"Съедобные" карточки

Interfax-Russia.ru – В школах Сочи ученики будут питаться в столовых по безналичному расчету.

Разумеется, само понятие "продовольственные карточки" у нас в России, так уж исторически сложилось, носит негативный оттенок. Еще живо поколение тех, кому в 30-е "коллективизаторские" и 40-е военные годы прошлого века пришлось испытать на себе дефицит продуктов, из-за чего в стране пришлось вводить специальные карточки и талоны, по которым распределялись всевозможные товары, в том числе продовольственные. Причем зачастую вовсе не деликатесы, а обычные крупы, молоко и даже хлеб. Как ни парадоксально, причиной нынешнего нововведения отчасти послужил как раз не дефицит, а, напротив, изобилие.

Но обо всем по порядку. Дело в том, что "карточная система" на самом деле касается вовсе не всего Сочи, а лишь городских школ. Сегодня она действует в 28 школах города, но в ближайшем будущем охватит всю сеть среднего образования: уже установлено 28 терминалов, в ноябре планируется добавить еще 46.

Возникает резонный вопрос: а при чем тут терминалы? А при том, что речь идет о введении в системы пластиковых карт для оплаты питания в сочинских школьных столовых.

С чего вдруг у городских властей возникла такая инициатива? Ну, прежде всего, сама идея оплаты обедов пластиковыми картами возникла не сегодня и не в Сочи. Местное руководство внедряет тот опыт, который уже доказал свою эффективность на деле.

Первыми пластиковые "съедобные" карты получили ученики Москвы. Еще в 2005-м такая карточка учащегося прошла успешную проверку в одной из школ-гимназий Северного административного округа столицы. Замглавы департамента потребительского рынка и услуг Москвы Валентина Варфоломеева тогда заявила, что подобная карточка учащегося для безналичных расчетов за питание "представляет собой очень удобную систему оплаты". В 2006 году на "пластик" перешла 21 столичная школа, а с 2009 года ими оснащена большая часть учебных заведений столицы.

За Москвой потянулись Липецк, Самара, Саранск, Удмуртия, в этом году систему решили опробовать в Красноярском крае, Новгородской области…

Чем же она так привлекает и педагогов, и родителей? Понятно, что в каждом конкретном случае пластиковая "продовольственная карточка" имеет свои особенности, каждый регион привносит в эксперимент свои собственные детали. В некоторых субъектах РФ (в той же Москве, например) "пластик" – не только средство оплаты в школьной столовой. На такой карте кое-где хранится также информация о книгах, полученных в библиотеке, и даже об успеваемости ученика.

Но главная, общая цель – конечно, обеспечить нормальное питание ребенка. Увы, но статистические данные в этой области сегодня россиян порадовать не могут. Две трети наших детей младше 14 лет уже страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта в той или иной степени. А треть вообще всех детских болезней имеет в основе некачественное питание в яслях, детских садах, школах.

Ведь как, собственно, решается зачастую в российских семьях вопрос о школьном питании? В руки ребенка суют несколько "десяток" – купишь, что по вкусу! Куда идут эти деньги, часто вообще неизвестно: многие ребята предпочитают экономить на еде, а накопленные "сбережения" тратить по своему усмотрению. Всегда приятно иметь при себе приличную, по ребячьим меркам, сумму "карманных денег"…

Даже если деньги тратятся исключительно на еду, представление о целесообразности той или иной пищи у ребят зачастую слишком оригинальное. "Когда детям дают деньги, они остаются не в школьной столовой, как правило, а в ближайших киосках и магазинах. Потом, как сказал директор одной из школ, мы видим по мусорным корзинам, что дети на самом деле едят. Это чипсы, шоколадки, газировка", - делится своими наблюдениями руководитель компании "Единая платежная система" Андрей Гусев.

По приблизительным оценкам, горячую пищу в школах получают чуть больше 60% школьников. А что именно они едят в "столовке", не знает почти никто из пап и мам. Между тем, для развития растущего организма нужна полноценная, сбалансированная пища.

Новая система оплаты школьного питания в Сочи преследует несколько целей. С одной стороны, отпрыск не сможет потратить выделенные родителями средства ни на что, кроме питания. С другой – сами папы и мамы смогут контролировать не только расходы сына или дочери, но и качество, разнообразие пищи.

Поначалу экспериментальный проект по совершенствованию питания учеников муниципальных общеобразовательных учреждений Сочи был внедрен в городском лицее N59. Назван он автоматизированной системой "Школьное питание". Проект реализуется городским Управлением по образованию и науке и сочинским муниципальным автономным учреждением "Стандарты социального питания.

Каждому ученику была выдана пластиковая карта с его фамилией, именем, отчеством, фотографией. Но в чем же ее преимущества? Как объяснили в лицее, благодаря "пластику" школьник сможет потратить деньги, предназначенные для питания, только в столовой и буфете школы; будет огражден от покупки "фаст-фуда" и других, не разрешенных для употребления продуктов; будет правильно питаться и сохранять свое здоровье. Кроме того, теперь родители будут всегда в курсе того как, чем и когда питается их ребенок; они могут контролировать, сколько денег их сын или дочь тратит на покупку горячей еды и в буфете, получает ли он все положенные дотации на питание; могут быть уверены, что у ребенка деньги не отнимут и он их не потеряет. В этом случае предусмотрены блокировка потерянной карты, ее замена с перечислением имевшихся средств на новую карточку.

Контролировать состояние счета своего ребенка, а также его меню родители могут в личном кабинете на сайте "Новая Школа".

Но это – то, что касается расходования денег. А как быть с качеством пищи в самой столовой? Ведь не секрет, что зачастую именно это вызывает особые нарекания учеников и их родителей и приводит к отказу от пользования "обжоркой", как нередко обзывают такого рода заведения на школьном сленге. Ведь в 2009 году в Липецке депутаты горсовета специально поставили на обсуждение ход подобного эксперимента как раз из-за жалоб родителей по поводу сбоев в организации питания, недостаточного его качества и дороговизны. Как выяснилось, во многих школах дети по-прежнему питались сухомяткой, а компания, которая непосредственно занимается закупкой продуктов и приготовлением пищи для детей, нарушала условия качественного питания и серьезно завышала его стоимость.

В сочинском проекте учитываются и такие обстоятельства. Как сообщил санитарный врач МАУ "Стандарты социального питания" Павел Балашов, как раз в том и преимущества эксперимента, что он базируется на общероссийской программе по организации горячего питания: "В сочинских школьных столовых мы применяем только щадящую форму приготовления, исключая жирную пищу, красители, заменители и генно-модифицированные продукты. Все продукты сбалансированы с учетом калорийности, наличия жиров, белков, углеводов, учитываются и возрастные особенности организма ребенка".

Помимо этого, естественно, стараются по возможности учесть и вкусовые предпочтения школьника, ведь не секрет, что к одному и тому же блюду многие относятся по-разному. Кто-то под страхом смертной казни не станет есть омлет или овсяную кашу, и тут предложить разумную альтернативу.

По словам заместителя директора муниципального автономного учреждения "Стандарты социального питания" Валентины Лигостаевой, система "Школьное питание" позволяет родителям не только вносить суммы на счет своего ребенка, отслеживать перемещение денег и устанавливать суточный лимит на использование денежных средств. Не менее важно то, что папы и мамы могут также контролировать качество питания своего ребенка на основании отчетов, при необходимости даже вводить запрет на выдачу ребенку определенных блюд и напитков.

По мнению Лигостаевой, "Стандарты социального питания" благодаря новой системе могут оперативно формировать, изменять ассортимент и стоимость блюд в системе школьного питания, получать отчеты по реализации как в каждой столовой, так и в целом по комбинату питания, а уже на основе этих сведений строить наиболее сбалансированные планы.

Изменение системы школьного питания уже дает себя знать не только пластиковыми картами. Так, в столовой сочинской школы N13 недавно установили пароконвектомат, который заменил обычные духовые шкафы. Новый аппарат готовит и разогревает еду на экологически чистом пару, без канцерогенов.

Оплата питания в школьной столовой при помощи пластиковых карт не представляет никакой сложности. Деньги снимаются с лицевого счета автоматически после получения питания – причем бюджетные средства и средства родителей списываются отдельно. Внести средства на счет своего ребенка родители могут как непосредственно в школе, так и в любом из 300 терминалов, расположенных в разных микрорайонах города.

Впрочем, в ближайшее время школьники получат личные пластиковые карты, с помощью которых будут платить за обеды прямо в столовой через специальные аппараты.

Интересно и то, что при недостаточном количестве средств на карте в ряде школ предусмотрен денежный кредит в размере 100 рублей. Также, возможно, в будущем разумно внедрить систему лимита: ограничитель суточного расхода денег школьником (в ряде московских школ он составляет 70-80 рублей).

Все это опять же необходимо с учетом печального опыта. Так, в 2008 году в некоторых школах Северо-Западного округа Москвы вспыхнул скандал, связанный с социальной картой школьника. Оказалось, что она действовала как кредитная – без установления лимита. Простодушные ребятишки, прежде всего из младших классов, совершали покупки при нулевом балансе. Когда "Банк Москвы", участвующий в эксперименте, решил вернуть свои деньги, выяснилось, что родителям учеников придется отдать долг на сумму несколько тысяч рублей, а также проценты за перерасход средств.

Следует заметить, что новый эксперимент отдельным родителям пришелся не по нраву или не по карману. Ежедневная дотация государства составляет 9 рублей 50 копеек. Родители к этим деньгам добавляют еще 42 с половиной рубля. Кто-то по-прежнему предпочитает выдавать своим детям на руки пару десяток, считая, что этого вполне хватит "перебить аппетит" до возвращения домой. Другие не доверяют качеству еды в школьных столовых.

Однако уже промежуточные итоги эксперимента показывают, что скептики останутся в меньшинстве. Так, в сочинской средней школе N10 терминал для "пластика" установили в начале сентября, но уже сейчас, по словам ответственной за питание детей Любови Адисултановой, ребятишки начальных классов практически все "подсели" на горячую пищу, а вообще из 1,4 тыс. учеников пластиковыми карточками для оплаты в столовой пользуются уже больше половины.

Обозреватель Александр Сидоров