Убийство богослова

Interfax-Russia.ru - Теракт в доме мусульманского богослова Саида Ацаева в Дагестане совершила жена боевика, бывшая актриса театра. Прежде она не раз готовилась к подрыву, но ее планы срывались.

Убийца под маской прихожанки

Теракт на религиозной почве был совершен днем 28 августа в доме известного мусульманского ученого-суфия Саида-афанди Ацаева (аль-Чиркави).

Около 16:00 в дом духовного лидера в селе Чиркей Буйнакского района республики под видом обычной прихожанки зашла террористка-смертница. В комнате, где богослов обычно принимал посетителей, она привела в действие пояс смертника, который находился у нее под одеждой.

От взрыва на месте погиб 75-летний суфийский шейх Саид Ацаев и шестеро его прихожан, в том числе 12-летний мальчик. В этот момент в доме и во дворе богослова находилось несколько десятков человек, среди которых были как его последователи, так и родственники. Лишь по счастливому стечению обстоятельств удалось избежать большего числа жертв.

Мощность взрывного устройства, при помощи которого был убит религиозный деятель, составила 200 граммов в тротиловом эквиваленте, и оно было начинено поражающими элементами, сообщили "Интерфаксу" в Следственном комитете РФ. В свою очередь, МВД по Дагестану оценило мощность в 1-1,5 кг в тротиловом эквиваленте, говорится в сообщении на сайте ведомства.

То, что это было покушение лично на Саида Ацаева, не вызывает сомнений ни у следствия, ни у жителей Дагестана. По неофициальным данным, шейх был известен своей активной позицией и критикой экстремистов.

"Приоритетной версией убийства духовного лидера Ацаева следствие рассматривает его религиозную деятельность", - говорится в сообщении СК РФ. По факту теракта следственные органы Следственного комитета РФ по Дагестану возбудили уголовное дело по трем статьям УК РФ: п. "а, е" ч.2 ст.105 УК РФ (убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом), ч.1 ст.222 (незаконный оборот оружия), ч.1 ст.223 (незаконное изготовление оружия).

Личность террористки удалось определить по фрагментам тела, оставшимся после взрыва. В ночь на 29 августа стало известно, что смертница - 30-летняя жена одного из боевиков. "Личность смертницы удалось определить по сохранившейся оторванной взрывом голове. По предварительным данным, это жительница Махачкалы, некая Аминат Курбанова (Сапрыкина), принявшая ислам и являвшаяся женой участника бандподполья", - сообщил агентству "Интерфакс - Юг" источник в правоохранительных органах Дагестана.

Собеседник агентства также отметил, что на террористку-смертницу уже была разослана ориентировка, "поскольку известно, что она являлась женой боевика и при этом могла быть подготовлена в качестве террористки-смертницы".

По данным источника "Интерфакс-Юг" в правоохранительных органах, Аминат Курбанова прежде носила имя Алла, ее девичья фамилия - Сапрыкина. Она из русской семьи, а родители ее живут в Махачкале. Аминат неоднократно выходила замуж за боевиков.

Прежде смертница играла в театре и занималась танцами. "Попав в сферу влияния боевиков, выпускница факультета актерского мастерства Дагестанского государственного университета, бывшая актриса Русского драматического театра Махачкалы и солистка ансамбля брейк-данса Аминат Курбанова (Алла Сапрыкина - ИФ) вскоре сама оказалась в списках потенциально опасных персон", - сообщил "Коммерсанту" источник в правоохранительных органах.

Кроме того, Аминат Курбанова уже не раз готовилась к совершению теракта, но ее попытки пресекались. "Дважды нам удавалось пресечь попытки совершения теракта на стадии подготовки. Один из них был в прошлом году, когда смертница направлялась на рейсовом автобусе в Москву. Очевидно, заподозрив, что за ней осуществляется наблюдение, она сошла с автобуса в Саратове, выкинув "пояс шахида" в мусорный бак, после чего вернулась обратно в Дагестан", - сообщил источник "Коммерсанта". Террористка также была соседкой по дому и знакомой Ризвана и Муслимат Алиевых, которые совершили подрыв на посту ДПС в Махачкале 3 мая этого года.

Внутри ислама

Расследование преступления продолжается, а 29 августа было объявлено в Дагестане днем траура. В этот день проститься с шейхом Саидом Афанди на кладбище селения Чиркей пришло более 100 тысяч человек. "По предварительным оценкам, собралось до 150 тыс. человек", - сообщил агентству "Интерфакс-Юг" один из присутствовавших.

Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов поручил оказать всю необходимую помощь семьям погибших во время теракта. Он заявил в обращении к жителям республики, что "органами власти Дагестана будут предприняты все необходимые меры, чтобы преступники получили по заслугам".

"Убийство шейха Саида-Афанди Чиркейского - еще одно бесчеловечное и циничное преступление в отношении духовных авторитетов нашего общества, мужественных и незаурядных личностей, которые и сегодня являются нравственными ориентирами для всех дагестанцев", - приводятся в сообщении слова президента Дагестана.

Президент России Владимир Путин в свою очередь заявил, что террористам, несмотря ни на что, не удастся разобщить народ. "Террористы, бандиты всех мастей, какими бы идеологическими лозунгами они ни прикрывались, всегда действуют цинично, из-за угла и стремятся только к одному: посеять страх и взаимную ненависть, разобщить, а затем подчинить своему влиянию и поработить людей. Подменить истинные ценности лживой пропагандой экстремистских, агрессивных идей", - сказал президент во время вручения в Болгаре государственных наград.

При этом он подчеркнул, что ислам, как и другие традиционные религии России, "во все времена нес и сейчас несет людям вечные ценности благочестия, любви к ближнему, уважения к семье".

Представители всероссийского муфтията выразили убежденность в том, что убийство религиозного лидера не случайно было совершено в день вручения Владимиром Путиным государственных орденов вдове убитого заместителя муфтия Татарстана Валиуллы Якупова и пережившему покушение муфтию Татарстана Илдусу Файзову.

"Сколько бы ни бились в своей злобе враги ислама, сколько бы ни пытались сеять смуту, раздор и вражду между российскими мусульманами, сколько бы ни задумывали и не осуществляли взрывов, убийств, ничего у них не получится", - говорится в заявлении муфтията в связи с терактом в доме суфийского шейха.

"Есть, наверное, над чем задуматься отдельным деятелям, неустанно повторяющим, что в "России радикализма и ваххабизма нет...", - сказано также в письме муфтията.

Представители религиозной организации также подчеркнули, что шейх Саид аль-Чиркави был авторитетным исламским богословом, который ценой своей жизни отстаивал традиционный ислам в России. "Двери в дом шейха были открыты для всякого жаждущего встретиться с учителем, побеседовать с ним, получить ответы на свои вопросы, напитаться знаниями, найти утешение. Ведь и террористка-смертница, совершившая чудовищный акт подрыва, смогла свободно войти в этот дом", - заявили в муфтияте.

В настоящее время у Дагестана есть предпосылки для беспокойства за своих духовных лидеров, считает исламовед Роман Силантьев. "Видимо, террористы считают, что, убив Саида Чиркейского, они сделали контрольный выстрел в голову традиционного ислама", - заявил исламовед порталу "Интерфакс-Религия".

Тем не менее, по его мнению, власти могут переломить ситуацию и спасти духовных лидеров Дагестана - в первую очередь, муфтия Ахмада Абдуллаева и его супругу.

"Необходимо прекратить предательскую практику переговоров с террористами и начать против них тотальную войну, особое внимание уделив уничтожению их пособников", - считает исламовед.

По его оценке, последние месяцы стали тяжелым периодом новейшей истории для традиционных мусульман России. "Убийства Валиуллы Якупова и Саида Чиркейского - двух ведущих богословов страны, противостоявших идеологии салафизма-ваххабизма, стали самым сильным, но не единственным ударом по крупнейшим мусульманским организация страны - Казанскому муфтияту и Координационному центру мусульман Северного Кавказа. Ранее тяжелые потери понес и Всероссийский муфтият", - отметил Роман Силантьев.

Еще одна версия убийства шейха - противостояние приверженцев разных течений внутри ислама. Такое предположение высказал "Новым известиям" заместитель председателя Совета муфтиев России Фарид Асадуллин. Он также не исключает, что это может быть "провокация со стороны спецслужб".

Фарид Асадулин выдвинул еще одну версию убийства религиозного деятеля: "внешний след" - стремление арабских сил "оторвать Кавказ от России и создать Кавказский эмират".

Всеобщее осуждение

Преступники, убившие республиканского мусульманского лидера, непременно должны быть найдены и уничтожены, заявил президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. "Органами власти Республики Дагестан, правоохранительными структурами предпринимаются все необходимые меры для того, чтобы преступники получили по заслугам. Этого требует общество, этого требуем мы. Это необходимо! Надо найти тех, кто организовал это все, тех, кто таким образом толкает народ на бесчеловечные акции. Надо найти и уничтожить. Другого выхода у нас нет", - сказал он во время заседания Совета безопасности республики.

Президент также предложил создать во всех населенных пунктах республики отряды самообороны - дружины из молодых людей, которые должны будут охранять территорию и наказывать бандитов и террористов. "Все, что для этого необходимо - организационно и материально - мы должны сделать. И деньги, и все необходимое для этого мы должны найти", - заявил Магомедов.

В поддержку традиционной религии и с осуждением действий террористов выступили также правозащитники - организация "Мемориал" призвала правоохранительные органы эффективно расследовать убийство Саида Ацаева. "Все причастные к этому теракту должны понести суровое наказание согласно законам России", - говорится в заявлении "Мемориала", поступившем в "Интерфакс".

"Мемориал" призывает всех, кому дорого будущее Дагестана и всей России, не поддаваться на провокации. "Мы призываем всех жителей республики, независимо от того, какие убеждения они исповедуют, жестко осудить терроризм", - говорится в заявлении "Мемориала".

Вице-спикер Государственной Думы, руководитель фракции "Единая Россия" Андрей Воробьев в свою очередь считает, что теракт в доме богослова - попытка еще сильнее дестабилизировать ситуацию, но она обречена на провал. Андрей Воробьев отметил, что "каких бы целей ни пытались добиться своими действиями бандиты или просто "религиозные хулиганы", попытки дестабилизировать ситуацию в обществе на религиозной почве обречены на провал, а наказание - неотвратимо".

В течение суток после убийства духовного лидера мусульмане высказали множество соболезнований и выдвинули немало версий о том, что послужило мотивом преступления. Начали даже поговаривать, что недалеко до гражданской войны в Дагестане. Так, например, глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин считает, что смерть Саида Ацаева может привести к кровопролитной междоусобице.

"Большая сила, мудрость, богобоязненность сегодня нужны дагестанскому народу, чтобы удержать ситуацию в правовом русле, предотвратить кровопролитную гражданскую войну, не позволить раздорам расколоть дагестанское общество", - говорится в заявлении муфтия, опубликованном на сайте Духовного управления мусульман европейской части России.

Равиль Гайнутдин также опасается возможного свертывания "начавшегося процесса внутримусульманского диалога".

В ответе за религию

Саид Ацаев (Саид-афанди Чиркейский) родился в 1937 году в дагестанском селе Чиркей. После окончания 7 класса он начал работать пастухом, чтобы обеспечивать семью, так как рано скончался его отец. Затем в течение трех лет Саид служил в армии в городе Каунас, а после вновь работал чабаном.

В возрасте 32 лет, работая на Чиркейской ГЭС, начал изучать исламские науки, труды алимов и суфийских шейхов. Своим первым духовным наставником шейх Саид-Афанди считает Абдулхамид-афанди из селения Инхо.

По версии портала "Интерфакс-Религия", Саид Чиркейский был одним из самых известных и влиятельных суфийских шейхов накшубандийского и шазалийского тарикатов в Дагестане.

В последние годы в России на служителей традиционного ислама неоднократно покушались и нападали, и чаще всего это происходило в регионах Северного Кавказа.

Так, 1 ноября 2010 года застрелили имама одной из городских мечетей Хасавюрта Басира Салахгереева. Спустя полтора месяца, 15 декабря того же года, стало известно об убийстве в Нальчике председателя Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева. Накануне гибели он принимал участие в круглом столе представителей общественности Кабардино-Балкарии, посвященном всплеску национализма в Москве и регионах.

В апреле 2011 года в селе Ясная Поляна Кизлярского района Дагестана убили имама Магомеда Сайпулаева. По данным Национального антитеррористического комитета, религиозный деятель осуждал деятельность бандформирований, и в связи с этим ему угрожали.

7 июня прошлого года в Махачкале застрелили ректора Института теологии и международных отношений Максуда Садикова и его племянника Залимхана Мусаева. Садиков был известным в Дагестане общественным и религиозным деятелем, ярым сторонником запрета ваххабизма. Он активно работал над совмещением светского и духовного образования в исламских учебных заведениях.

27 октября 2011 года в Табасаранском районе Дагестана убили известного религиозного деятеля Сиражутдина Исрафилова, больше известного как шейх Сиражутдин Хурикский. Он считался одним из самых авторитетных религиозных деятелей накшбандийского тариката ислама (одно из течений в суннитском исламе) в Дагестане, имел, по разным данным, от нескольких сот до нескольких тысяч последователей - мюридов.

13 февраля 2012 года убили заместителя муфтия Ставропольского края Курмана Исмаилова.

19 июля этого года в Казани ранили муфтия Татарстана Илдуса Файзова, а начальника учебного отдела Духовного управления мусульман региона Валиуллу Якупова убили. Машину муфтия взорвали, а по Якупову неизвестные открыли огонь в тот момент, когда он выходил из собственного дома. От тяжелых ранений заммуфтия скончался на месте. Среди версий покушения - профессиональная деятельность лидеров ДУМ.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".