Нападение против пыток

Interfax-Russia.ru – Комитет против пыток считает нападение на журналистов на Северном Кавказе демонстрацией вседозволенности. Полпред в СКФО взял ход расследования дела под личный контроль.

Нападение против пыток
© РИА Новости. Евгений Биятов

Акция устрашения

Вечером 9 марта на границе Чечни и Ингушетии неизвестные в масках напали на микроавтобус сводной мобильной группы (СМГ), в котором ехали журналисты, в том числе из Европы, и сотрудники комитета по предотвращению пыток. Нападавшие избили восемь человек и подожгли машину.

Инцидент произошел примерно в 500 метрах от поста, находящегося на административной границе Ингушетии и Чечни.

"Примерно в 19:15 на границе Ингушетии и Чечни группа неизвестных, передвигавшихся на трех автомобилях, напали на группу правозащитников из сводной мобильной группы и журналистов", - заявил председатель комитета по предотвращению пыток и член совета при президенте РФ по правам человека (СПЧ) Игорь Каляпин.

Детали произошедшего через Twitter транслировал пресс-секретарь комитета по предотвращению пыток Дмитрий Утукин. В частности, он написал, что микроавтобус с журналистами и правозащитниками блокировали легковые машины.

"Стали бить стекла и кричать: "Выходите, террористы". Когда все покинули машину, нападавшие стали всех избивать. Машину подожгли", - сообщил правозащитник.

Во время нападения, по данным Утукина, сильно пострадали журналисты из Норвегии и Швеции, а также правозащитники Иван Жильцов и Екатерина Ванслова. "У Кати сильно болит нога, у Ивана разбит нос", - сообщил он.

По словам пресс-секретаря комитета по предотвращению пыток, обошлось без переломов, но у всех находившихся в машине сильные ушибы и травмы.

Игорь Каляпин в свою очередь отметил, что больше всех пострадал норвежский журналист Эйстейн Виндстад.

"Он всячески сопротивлялся, когда его вытаскивали из микроавтобуса, потому что боялся, что его сейчас вытащат и расстреляют. Поэтому он больше всех пострадал: ему выбили зубы, избили дубинкой, он исколот. И сильный психологический шок", - рассказал Игорь Каляпин.

По словам самого репортера, он "был в ужасе и пытался спрятаться от нападавших в траве", передал норвежский телеканал NRK.

Как сообщил "Дождь" со ссылкой на редактора журнала Ny Tid Трулса Ли, Эйстейн Винстад готовил репортаж о судьбе двух чеченцев, которые просили в Норвегии политического убежища, но были депортированы в Россию. По информации правозащитной организации "Норвежский Хельсинский комитет", эти люди снова оказались в Чечне, где их пытали и убили.

Власти Норвегии уже заявили, что ждут привлечения к уголовной ответственности нападавших.

"Это ужасное происшествие. Мы ожидаем, что следствие будет проведено подобающим образом, и что люди, которые ответственны за это нападение, будут привлечены к уголовной ответственности", - сказал министр-советник норвежского посольства в Москве Улав Туе "Интерфаксу".

Он сообщил, что днем 10 марта журналист Эйстейн Виндстад находился в больнице, его состояние хорошее. "Мы находимся в контакте с нашим подданным, оказываем ему консульскую помощь и стараемся сделать все, чтобы он мог уехать и вернуться в Норвегию", - сказал Улав Туе.

Между тем, вечер 9 марта не завершился одним инцидентом. Спустя пару часов после нападения на микроавтобус неизвестные напали на офис комитета по предотвращению пыток в Карабулаке. В помещении никого не было, вооруженные люди проникли в офис через окно, а затем попытались выломать дверь. Видео с камер наблюдения, зафиксировавших этот эпизод, также можно найти в социальных аккаунтах правозащитников.

По мнению Игоря Каляпина, нападение на машину с журналистами стало акцией, демонстрирующей вседозволенность. Целью нападавших не было убить или покалечить кого-либо, они просто хотели напугать, считает он. Неслучайно был выбран момент, когда в автомобиле сводной мобильной группы находились и зарубежные журналисты, отметил Игорь Каляпин.

Это далеко не первое нападение на членов комитета против пыток и не первый разгром их офиса. Прежде на их офис в Грозном нападали в декабре 2014 года и в июне 2015 года.

"После этого мы были вынуждены покинуть Грозный как место постоянной дислокации и обосноваться в Ингушетии. Сняли небольшую квартиру на границе с Чечней. Были уверены, что это будет безопасно. Могу сказать, что в Чечне со стороны местного населения агрессии в нашу сторону нет, наоборот, они помогают нам", - рассказал Дмитрий Утукин.

Закономерный резонанс

Дело получило международный резонанс, и правоохранительные органы будут тщательно расследовать инцидент, сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах Северо-Кавказского федерального округа.

"Мы самым серьезным образом подходим к расследованию этого дела. Все обстоятельства будут тщательно изучены, а виновные привлечены к ответственности", - сказал собеседник агентства. Он пообещал, что расследование будет беспристрастным и объективным.

По факту нападения возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ – ст. 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества) и ст. 213 (хулиганство).

Президент России Владимир Путин поручил МВД выяснить все обстоятельства произошедшего и дать им правовую оценку, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

В свою очередь глава совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов считает слишком мягкими статьи УК РФ, по которым возбудили дело по факту нападения на правозащитников.

"Нас смущает то, что уголовное дело возбуждено только по статьям "Уничтожение чужого имущества" и "Хулиганство". На самом деле здесь более тяжкие статьи", - сказал Михаил Федотов "Интерфаксу".

Глава СПЧ объяснил, что у журналистов и правозащитников отобрали мобильные телефоны. "Это разбой. Это серьезное преступление. Плюс к тому, нападение было на журналистов в связи с их профессиональной деятельностью, это 144-я статья Уголовного кодекса, за которую грозит до 6 лет лишения свободы", - добавил Михаил Федоров.

СПЧ направил обращения с просьбой проконтролировать ход расследования инцидента генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, председателю СКР Александру Бастрыкину, а также полпреду президента РФ в СКФО Сергею Меликову.

"Мы сегодня уже разговаривали с полпредством, они меня проинформировали, что дело находится на контроле лично полпреда, он уже переговорил лично с руководством обеих республик, необходимые указания даны", - сказал Федотов.

По мнению главы комитета по предотвращению пыток Игоря Каляпина, за произошедшими 9 марта инцидентами могут стоять люди, нападавшие ранее на офис правозащитников в Грозном.

В свою очередь уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев, пообещавший разобраться в нападении на журналистов и правозащитников в Ингушетии, предположил, что к этому инциденту могут быть причастны сами правозащитники.

"Я его (Каляпина - ИФ) не обвиняю, я говорю, что это его почерк", - заявил омбудсмен в эфире "Дождя".

Он отметил, что будет "настойчиво, грамотно, последовательно разбираться в заявленном деле", если в его адрес поступит такое обращение. При этом омбудсмен осудил нападение, подчеркнув, что в нем не заинтересованы ни в Чечне, ни в Ингушетии.

По словам Нурди Нухажиева, "это не нужно ни Чеченской республике, ни Республике Ингушетия, никому из тех северокавказских республик, куда приехали журналисты, это не нужно, и без этого хватает потока грязи, информационных атак на Чеченскую республику, и вообще на северокавказские республики".

Отвечая на вопрос об угрозах, ранее поступавших из Чечни в адрес правозащитников, омбудсмен заявил: "Если вы говорите о главе Чеченской республики, многие забывают, что он руководитель высшей исполнительной власти субъекта, политическая фигура. У этой политической фигуры нет силовых рычагов, чтобы осуществить такое. Все силовые структуры, которые базируются в Чеченской республике, федеральные".

По мнению академика РАН Саламбека Хаджиева, никому из руководителей северокавказских республик не было выгодно нападение на автобус с правозащитниками.

"Нужно всегда смотреть, кому это выгодно. С одной стороны, это выгодно внесистемной оппозиции, которая пытается строить часть своей избирательной кампании на том, что в России есть особые регионы, в которых может произойти все, что хотите. И второй вариант: это выгодно тем, кто хотел показать, что Рамзан Ахматович (Кадыров) или чеченцы, или центральная власть на все способны", - сказал Хаджиев на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".

В свою очередь, член президиума совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Асламбек Паскачев заявил, что инцидент должны расследовать правоохранительные органы Ингушетии.

"Это произошло в Ингушетии, и соответственно в этом должны разбираться правоохранительные органы Ингушской республики. То, что там произошло, - это прискорбный факт", - сказал Паскачев.

Уполномоченный по правам человека Ингушетии Джамбулат Оздоев отметил, что со стороны властей Ингушетии и лично омбудсмена претензий к деятельности комитета не было.

"Я только накануне узнал, что сводный мобильный отряд комитета находится на территории Ингушетии, хотя я лично знаком с Каляпиным и его коллегами. Мы не раз встречались, когда уполномоченным по правам человека в России на федеральном уровне проводились различные мероприятия, и обменивались мнением по той или иной ситуации. То, что они в республике сняли частный дом, мне не было известно", - заявил агентству "Интерфакс-Юг" Джамбулат Оздоев.

Омбудсмен сообщил, что намерен встретиться с правозащитниками и пострадавшими журналистами, затем уже будет сделано официальное заявление по поводу произошедшего на административной границе двух республик.

Со своей стороны, в МИД РФ осудили нападение на правозащитников и журналистов в Ингушетии и выразили надежду на то, что виновные будут найдены и понесут наказание.

"Надеемся, что виновные будут установлены и понесут соответствующее наказание", - подчеркивается в комментарии, опубликованном на сайте ведомства.

Комментариев "больше, чем надо"

Мнения и комментарии представителей власти относительно громкого инцидента на границе Чечни и Ингушетии продолжают появляться в СМИ.

Так, полпред в СКФО Сергей Меликов, в частности, призвал не трактовать нападение на журналистов как раскол между властью и НКО и попросил не политизировать случившееся.

"Его нельзя (инцидент - ИФ) ни в коем случае трактовать как попытку некоего раскола между различного рода структурами, находящимися на Северном Кавказе, в том числе между властью и общественными организациями, представителями правоохранительного блока и руководителями некоммерческих организаций", - заявил полпред в СКФО журналистам.

Также Сергей Меликов подчеркнул, что "комментариев к данному событию дается больше, чем надо".

"Хочу сказать тем, кто пытается гнаться за "жареными фактами", что они непродуманными комментариями создают нервозность и атмосферу, не способствующую объективному расследованию", - предупредил он, отметив, что квалификацию этому инциденту должны дать соответствующие структуры.

Между тем, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров назвал нападение неустановленных лиц на журналистов и правозащитников в Ингушетии провокацией.

"Безусловно, это провокация. Правозащитники и журналисты должны иметь возможность беспрепятственно осуществлять свою деятельность", - заявил он агентству "Интерфакс-Юг".

По мнению главы республики, расследование данного происшествия в кратчайшие сроки - "дело чести для правоохранительных органов".

Наряду с этим Юнус-Бек Евкуров высказался об объективности некоторых сообщений СМИ.

"Насколько мне известно, в Ингушетии не было штаб-квартиры этой организации, как об этом пишут в средствах массовой информации. Эти правозащитники не поддерживали никаких контактов с уполномоченным по правам человека в Ингушетии. Не было у них контактов и с журналистами, хотя власти республики и журналистское сообщество, а уж тем более уполномоченный - открыты для контактов", - подчеркнул он.

Тот факт, что представители комитета по предотвращению пыток снимали жилье, и на каком основании это делали, проверяют местные власти, добавил глава региона.

"Хотелось бы напомнить руководителям правозащитных организаций, чтобы всю свою деятельность на территории Ингушетии они согласовывали с уполномоченным по правам человека", - подчеркнул глава региона.

Частично в вину самим пострадавшим сложившуюся ситуацию поставил председатель парламента Ингушетии Мухарбек Декажев. Он уверяет, что нападения на журналистов и правозащитников в районе границы Ингушетии с Чечней можно было бы избежать, если бы они вовремя проинформировали власти о своем маршруте.

"Я думаю, что этого преступления могло и не быть, если бы организовавшие для журналистов пресс-тур лица известили бы республиканские власти о своих планах. Тогда им было бы организовано сопровождение, были бы приняты соответствующие меры безопасности, все прошло бы без каких либо проблем", - заявил спикер агентству "Интерфакс-Юг".

Также он отметил, что анализ совершенного нападения говорит о том, что это тщательно организованная, спланированная акция: преступники знали, что журналисты и правозащитники передвигались без охраны и сопровождения.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook