Interfax-Russia.ru – Режим локальной чрезвычайной ситуации в связи с гибелью молдавского судна введен в Сочи.
Трагедия случилась ночью, в первые минуты 20 декабря. Золушки в это время обычно теряют хрустальную туфельку, а вот молдавские мореходы потеряли целый 138-метровый сухогруз. Впрочем, ни одного молдаванина на борту судна как раз не было: команда состояла из девяти украинцев и четырех россиян. Правда, сухогруз "Арас-1" ходит действительно под молдавским флагом, однако владеет судном фирма Nagrand Shipping Co. Ltd, зарегистрированная в одной из оффшорных зон, а судовым оператором является зарегистрированная в столице ЮФО компания Transoptimal-Rostov. Технический надзор за судном осуществляет и вовсе классификационное общество Ukrainian Register of Shipping. Короче, у семи нянек дитя оказалось без глазу. И пошло ко дну. Хотя и не полностью.
Поначалу ничего не предвещало беды. "Арас-1" прибыл в порт Сочи 17 декабря из турецкого Трабзона с грузом угля и серы на борту. Судно успешно разгрузили, и оно уже было готово отправиться восвояси, но тут на Черном море поднялся сильный шторм. Два дня сухогруз пережидал непогоду в порту, но 19 декабря волнение достигло 6 баллов, и в связи с бурей корабли, стоявшие на рейде Сочи, вышли в море, чтобы их попросту не разбило о причал. Все они находились в миле от порта.
В полночь с борта "Араса" службы спасения получили сигнал "SOS", что, как известно, по-русски означает "Спасите наши души". Души 13 моряков бросились спасать 48 сотрудников МЧС и 12 судов. К тому времени экипаж уже перебрался на плот, а сухогруз переломился надвое. К счастью, команду удалось спасти.
Правда, по свидетельству Валерия Старуна, директора компании "Арго - ЕСС", которая является агентом судовладельца, в воскресенье экипаж находился "в неадекватном состоянии". По мнению Старуна, у членов экипажа разломившегося в шторм судна "или шок, или еще что-то". По поводу таинственного "еще чего-то" остается только домысливать – что бы это такое могло быть? А вот в связи с обстоятельствами спасения директор "Арго - ЕСС" уточнил: потерпевших снимали с плотов "раздетыми и босыми".
В результате, как пояснили в краевом МЧС, никаких документов на судно у капитана не оказалось. Что, по мнению агента судовладельца, объясняется довольно просто.
"На плоту, куда экипаж перебрался с разломленного на две части сухогруза, был сейф с документами и паспортами, но во время перегружения экипажа на буксиры морпорта Сочи сейф забыли", - отметил с сожалением Старун.
"Все документы экипажа и корабля сейчас где-то плавают в море. Остались лишь рабочие свидетельства - это дипломы, по которым они (члены экипажа) имеют право работать", - добавил директор компании "Арго - ЕСС". Он выразил надежду, что плот прибьет к берегу.
Компания-судовладелец добавила в этой связи, что последнее освидетельствование судна портовыми властями в соответствии с требованиями Парижского меморандума производилось 27 сентября 2009 года в российском порту Азов, так что на момент аварии судно имело все необходимые судовые документы.
Между тем заместитель руководителя ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю и руководитель МЧС по Сочи полковник внутренней службы Николай Шустов подчеркнул, что причиной трагедии стало то, что сухогруз относился к классу судов река-море, которые по своей конструкции не могут выдержать сильный шторм.
Мало того, "Арас-1" к тому же находился в совершенно запущенном состоянии. Капитальный ремонт судна производился в 1988 году, и оно было совершенно изношено. По словам Шустова, корпус сухогруза был настолько тонким, что в России такому судну попросту запретили бы вообще выходить в море. Между тем владелец "Араса" утверждает: портовая администрация, находящаяся в ведении Минтранса, регулярно проверяла сухогруз и выпускала его из портов России.
Как бы то ни было, теперь корабль восстановлению не подлежит, сообщил 20 декабря заместитель начальника управления МЧС РФ в Сочи Михаил Колесников. Что неудивительно, поскольку судно разорвало надвое.
"В настоящий момент носовая часть корабля расположена в затопленном состоянии в миле от Сочи, а вторая - на одном из пляжей", - пояснил Interfax-Russia.ru Николай Шустов.
Речь идет не просто о каком-то пляже, а о пляже Приморский в Центральном районе города. Причем корму "Араса" выбросило на берег буквально в 15 метрах от пивбара "Тинькофф". По словам спасателей, на судне находится 37 тонн топлива и 2 тонны масла. В значительной мере, именно в части сухогруза, выброшенной на берег.
В общем, "Араса" подложила сочинцам большую свинью. Городская комиссия по чрезвычайным ситуациям была вынуждена принимать срочные меры. "В районе Приморской набережной на территории ООО "Тинькофф" введен режим локальной чрезвычайной ситуации", - сообщил в воскресенье Interfax-Russia.ru начальник управления ГО и ЧС администрации Сочи Анатолий Щербинин. Место происшествия оцепили наряды милиции, чтобы посторонние не смогли приблизиться к судну, которое лежит на берегу.
Шторм 20 декабря продолжался и доходил до пяти баллов, поэтому с моря подход к судну оказался невозможен. Специальная комиссия МЧС, Портнадзора и экологов приняла решение об организации безаварийной откачки солярки из кормовой части "Араса", выброшенной на берег. На работах задействовали 59 человек и 12 единиц автотехники, прежде всего бензовозы, в том числе три автомобиля МАЗ компании "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" с цистернами по 18 кубических метров.
В течение 20 декабря с левого борта судна откачали 19 тонн солярки. Остальное топливо находится в баках по правому борту, на котором лежит креном сухогруз. На правом борту судна имеется пробоина, что затруднило работы по откачке топлива. С наступлением темноты и с учетом сильного ветра и шторма их пришлось отложить до утра.
В восемь утра понедельника продолжились оперативно-спасательные работы и откачка воды с сухогруза. Работы усложняются тем, что часть кормы судна находится на берегу, а горловина правого топливного танка и емкость для моторного масла - под водой примерно на глубине 35-40 см. Поэтому откачка воды из машинного отделения накануне вечером в течение трех часов результатов не дала.
"Сегодня ожидается приезд специалистов из Новороссийска, которые обследуют течь дна и примут меры, чтобы вода не поступала в трюм, где находятся заправочные горловины. После этого мы устраним воду и только потом возобновим работу по откачке из баков сухогруза нефтепродуктов", - сказал руководитель МЧС РФ в Сочи Николай Шустов.
К спасательным работам подключились и водолазы. Они начали осмотр подводной части корпуса сухогруза, также запланированы работы по герметизации судна и продолжении откачки топлива. Кроме того, в Сочи прибывают представители судового оператора судовладельца – представители компании Transoptimal-Rostov. По их прибытию будет принято решение о подъеме кормовой части с помощью кранов и тягачей, а также ее транспортировке для утилизации в док порта Туапсе или Новороссийска. Носовую часть сухогруза, возможно, транспортируют в док порта Туапсе или затопят в море. На утилизацию судна отводится до двух недель.
По факту гибели сухогруза следственные органы Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета проводят доследственную проверку.
Также в расследовании причин аварии "Араса-1" примет участие представитель Молдавии. С этой целью в Сочи по поручению премьер-министра Молдавии Влада Филата выехал помощник капитана Джюрджюлештского порта Александр Молдован.
Предварительный ущерб судовладельца сухогруза "Арас-1" от гибели судна оценивается в полмиллиона долларов. Это сумма - примерная себестоимость судна. За счет этих средств предполагается покрыть затраты на спасательные и другие работы.
Обозреватель Александр Сидоров