушений защите не дали представить доказательства невиновности подсудимого в полном объеме и убедить в этом присяжных заседателей. Если Верховный суд не направит дело на новое рассмотрение, мы будем обращаться в Европейский суд по правам человека".

Как заявляет Вячеслав Савин, дело шито белыми нитками. Мотивы, которые якобы подтолкнули Тарана к совершению убийств, смехотворны и не выдерживают критики. На самом деле речь идет не о преступлениях из чувства мести, а явно о заказных убийствах. Иначе выходит нелепость: Александр Таран "мстил" почему-то людям, которые никак не причастны к смерти его детей.

В гибели сына виновен племянник, а пасечник убивает дядю. В смерти дочери фермер обвиняет врача Коноплянкина, а стреляет в главврача Гресина. Расследованием убийства Владимира Тарана занимался оперативник Антонец, а якобы возмущенный продажностью следствия отец расстреливает совсем других милиционеров - Олега Танчика и Владимира Штана. При этом вдова Штана Лариса справедливо замечает: "Мой муж вообще в то время находился в отпуске и не имел никакого отношения к делу о нападении на Владимира Тарана!".

Дальше – больше. Основной свидетель обвинения Иван Задорожный в суде публично отказался от своих показаний и заявил, что они даны под давлением. Пасынок Тарана утверждает, что во время допросов в Александровском ОВД его били, никаких протоколов он не подписывал – только однажды поставил свою подпись на чистом листе бумаги. Наталья Задорожная утверждает, что оружие ее сожителю подбросили сами милиционеры. Свидетель Инкин, нашедший в лесу автомат, во время первого судебного следствия неожиданно умирает.

Неопровержимой уликой следствия был человеческий волос, найденный на автомате и якобы принадлежащий подсудимому. Однако оказалось, что это не более чем выдумка: экспертиза этого не подтвердила.

Не только адвокат, но и многие потерпевшие считают, что Таран ни в чем не виноват, а речь идет о нераскрытых заказных убийствах, совершенно не связанных с трагедиями в семье пасечника. Так, мать погибшего милиционера Олега Танчика заявила в суде, что за убийством ее сына стоят совсем другие люди, и она их знает.

"Олег занимался экономическими преступлениями, - сообщила Людмила Алексеевна. - Собрал компромат на больших чиновников района. Вскрыл всю черную бухгалтерию, где фигурировала неучтенная земля".

В понедельник оперативник должен был ехать в Ставрополь с отчетом, а в воскресенье его убили. Жесткий диск с его компьютера, где хранилась вся информация, бесследно исчез.

Не все ясно и с расстрелянным Магомедом Эркеновым - чабаном, разбогатевшим на продаже овечьей шерсти и торговле сукном. Если верить селянам, к нему несколько раз наведывались какие-то кавказцы и требовали денег на "священную войну против неверных". Предприниматель отказал и мог за это поплатиться. К тому же странное дело: родственники карачаевца Эркенова почему-то, несмотря на священный обычай кровной мести, Тарана не тронули и никаких претензий не предъявляли. Может быть, они лучше знают, кто убил коммерсанта?

Остался, правда, еще один довод. Следствие предоставило суду в качестве улики аудиозапись, которая якобы была сделана в камере изолятора временного задержания: Таран признался в совершении преступлений своему сокамернику. Сидя в одной камере с агентом, специально подосланным оперативниками (он проходит в деле под оперативным псевдонимом), пасечник выложил ему, как покупал автомат с патронами на границе с Чечней, как прятал в улье пистолет и т.д.

Впрочем, на первом суде эта улика не прошла. Экспертиза не смогла установить, принадлежит ли голос Тарану. Однако для нового судебного заседания была сделана повторная фонологическая экспертиза. Для этого запись специально отправляли в Ростов.

Обозреватель Александр Сидоров