Террор не в поездах, а в головах

Interfax-Russia.ru – В Ростовской области взорвался вагон-ресторан поезда №33 "Владикавказ-Москва".

Произошло это в 8:25 четверга, примерно через полтора часа после того, как состав из Осетии миновал столицу Южного федерального округа – Ростов-на-Дону, а следом и столицу донского казачества – Новочеркасск. Когда локомотив проезжал 1157 километр на перегоне между станциями Персияновка и Каменоломни, машинист услышал хлопок. Глянув в зеркало обзора, он увидел пламя в районе десятого-одиннадцатого вагонов, мгновенно остановил состав и побежал к месту происшествия. Из окон вагона-ресторана валил густой дыми, сквозь который пробивались языки огня, в соседнем одиннадцатом вагоне вылетели стекла, двери, пострадала обшивка. Машинист немедленно связался с милицией, пожарными, МЧС и сообщил о случившемся.

Два пожарных расчета прибыли оперативно и погасили возгорание в течение четверти часа. Спасать людей им помогали двое сотрудников УВДТ - 22-летний Василий Прохоров и 40-летний Виталий Цыбулько (во время ЧП они как раз завтракали в вагоне-ресторане). Во многом благодаря их действиям удалось спасти пострадавших сотрудников поезда. Среди пассажиров, к счастью, жертв нет.

"Сопровождавшие состав милиционеры получили ожоги, но, несмотря на это, продолжали спасать пострадавших во время взрыва", - рассказал Interfax-Russia.ru начальник Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте Игорь Жуков. Оба сотрудника милиции вместе с еще четырьмя пострадавшими были доставлены в госпиталь Внутренних войск и больницу скорой медицинской помощи, расположенные в Новочеркасске.

Двое раненых в реанимации, состояние остальных врачи оценивают как средне тяжелое. "Уже через 20 минут раненые были на операционном столе", - отрапортовал журналистам начальник пресс-службы Внутренних войск Василий Панченков.

Двое сотрудников поезда - Елена Беломытцева и Мария Погребняк - в крайне тяжелом состоянии. Самое тяжелое состояние - у 58-летней Елены Беломытцевой: у нее обожжено 60% тела. Врачи борются за ее жизнь, оценивая шансы на спасение как 50 к 50. Некоторые издания даже поторопились объявить о смерти женщины, однако вскоре официальные лица опровергли эти сведения. "Состояние пострадавшей тяжелое, но давайте не кликать беду", - заявил руководитель пресс-службы Южного регионального центра МЧС РФ Олег Греков. Всех пострадавших скоро переведут в ожоговый центр Ростова-на-Дону. Однако без погибших, к сожалению, не обошлось. На месте пожара спасатели обнаружили обгоревшее тело 50-летнего истопника поезда Родиона Будаева.

Но что же за ЧП произошло в поезде, следовавшем из столицы Осетии в столицу России? Чтобы дать ответ на этот вопрос, к поезду №33 после тревожного сообщения машиниста прибыли сразу несколько специальных групп: комиссии РЖД и СКЖД, оперативно-следственная группа работников МВД и прокуратуры, эксперты-взрывотехники, а также сотрудники УФСБ по Ростовской области. Следователи сразу же определили, что пожар вспыхнул в результате взрыва. Как сообщил Interfax-Russia.ru представитель Южного следственного управления на транспорте СКП РФ Сергей Бойко, радиус разлета фрагментов вагона от взрыва составил 500 метров.

"В ружье" тут же был поднят Оперативный штаб Ростовской области, отвечающий за обеспечение антитеррористической безопасности. "Силы и средства Оперативного штаба в Ростовской области переведены в режим усиленного несения службы", – сообщил представитель штаба.

Вскоре однако выяснилось, что тревога оказалась ложной: дело вовсе не в терроризме, а, как нередко бывает у нас в Отечестве, виной всему – безответственность и разгильдяйство: в вагоне-ресторане взорвался газовый баллон с пропан-бутаном. "На месте взрыва не обнаружено поражающих элементов, характерных для взрывных устройств, зато найдены фрагменты газового баллона", - сообщил один из членов следственной группы. Кроме того, еще один баллон, но совершенно целый, обнаружен неподалеку от эпицентра взрыва. Существует несколько версий. Так, начальник Северо-Кавказского УВДТ Игорь Жуков сообщил Interfax-Russia.ru, что, по предварительной версии следствия, 50-литровый газовый баллон, который находился в вагоне, "был старым и подтравливал газ". Именно это с большой долей вероятности и послужило причиной взрыва.

Впрочем, есть другие предположения: например, баллон находиться в непосредственной близости от угольной печки вагона или плиты. Неясно также, где именно находился взорвавшийся баллон – в самом вагоне-ресторане или в тамбуре. Следствие не исключает, что его (вернее, их) вообще перевозил кто-то из пассажиров. Эта версия была бы наиболее удобна для руководства Российских железных дорог и СКЖД: ведь приготовление еды на газе в поездах категорически запрещено инструкциями. Как бы то ни было, уголовное дело по взрыву пока не возбуждалось. Есть даже предположение, что расследование инцидента все-таки возьмет на себя ФСБ.

Во всем этом деле есть лишь одна оптимистическая нота: последствия чрезвычайного происшествия практически не сказались на графике движения поездов. Участок дороги перекрыли менее чем на час, сразу после взрыва локомотив с шестью передними вагонами загнали на запасные пути станции Каменоломни, а семь хвостовых вагонов маневровый тепловоз отвел на станцию Персияновка. В 9:20 по московскому времени всем составам снова был дан зеленый свет. А в 10:55 продолжил свой путь по направлению к Москве и поезд №33, чтобы, как обещало руководство железной дороги, прийти в столицу точно по расписанию.

В общем, благодаря оперативным действиям вновь удалось преодолеть трудности, возникшие из-за привычного русского бардака. Который часто бывает страшнее всяких диверсий и терроризма.

Обозреватель Александр Сидоров