Interfax-Russia.ru – Террористы пытаются запугать Россию "рельсовой войной": за ноябрь этого года они как минимум четырежды атаковали железнодорожный транспорт.
В то время как новостью номер один для отечественных СМИ остается теракт 27 ноября на перегоне Алешинка-Угловка, где неизвестные злоумышленники подорвали переполненный скоростной "Невский экспресс", Северный Кавказ откликнулся на это событие своеобразным жутким эхом. Спустя три дня, 30 ноября, в Дагестане на перегоне Избербаш-Инчхе Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги сработало очередное взрывное устройство.
"На пикете номер 7 Избербаш-Инчхе перед пассажирским поездом номер 374, следовавшим из Тюмени в Баку, около 6:00 мск было подорвано железнодорожное полотно", - сообщили Interfax-Russia.ru в понедельник утром в правоохранительных органах Дагестана. В результате взрыва, к счастью, состав не сошел с рельсов, при этом локомотив протащил вагоны еще около 150 метров по уже поврежденному полотну. Жертв и пострадавших, к счастью, удалось избежать.
К настоящему времени немного прояснилась картина произошедшего. В следственных органах Южного следственного управления на транспорте СКП РФ, которые совместно с сотрудниками ФСБ и МВД РФ сейчас занимаются доследственной проверкой ЧП, сообщили, что железнодорожное полотно на 2354-м километре железной дороги Москва – Баку недалеко от станции Инчхи было взорвано не перед проходившим электровозом, а непосредственно под ним. Однако локомотив электропоезда, состоявшего из восьми вагонов, получил незначительные повреждения. Возможно, мощность взорванной бомбы – 300 граммов в тротиловом эквиваленте – оказалась недостаточной для того, чтобы нанести более серьезные повреждения. Не поврежден и сам путь. Частично пострадала лишь железнодорожная насыпь.
Уже в 9:00 мск состав Тюмень-Баку продолжил движение в пункт назначения. А к полудню движение поездов на перегоне "Избербаш-Инчхе" было полностью восстановлено по обоим путям. Как сообщили Interfax-Russia.ru в СКП РФ, сейчас на всех станциях Махачкалинского отделения железной дороги проводятся спецмероприятия с целью предотвращения возможных террористических актов.
Разумеется, и наблюдатели, и эксперты прямо связывают оба теракта между собой. Это не обязательно может значить, что диверсии на севере и юге страны осуществлены по заказу из одного центра. Хотя исключать этого нельзя. Очевидно другое: и в том, и в другом случаях имеет смысл говорить о схожих причинах и движущих силах. А это, разумеется, экстремизм, главная цель которого дестабилизировать, расшатать обстановку в стране и в отдельных регионах, посеять страх среди населения.
Напомним, что нынешний подрыв "Невского экспресса" – не первый на железнодорожной ветке между российской столицей и Петербургом. Под городом Малая Вишера 13 августа 2007 года террористы уже совершали диверсию, пытаясь уничтожить скорый поезд "Москва – Санкт-Петербург". По чистой случайности тогда удалось избежать жертв.
Судебный процесс по делу о том подрыве "Невского экспресса" продолжается до сих пор. Арестованные по подозрению в совершении преступления жители Ингушетии Саланбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев не признают себя виновными, заявляя о давлении со стороны следствия и пытках. Между тем, следствие считает, что теракт был совершен группой, которая подчиняется лидеру чеченских боевиков Доку Умарову, а группой боевиков-диверсантов руководил бывший российский военнослужащий, давно сбежавший к боевикам, - Павел Косолапов. Косолапов до сих пор находится в розыске. Более того, его якобы опознали по фотороботу, составленному со слов свидетелей нынешнего взрыва "Невского экспресса".
Что же касается Дагестана, приходится признать, что здесь все более популярным среди боевиков становится использование взрывных устройств как в "газовой войне" (минирование газопроводов), так и в "рельсовой".
Только этой осенью произошло четыре подобных инцидента. Так, 14 сентября взрывное устройство мощностью около 250 граммов в тротиловом эквиваленте сработало на железной дороге в Дербентском районе, жертв и пострадавших не было.
Затем в ночь на воскресенье 25 октября в Кировском районе Махачкалы на запасных путях был подорван локомотив. Взрыв фугаса на путях произошел около 0:15 мск, когда локомотив следовал по улице Орджоникидзе. Ударной волной повредило рельсы, однако поездная бригада не пострадала.
Наконец, ноябрь оказался особо "урожайным" на "партизанские вылазки" экстремистов. В зловещую пятницу 13-го на железнодорожном перегоне между селами Каякент и Берикей во время обследования служащими местности сработала мина-ловушка. Оперативно прибывшие саперы сумели обезвредить основную бомбу, а затем обнаружили еще одно взрывное устройство. По счастью, никто не пострадал. Если не считать пассажиров четырех поездов: люди прибыли в пункты назначения с некоторым опозданием.
За день до крушения "Невского экспресса" – 26 ноября – на 2294 километре перегона Махачкала-Порт - Тарки Махачкалинского отделения СКЖД взрыв прогремел под одиночным маневровым тепловозом. На месте образовалась воронка диаметром около метра. Локомотив получил незначительные повреждения.
Такая частота пусть и не особо громких, но все же диверсий вызывает большую обеспокоенность среди "силовиков" и властей и свидетельствует об активизации деструктивных сил в республике именно в настоящий момент. Ведь до осени был лишь один взрыв на железной дороге – 2 июля в районе переезда "Уйташ". Во время проезда путеремонтного состава "ПМС-143" сработало самодельное взрывное устройство, в результате чего был выведен из строя отрезок железнодорожного полотна длиной 30 сантиметров. При осмотре места происшествия один из членов прибывшей на место взрыва оперативно-следственной группы управления ФСБ России по Дагестану, капитан Артур Бабаев наступил на вторую мину и погиб.
Взрывы "Невского экспресса" и новый теракт в Дагестане, однако, в значительной мере отличаются от показных устрашающих актов в Дагестане и ряде других республик Северного Кавказа. Главное отличие – в жертвах. Как правило, экстремисты стремятся не допустить жертв из числа этнических жителей Кавказа – исключая лишь сотрудников силовых и правоохранительных органов. Это следует и из анализа "рельсовой войны" прошлых лет. Почти ни в одном из случаев подрыва поездов в республиках Северного Кавказа не было жертв и пострадавших.
Исключение, пожалуй, составляет лишь взрыв электрички в Дагестане 24 июля 2005 года близ селения Байрам-Аул (Хасавюртовский район), когда погибла 20-летняя девушка, а три человека получили тяжелые ранения. Но даже тогда боевики предприняли массу "предосторожностей", чтобы избежать больших жертв. Пострадавший электропоезд в расписании был первым, вышел в 5:30 утра мск, в момент взрыва во всех вагонах электрички было всего 16 человек. Основная масса пассажиров садится на следующей крупной станции, в Кизилюрте, они едут торговать на рынок в Махачкалу. Если бы преступники хотели действительно напугать кого-то большой кровью, они бы установили бомбу на перегоне за Кизилюртом.
В остальных случаях, начиная с 2003 года, на территории кавказских республик в результате многочисленных диверсий на железных дорогах не погиб никто. В то же время в прилегающих регионах, где большинство составляет русское население, все оказалось с точностью до наоборот.
Достаточно вспомнить два чудовищных теракта, прогремевших в 2003 году на Ставрополье. 3 сентября два взрыва одновременно произошли в электропоезде "Кисловодск – Минеральные воды". На месте погибли три человека, еще трое скончались в больнице, пострадало более 90 человек.
Через три месяца, 5 декабря, в городе Ессентуки во втором вагоне того же пригородного пассажирского поезда "Кисловодск – Минеральные Воды" сработало еще более мощное взрывное устройство. Тогда погибли 47 человек, травмы и ожоги получили 186 человек.
Сколько может это повторяться? Резонный вопрос, который многие россияне сегодня адресуют и к власти, и к отечественной железнодорожной монополии. "РЖД всегда уделяли внимание безопасности перевозки пассажиров. После трагического случая в августе 2007 года РЖД были приняты дополнительные меры безопасности", - рапортовал журналистам в понедельник вице-президент РЖД, глава Федеральной пассажирской дирекции Михаил Акулов. Что ж, видимо, пора задуматься о качественно новых мерах безопасности и, наконец, поставить жирную точку в "рельсовой войне".
Обозреватель Александр Сидоров