Прессинг вне поля

Interfax-Russia.ru – Скандал с иностранными футболистами, которых якобы насильно заставили расторгнуть контракты с футбольным клубом "Кубань", выходит на международный уровень.

"Футбольная Кущевка"…

Не успели болельщики краснодарского клуба "Кубань" порадоваться старту любимой команды в элитном дивизионе российского футбола – Премьер-лиге, как вокруг клуба разгорелся скандал, который благодаря СМИ и интернету за несколько часов приобрел международный резонанс.

В первом матче сезона 2011-2012 желто-зеленые, как иногда называют "Кубань", проиграли казанскому "Рубину" на своем поле со счетом 0:2. Одного из нападающих кубанцев – 29-летнего легионера из Черногории Николы Никезича – в тот день на поле не было. Но уже вскоре его имя попало в новостные ленты. И новости эти шокировали футбольную общественность.

Никезич, как выяснилось, уже бывший игрок "Кубани", выложил на сайте YouTube.com открытое видеообращение, адресованное руководителям Международной футбольной федерации (FIFA) и Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA) Йозефу Блаттеру и Мишелю Платини.

В этом обращении черногорец рассказал, что в марте 2010 года подписал с ФК "Кубань" двухлетний контракт, а в январе этого года у него "возникла большая проблема". "Моя команда уехала на два месяца на сборы, а мне с партнерами поехать не разрешили. Я остался тренироваться в одиночку. Эти два месяца я только бегал по кругу два часа утром, два часа вечером без мяча. У меня был тренер, которого назначили", - жаловался игрок.

Но это далеко не самое страшное, что якобы с ним произошло. По его словам, 7 марта его пригласили в комнату на футбольной базе желто-зеленых "обсудить дальнейшую карьеру". На встречу его позвал тренер Николай Хлыстунов.

"После того как мы вошли в помещение, через пару минут туда вошли двое, могу сказать, бандитов. В какой-то момент они достали пистолеты и начали угрожать мне, принуждая подписать бумагу о разрыве контракта и уехать домой. Этих людей я видел впервые на стадионе. Вначале я не хотел подписывать, но когда они применили физическую силу, после нескольких ударов в живот и по шее я вынужден был согласиться, поскольку в мой адрес звучали разного рода угрозы", - продолжил рассказ Никезич, отметив позднее в беседах с журналистами, что пытки и угрозы длились около 20 минут.

После этого он якобы был вынужден "из-за своей личной безопасности и безопасности семьи подписать бумагу" о расторжении контракта. В этой связи игрок призвал международные футбольные власти применить жесткие санкции к его бывшему клубу, чтобы "подобные вещи не повторялись с другими игроками". Впрочем, как выяснилось, черногорец отправил свою жалобу не только Блаттеру и Платини, но и в российские футбольные инстанции в Москве.

В частности, на обращение немедленно отреагировал российский Профсоюз футболистов и тренеров (ПСФТ): "В профсоюз обратился черногорский футболист Никола Никезич. 7 марта 2011 года, в тот момент, когда "Кубань" торжественно представляла своих новичков, его избивали на базе клуба для того, чтобы получить подпись под соглашением о расторжении трудового договора. В течение двух месяцев, предшествующих этому, футболист тренировался один, бегая по кругу в Краснодаре по два раза в день под надзором сотрудников клуба, в то время как команда была на сборах за рубежом. "Кубань" хотела избавиться от футболиста, у которого был еще год контракта с клубом, и когда футболист продолжил упорствовать, его просто избили, превратив клуб в "футбольную Кущевку".

Как признался Никезич в письме в газету "Коммерсант", настойчивые предложения разорвать контракт звучали со стороны руководства клуба еще за несколько месяцев до инцидента. "Я был готов сделать это, если бы менеджмент "Кубани" нашел мне новый клуб. Но они не отпускали меня даже на просмотр в другие команды, без чего я не мог заключить соглашение", - описывает ситуацию игрок.

Отметим, что Никезич в прошлом сезоне сыграл за выступавшую тогда в первом дивизионе "Кубань" 31 матч и забил четыре гола, чем помог команде выйти в Премьер-лигу. Он вел блог на официальном сайте клуба, где, к слову, описывал хорошую, дружелюбную атмосферу в команде.

Как объясняют специалисты, команды, которые добиваются "повышения по лиге", всегда меняют состав, стараясь усилить его новыми, более профессиональными игроками. "Кубань" не исключение. По некоторым данным, в краснодарском клубе за последние 4 года успели поиграть около 200 футболистов. Однако очевидно, что с Никезичем расстаться полюбовно по каким-то причинам не получилось.

…или шантаж и пиар?

Первая реакция клуба на заявления черногорца – шок. Пресс-атташе "Кубани" Вячеслав Иванов назвал историю Никезича "невероятной". "Я сам общался с Николой, когда он не попадал в состав. Он говорил, что все нормально", - сказал Иванов журналистам. На следующий день руководство клуба более подробно описало свою позицию.

"Такая ложь и клевета, которая была адресована в адрес клуба, не останется без должной правовой оценки. Я уже дал поручение правовой службе нашего клуба проработать эту ситуацию и обратиться в соответствующие инстанции для защиты чести и достоинства и привлечения виновных к ответственности", - заявил на пресс-конференции в Краснодаре генеральный директор ФК "Кубань" Сурен Мкртчян.

По словам руководства футбольного клуба, двухлетний контракт с Никезичем был расторгнут на обычных основаниях. Кроме того, у футболиста не было проблем и конфликтов в клубе.

Мкртчян подчеркнул, что руководство клуба крайне возмущено заявлением Никезича, а изложенные им факты в заявлениях в ФИФА и УЕФА абсурдны. Более того, гендиректор желто-зеленых подозревает черногорца в имитации побоев, которые игрок уже успел продемонстрировать публике. "Ладно, пусть пострадавшая печень у Николы находится не как у всех, справа, а слева, - иронизирует Мкртчян. – Я даже готов поверить, что он оговорился. Но сами пятна на боку! В каком солярии их ему делали? Я думал, что ради хороших денег парень потерпит немного: два хороших удара профи – и была бы правдоподобная фотосессия".

В свою очередь, спортивный директор "Кубани" Сергей Доронченко подтвердил, что в ноябре, по окончании победного сезона в первом дивизионе, руководство клуба сообщило черногорцу, что для него нет места в команде. После этого Никезич стал работать в Краснодаре индивидуально под наблюдением тренера Николая Хлыстунова, пока агент искал ему новый клуб.

В конце февраля, по словам Доронченко, Никезич проинформировал клуб, что у него появился конкретный вариант перехода. 7 марта он подписал документы о расторжении контракта, с которыми заранее ознакомился, и получил причитавшиеся ему деньги.

"Что случилось, то ли вариант этот у него сорвался, и потом агенты рассказали ему, как правильно вести себя в этой ситуации, мне трудно объяснить", - сказал Доронченко. По его словам, 15 марта за два часа до пресс-конференции руководству "Кубани" поступил звонок от посредника одного из руководителей профсоюза футболистов и тренеров с предложением уладить конфликт за определенную сумму. Однако клуб на это ответил отказом, а теперь обещает пойти до конца в соответствии с законодательством.

Главный тренер "Кубани" Дан Петреску заявил журналистам, что в клубе нет никаких проблем, отношения между руководством и игроками хорошие. "Уверен, что это неправда. Может быть, реакция Никезича под воздействием каких-то людей, от личных обид", - заявил Петреску.

Он обратил внимание, что после скандала "уже не молодой игрок" прославится на весь футбольный мир. "Неплохой пиар, правда?", - задался вопросом Петреску.

Заметим, что и бывшие партнеры черногорца по команде не понимают поступка Никезича. "Ни о каких побоях он никому не говорил", - сказал журналистам капитан команды Александр Будаков.

Вообще, у клуба из Краснодара к Николе Никезичу имеются вполне резонные вопросы. Например, если его избили, то почему он не обратился ни к кому из сотрудников клуба сразу после инцидента или не пошел в полицию? Почему он не представил ни одного свидетеля? Где данные медицинского освидетельствования?

Футбольный клуб "Кубань" уже направил заявление в полицию, прокуратуру и комитет по этике Российского футбольного союза с просьбой провести расследование инцидента, о чем незадолго до выхода этой публикации сообщил на пресс-конференции Сурен Мкртчян.

Истина где-то между

Президент ФК "Кубань" губернатор Краснодарского края Александр Ткачев пока никак не отреагировал на скандал. Пресс-секретарь главы региона Владимир Пригода сообщил, что ему об истории с избиением игрока "ничего не известно". Куратор футбольного клуба, вице-губернатор Краснодарского края Иван Перонко прокомментировал ситуацию коротко: "Такого не может быть".

В Российском футбольном союзе (РФС) также больше склонны верить руководству клуба. Глава союза Сергей Фурсенко заявил 14 марта, что сомневается в том, что в "Кубани" могли применять методы, о которых рассказал Никезич.

Между тем, болельщики краснодарского клуба, оправившись от шока, в основном разделились на два лагеря. Одни считают, что случай Никезича показывает, что в клубе назрела очень нездоровая обстановка, другие, напротив, поддерживают позицию руководства "Кубани", подозревая черногорца в клевете. И те, и другие сходятся в одном: "На кону репутация клуба".

"Выглядит абсолютно логичным, что (…) некоторые нерадивые футболисты и их агенты, которые не смогли получить свою долю золота "праведным" путем, пытаются урвать хоть что-то, даже путем шантажа, угроз и различных провокаций. Особенно учитывая то, что стало очень популярным часто применять "международное давление на Россию" во многих сферах и вопросах, в том числе и в футболе", - размышляет о ситуации один из фанатов на сайте болельщиков ФК "Кубань".

"Почему бы нашим руководителям не выйти на руководство Первого канала и не договориться о приглашении Никезича в программу "Детектор лжи", - предлагает болельщик под ником Честный.

Впрочем, как уже было сказано, есть немало и сомневающихся в безупречности руководства клуба. "Руководству нашего клуба пора научиться правильно вести юридические дела по контрактам с футболистами. Если бы все было верно оформлено, то никто не смог бы заваривать кашу. В этой истории что-то не так", - считает один из фанатов.

"Дыма без огня не бывает, - соглашается тут же другой.

"Скорее всего, какие-то противоправные действия имели место, но их масштабы сильно раскручены и преувеличены", - полагает третий.

Что касается экспертов, то тут тоже нет единства. Например, адвокат Леонид Ольшанский заявил, что, "вероятно, Генпрокуратура откажет Никезичу в возбуждении уголовного дела", если он туда обратится, "поскольку нет медицинского освидетельствования и свидетелей, а есть только фотографии, сделанные самим же футболистом".

Куда более мрачно будущее этого дела рисует известный спортивный юрист Николай Грамматиков. В беседе с "Коммерсантом" он предположил, что даже если до уголовного дела не дойдет, то санкции в отношении "Кубани" все равно "могут быть суровыми".

"На мой взгляд, вся эта история может стать хорошим тестом для РФС – показать, готовы ли там соблюдать придуманный в прошлом году президентом организации Кодекс чести, или он лишь пустые слова", - добавил Грамматиков.

Вместе с тем, 16 марта на "Кубань" обрушилось новое "откровение". Выступавший недолгое время за краснодарский клуб сербский защитник Сретен Сретенович, в настоящее время выступающий за "Олимпию" из Любляны, на волне скандала с Никезичем рассказал Международному профсоюзу футболистов (FIFPro) о том, что с ним руководство "Кубани" якобы тоже рассталось не очень корректно.

"Они угрожали мне, требовали, чтобы я отказался от действующего контракта и заплатил клубу 60 тысяч евро. Мне было страшно, и я подписал бумаги", – рассказал футболист официальному сайту FIFPro. О своих кубанских воспоминаниях Сретенович пообещал рассказать на пресс-конференции в ближайшие дни.

Правда, руководство "Кубани" уже предположило, что другой бывший футболист команды сделал громкое заявление потому, что у него один и тот же агент с Никезичем. "Цель этих заявлений одна – заработать деньги", - уверены в клубе.

Обозреватель Сергей Нагорный