Точка зрения 30 ноября 2009 г. 14:54

Террористическое дежавю

Interfax-Russia.ru – Террористы подрывают "Невский экспресс" во второй раз за два с половиной года, на сей раз жертв избежать не удалось, и среди них чиновники федерального уровня.

Пятничный вечер 27 ноября запомнится россиянам очередной крупной террористической атакой. По последним данным Минздравсоцразвития РФ, в результате подрыва "Невского экспресса", следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург, в списках погибших оказались 26 человек, в больницах – 90 пассажиров, а судьба еще двоих человек остается неизвестной.

"Невский экспресс", в котором всего в тот роковой вечер находился 681 человек, содрогнулся от взрыва в 21:34. В это время поезд проезжал по Тверской области. ЧП произошло на перегоне Алешинка – Угловка Октябрьской железной дороги. В результате мощного взрыва с рельсов на огромной скорости сошли четыре последних вагона поезда. Особенно пострадали два последних – они катились с путей по насыпи еще несколько сотен метров. Пассажиры, которые находились в этих вагонах, пострадали сильнее всего, здесь же в последствии спасатели обнаружили и большую часть погибших…

Так описал момент катастрофы в разговоре с журналистами один из пострадавших: "Дикий скрежет, вагон резко стал падать набок, сбивая столбы электропроводов. Люди выпадали из окон, отрывались сиденья. Меня прижало крышей к верхней, багажной полке. Благодаря этому я и выжил. Самостоятельно выбраться не мог – около часа лежал, слышал стоны, крики. Это самое страшное – не иметь возможности помочь".

Помощи подорванному составу пришлось ждать не менее часа – перегон Алешинка – Угловка достаточно сильно удален от крупных населенных пунктов, откуда могла бы своевременно прибыть необходимая в таких случаях спецтехника. По свидетельствам очевидцев, некоторые жертвы крушения какое-то время оставались живыми, но к моменту приезда медиков скончались от болевого шока или большой кровопотери. Впрочем, как утверждают те же источники, поездная бригада делала для спасения жизней пассажиров все, что могла.

Ближе к полуночи к месту крушения экспресса прибыли основные силы регионального МЧС, специальная техника. В операции участвовали вертолеты, санитарные поезда, десятки реанимобилей и карет скорой помощи. Самых тяжелых пострадавших экстренно отправляли в ближайшие больницы Тверской области, остальных увозили в Санкт-Петербург и Москву. Тела погибших, а среди них, как позднее выяснится, оказались крупные федеральные чиновники – глава Росавтодора Сергей Тарасов и руководитель Росрезерва Борис Евстратиков, - доставили в морг Тверского областного бюро судмедэкспертизы, где в течение выходных проводилось опознание. К моменту выхода публикации неопознанным оставалось лишь одно тело.

Как сообщила на брифинге глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, 20 человек из госпитализированных в настоящее время находятся в тяжелом состоянии. Министр добавила, что в результате крушения поезда могли пострадать шестеро иностранцев: один итальянец, один бельгиец, один азербайджанец, один гражданин Белоруссии и два украинца. Эта информация проверяется.

Президент России Дмитрий Медведев на экстренном совещании в субботу поручил в кратчайшие сроки ликвидировать последствия катастрофы "Невского экспресса" и провести работу с пострадавшими. В частности, он поручил выплатить семьям погибших и раненым материальную компенсацию. Татьяна Голикова доложила главе государства, что в связи с чрезвычайной ситуацией "предполагается выделить из Резервного фонда правительства единовременное пособие членам семей погибших в размере 300 тысяч рублей на каждого погибшего в равных долях на каждого члена семьи". "Что касается пособия гражданам, получившим в результате этого события травмы тяжелой и средней формы, то здесь – 100 тысяч, а также 50 тысяч при легкой степени тяжести", - сообщила она.

Еще по 300 тысяч рублей пообещали выплатить семьям погибших власти Санкт-Петербурга. Получившим тяжелые травмы и средней тяжести правительство города перечислит по 100 тысяч, а тем, кто получил легкие травмы – по 50 тысяч. Отметим, что в результате крушения "Невского экспресса", по предварительным данным, погибли 17 петербуржцев.

Глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин также сообщил о решении его компании выплатить пособия. "Мы приняли решение семьям погибших оказать материальную помощь в размере до 500 тысяч рублей, а раненым – 100 тысяч рублей", - сказал Якунин.

Транспортный коллапс, вызванный катастрофой, оперативно ликвидировали. Сначала составы пускали в объезд, а уже в воскресенье на месте подрыва уложили 1,5 км новых рельсов. В понедельник утром Якунин доложил Медведеву о том, что поезда на этом перегоне движутся в соответствии с обычным графиком.

Что касается расследования ЧП, то о причине катастрофы прибывшим на место крушения следователям долго гадать не пришлось. По ходу следования поезда на путях они нашли воронку диаметром 1,5 метра и глубиной около 70 сантиметров. Она образовалась после взрыва, который, как позже расскажет журналистам директор ФСБ России Александр Бортников, составил не менее 7 кг в тротиловом эквиваленте. Это было самодельное взрывное устройство, элементы которого удалось найти при разборе поврежденных конструкций пути.

Источники в правоохранительных органах отмечают, что бомбу террористы закрепили у одного из рельсов, снабдив ее обычной растяжкой, которую протянули к другому рельсу. Таким образом, это устройство сработало так же, как и обычная граната, однако начинка его состояла из смеси пластита, тротила и аммиачной селитры. Бомба была упакована в обычный пластиковый пакет.

Днем 28 ноября стало известно, что на железнодорожных путях в этом районе были заложены два взрывных устройства, а не одно. "Имело место обнаружение еще одного взрывного устройства, которое в 14:00 сработало в неполную силу", - заявил глава РЖД Владимир Якунин в ходе селекторного совещания правительственной комиссии по ликвидации последствий крушения "Невского экспресса". По его словам, второе взрывное устройство частично сработало в районе второго пути, у опоры.

Безоболочная бомба сработала во время осмотра, который проводил на месте крушения поезда глава СКП РФ Александр Бастрыкин, сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКП РФ Маркин. По его словам, Бастрыкин, а также сотрудники СКП РФ и милиции, входившие в группу, "не пострадали только по счастливой случайности". По свидетельствам очевидцев, которые приводит в понедельник газета "Коммерсантъ", следственную группу осыпало гравием, а с главы СКП взрывной волной сорвало кепи.

По предварительным данным, вторая адская машина приводилась в действие дистанционно, скорее всего, по телефону. После этого взрыва по распоряжению Быстрыкина оперативно-следственные группы временно приостановили работу, а на место вызвали саперов, которые в течение нескольких часов проводили зачистку местности. К счастью, других взрывных устройств в радиусе нескольких километров они не нашли.

Как сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, еще в ночь на субботу в следственный комитет возбудил уголовное дело по статьям 205 ("Теракт") и 222 ("Незаконный оборот оружия") УК РФ.

В настоящее время следственные органы рассматривают несколько версий подрыва "Невского экспресса", сообщил "Интерфаксу" источник, близкий к расследованию обстоятельств этого чрезвычайного происшествия.

По его словам, одним из направлений расследования в настоящее время является проверка возможной причастности к преступлению 29-летнего уроженца Волгоградской области Павла Косолапова, подозреваемого в организации подобного теракта 13 августа 2007 года и объявленного в связи с этим в федеральный розыск. Напомним, тогда в результате подрыва железнодорожных путей на пути "Невского экспресса", приведшего к аварии поезда, никто не погиб, однако 19 человек были госпитализированы, а ущерб, нанесенный ОАО "РЖД", превысил 236 млн руб.

В то же время собеседник агентства сообщил, что следствие пока не располагает какими-либо определенными данным о причастности конкретных лиц, в том числе и Косолапова, к теракту 27 ноября. Почерк преступления очень похож, говорят следователи, правда, в этот раз террористы заметно усилили заряд взрывчатки и выбрали участок, где поезд двигается с наибольшей скоростью – до 200 км в час. Это и привело к большому количеству погибших и раненых.

Вместе с тем, существует еще две неофициальные версии совершения теракта – причастность к нему подпольных экстремистских организаций националистического толка либо кавказских бандформирований, которые могли организовать катастрофу с целью дестабилизации обстановки в России, сказал собеседник агентства. "Очевидно, что это преступление совершил не один человек, а группа лиц, объединенных какой-то идеей. Об этом говорит количество взрывчатки и тип устройства, использованный для подрыва поезда", - сказал он.

Косвенный, но яркий намек на северо-кавказский след – метод двойного подрыва, когда один из зарядов имеет отложенное действие и предназначается специально "для следствия". В последнее время это стало своеобразным фирменным знаком северокавказских экстремистов, заявляет целый ряд экспертов.

В то же время собеседники агентства в националистических кругах сходятся в едином мнении, что русские националисты к подрыву поезда "Невский Экспресс" не причастны. Так, один из лидеров российской националистической организации "Славянский союз" Дмитрий Демушкин сообщил, что "в националистических кругах эту акцию резко осудили". "Я с полной уверенностью заявляю, что никакая националистическая организация к этому не имеет какого бы то ни было отношения. Это самая неудобная цель, которую только можно было придумать. Более "русского" поезда придумать просто сложно", - сказал Демушкин "Интерфаксу" в воскресенье.

Ранее другая радикальная организация Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) также заявила, что националистические организации отрицают причастность своих сторонников к подрыву "Невского экспресса". "Никакая националистическая группировка, в том числе виртуальная, не брала на себя ответственность за данный теракт на настоящий момент, никакие бывшие члены ДПНИ не распространяли никаких подобных заявлений", - говорилось в заявлении движения.

Добавим, что в понедельник прогремел еще один взрыв на железной дороге – на сей раз в Дагестане. Как рассказали "Интерфаксу" в пресс-службе ОАО "РЖД", в 5:52 по Москве на перегоне перед пассажирским поездом 374 "Тюмень-Баку" подорвали железнодорожное полотно. В итоге легкие повреждения получил локомотив. Жертв и пострадавших среди людей, к счастью, удалось избежать.

Тем не менее, этот случай в купе с пятничным "невским" кошмаром подтверждает выводы "силовиков" и экспертов о том, что террористическая угроза в России, как и прежде, высока, и от бдительности отечественных спецслужб, работников транспорта и, что немаловажно, самих граждан России сегодня зависит очень и очень многое.

Обозреватель Максим Кирчатов

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще