Свадебное эхо

Interfax-Russia.ru – Резонансная свадьба в Чечне привела к спорам о многоженстве, а также к предложениям усовершенствовать семейное законодательство в России.

Широкая дискуссия о многоженстве развернулась в мае после скандальной истории со свадьбой в Чечне. Церемония бракосочетания, вызвавшая разногласия и ставшая почвой для споров, состоялась 16 мая в Грозном.

Полковник полиции Нажуд Гучигов и Луиза Гойлабиева сочетались браком в соответствии с российским законом и традициями ислама, написал в Instagram глава Чечни Рамзан Кадыров, присутствовавший на церемонии. На свадьбе также были журналисты, поскольку к ней оказалось приковано общественное внимание.

Интерес к этой свадьбе возник после сообщений в СМИ о том, что глава Ножай-Юртовского РОВД республики собирается взять в жены несовершеннолетнюю девушку. Правозащитники сообщили о том, что у мужчины уже есть жена и ребенок, и даже выдвигали предположения, что на девушку и ее семью оказывают давление.

Вместе с тем, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов накануне свадьбы сказал, что браки, заключаемые до 18 лет, в Чечне считаются нормой. "В Семейном кодексе есть статья, что в исключительных случаях нижний предел устанавливается региональными властями. В Чечне 17 лет, в Башкортостане - 14 лет, в Московской области - 16 лет. Есть, где нет нижнего предела", - сказал он.

Отголоски "свадебного" спора слышны до сих пор. Теперь дискуссия перешла на тему возможного многоженства и его легитимности в России. Свое мнение по этому поводу высказывают религиозные деятели, власти, общественники.

Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин увидел в полемике информационную атаку противников традиционной семьи.

"Любопытно, что те круги, которые сейчас критикуют фактически существующую на Северном Кавказе полигинию, то есть многоженство, нередко выступают за однополые браки", - сказал он порталу "Интерфакс-Религия".

По словам протоиерея, в свое время на международных мероприятиях ему приходилось сталкиваться с тем, что там выступали сторонники любых так называемых новых форм семьи, "вплоть до педофильской или включающей в себя пять-шесть человек разного пола или одного пола, а вот исламское многоженство отрицалось".

Священник предположил, что за этим стоят группы, которые хотели бы разрушить традиционную семью как явление. Хотя православие не принимает многоженство, в традиции православных христиан и в целом славянских народов брак представляет собой союз одного мужчины и одной женщины, в котором рождаются и воспитываются дети, добавил Всеволод Чаплин.

Он вспомнил о том, что в Российской Империи не препятствовали многоженству среди мусульман и существованию казыятских судов.

"В мире есть разные традиции. Как они могут ужиться в рамках одного государства и в целом современном мира - вопрос для серьезного обсуждения, в том числе на уровне законодательной власти", - сказал священник.

Споры о многоженстве подогрелись сообщениями в СМИ о том, что руководитель администрации главы Чечни Магомед Даудов предложил легализовать многоженство, объяснив это широким распространением такой практики на Кавказе.

Позже глава администрации объяснил, что никаких предложений он не выдвигал, а лишь высказал свое мнение прессе. "Когда один из журналистов по телефону спросил мое сугубо личное мнение на эту тему, я ответил, что, как частное лицо, как мусульманин не буду против такого решения, и подчеркнул, что это мое частное мнение, которое я никуда не передаю и никому не навязываю", - ответил Магомед Даудов "Интерфаксу".

Он отметил, что тем более не планирует предлагать многоженство на законодательном уровне. "Я не являюсь депутатом, не участвую в принятии федеральных законов. Для этого есть Госдума, которая в случае необходимости, изучит проблему и выразит отношение к обсуждаемому вопросу", - отметил он.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ответил журналистам, что не видел заявления Магомеда Даудова на тему многоженства, а также отказался комментировать дискуссию.

Но тема продолжила развиваться подобно запущенному маятнику.

Против многоженства высказались в комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. "В Российской Федерации легализовать многоженство нет необходимости, должна быть традиционная семья, где есть мать, отец и где есть дети, и как можно больше детей", - заявила член комитета Елена Сенаторова.

Она отметила, что есть в стране традиции народа, а есть госполитика.

В свою очередь, глава профильного комитета Елена Мизулина предложила усовершенствовать семейное законодательство. По ее мнению, государство должно защищать традиционную семью, не запрещая при этом другие виды отношений.

"В последнее время то и дело вспыхивают жаркие дискуссии по семейным вопросам: всерьез обсуждается легализация многоженства, с другой стороны - дискутируют по поводу введения уголовной ответственности за многоженство, говорят о приравнивании гражданских браков к официальным... Все это позволяет сделать вывод о назревшей необходимости проведения широкой общественной дискуссии о совершенствовании семейного законодательства", - сказала Елена Мизулина "Интерфаксу".

Существующий Семейный кодекс нуждается в реформе, потому что потребности общества со временем изменяются, считает она.

"Законодательство не должно существовать в отрыве от реальности, оно должно задавать тон. Сегодня традиционные семейные ценности - в безусловном приоритете как у государства, так и у общества. До 95% россиян - согласно опросам общественного мнения - поддерживают именно такой тип семьи", - сказала глава думского комитета, имея ввиду стандартную российскую семью.

При этом закон должен защищать традиционные ценности, не запрещая другие виды отношений, а подчеркивая преимущества традиционной семьи, отметила Елена Мизулина.

На громкую чеченскую свадьбу обратили внимание и в президентском совете по правам человека. Член СПЧ, журналист Елена Масюк в блоге на сайте СПЧ пишет о том, что предлагает рассмотреть статус первой жены Нажуда Гучигова, и законность его второго брака. По ее словам, мужем и женой полицейского и 17-летнюю девушку объявляла не сотрудница ЗАГСа, а диджей радио.

"На мой взгляд, ссылки на чеченских правозащитников, утверждающих, что все проходило добровольно и по закону, несостоятельны", - сказала Елена Масюк, обращаясь к председателю СПЧ Михаилу Федотову.

В свою очередь, Михаил Федотов еще до свадьбы в Грозном предложил подумать, как гармонизировать в России требования законодательства с национальными и религиозными традициями.

"Я считаю очень важным, что наше общество так отреагировало на историю данной свадьбы. Это говорит о том, что в нашем обществе сохранилась важность таких представлений, как девичья честь, любовь между мужчиной и девушкой, супружеская верность и т.д.", - сказал он.

Но вместе с этим он не стал отрицать, что скандальная свадьба показывает отсутствие в России ясности на права женщины, выходящей замуж. У нее, по словам Михаила Федотова, не всегда есть гарантия законного брака.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook