Зоны под сокращением

Interfax-Russia.ru – Восемь особых экономических зон упразднили в РФ, двум сократили площади. Остальные ОЭЗ переходят в ведение регионов.

Зоны под сокращением
Фото сайта российских ОЭЗ

Не оправдали ожиданий

В конце сентября правительство РФ досрочно прекратило работу восьми особых экономических зон (ОЭЗ). Территории с особыми финансовыми преференциями для инвесторов начали создаваться в стране с 2006 года. Они находились под федеральным управлением, получая на развитие финансирование из бюджета.

К началу 2016 года в России существовало 33 ОЭЗ четырех типов: промышленные, технологические, логистические и туристско-рекреационные. Последних было большинство – 15. Власти регионов активно лоббировали их создание, делая ставку на развитие за счет ОЭЗ экономики своих территорий. Однако, именно эти ОЭЗ после проведенного анализа показали себя наименее эффективными.

Согласно закону об ОЭЗ, допускается досрочное прекращение существования зон, на территории которых в течение трех лет с даты создания не заключено ни одного соглашения и резидентами которых в течение трех лет подряд не велась деятельность.

Минэкономразвития, проанализировав работу всех ОЭЗ, выявило, что на территориях в Ставропольском, Хабаровском, Приморском и Краснодарском краях, Мурманской области, республиках Адыгея и Северная Осетия до сих пор не зарегистрировался ни один резидент, а резиденты в Республике Алтай туристско-рекреационную деятельность не ведут.

Таким образом, правительство закрыло шесть зон туристско-рекреационного типа (четыре из которых на юге России) и две портовые зоны.

О том, что максимальный риск закрытия среди действующих в России особых экономических зон был именно у специализирующихся на туризме, летом этого года сообщал замглавы Минэкономразвития Александр Цыбульский.

"В максимальной зоне риска находятся зоны туристско-рекреационные, потому что они пока, за исключением, может быть, зоны "Завидово" (в Тверской области - ИФ) - самой молодой, но самой перспективной, - конечно, развиваются недостаточно эффективно", - говорил замминистра.

Между тем, как отмечал "Интерфаксу" источник в органах власти одного из сибирских регионов, закрытие должно было коснуться только тех зон, которые отказались брать на баланс регионы.

"Сокращают только те ОЭЗ, строительство которых не началось, и по тем территориям, которые отказываются подписать соглашения на новых условиях - на перевод их в региональную собственность", - объяснял он.

Источник пояснил, что не все регионы готовы брать такие зоны на баланс, поскольку это накладывает на них дополнительные обязательства, связанные с эффективностью работы ОЭЗ.

Под "сокращение", кроме восьми названных выше, попадали еще две туристические зоны: всего Минэкономразвития хотело упразднить 10 подобных территорий в РФ. Однако правительство решило еще две не ликвидировать, а лишь уменьшить в размерах, сообщил журналистам Александр Цыбульский.

"Мы предлагали сократить территорию двух ОЭЗ на Байкале - в Бурятии и в Иркутской области. В Иркутской области было два участка. Тот участок, который был недалеко от Иркутска, не заработал, там не было инвесторов. А вот в Байкальске, где гора Соболиная, ОЭЗ активно развивается, там перспектива есть. В Бурятии мы закрыли все площадки, где не было инвесторов, оставили только две площадки - "Пески" и "Турка", там инфраструктура построена, и они полностью готовы к приходу инвесторов, но нужны дополнительные действия региональных властей по их привлечению", - сказал замминистра.

При этом, как отмечал чиновник, интерес инвесторов, в том числе европейских, к российским ОЭЗ по-прежнему есть, несмотря на санкции.

"У нас есть актуальные заявки от компаний из некоторых европейских стран - из Бельгии, Австрии, Германии, даже есть один крупный инвестор из США. Думаю, на ближайших заседаниях экспертных советов эти проекты будут рассмотрены. За последние два года в ОЭЗ пришли порядка 30 иностранных инвесторов, в том числе из Европы и США. В основном интерес к промышленно-производственным зонам", - говорил Александр Цыбульский в августе.

По его словам, компания ОАО "Особые экономические зоны" в стратегии проекта развития ОЭЗ "сохраняет свое существование, но сильно переформатирует свою сущность".

"Если на сегодняшний день компания в основном занималась строительством объектов инфраструктуры и катастрофически недостаточно занималась самой стратегией развития ОЭЗ, то сейчас после передачи полномочий планируем полностью поменять этот подход - строительство объектов инфраструктуры будет финансироваться через бюджеты субъектов через целевые субсидии, а ОАО "ОЭЗ" будет сильно сокращено, но останется в виде проектного офиса, по сути реализующего стратегию развития и продвижения ОЭЗ в РФ и за рубежом", - пояснил замминистра.

Он также рассказал, что заявки на создание ОЭЗ продолжают поступать, и есть вероятность, что в 2017 году они могут быть созданы. "В основном заявки из регионов Центральной России, и речь идет в первую очередь о промышленно-производственных зонах", - уточнил он.

Вместе с тем, на ближайшие годы федеральный бюджет не предполагает финансировать особые зоны. Они смогут рассчитывать лишь на оставшиеся из неиспользованных ранее средств.

"В проекте бюджета на 2017-2019 годы денег на ОЭЗ не предусмотрено, но у нас еще есть остатки на счетах ОАО "ОЭЗ", которые, по нашим ощущениям, дадут возможность в ближайшие два года достроить инфраструктуру. На конец года, думаю, будет оставаться 6-7 млрд рублей", - сказал Александр Цыбульский.

Новые ОЭЗ будут появляться в России по другому принципу: теперь управление площадками изначально будет создаваться на уровне регионов.

Исключение для гор

В отличие от остальных ОЭЗ, которые теперь управляются субъектами, туристско-рекреационные зоны Северного Кавказа в порядке исключения сохранят федеральный принцип управления, сообщил во время международного инвестфорума "Сочи-2016" министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов.

Зоны на Северном Кавказе объединены в туристический кластер под управлением АО "КСК". При этом, главы регионов тоже будут отвечать за достижение ОЭЗ заявленных показателей эффективности, отметил Кузнецов.

"Это объясняется тем, что принцип реализации проекта туристического кластера на территории ОЭЗ, большинство из которых находятся в сегменте горнолыжного отдыха, требует очень серьезной синхронизации и взаимосвязанности инвестиционной и технической политики, стратегии привлечения инвесторов и механизмов их поддержки", – объяснил он.

По его словам, благодаря координации проекта из центра сохраняется возможность четкого целевого сегментирования курортов Северного Кавказа и отсутствия конкуренции между горнолыжными комплексами.

"У нас есть Эльбрус – действительно, туристическая жемчужина России, международный курорт. Есть "Архыз", пока курорт общероссийского уровня, но потенциально способный быть курортом международного масштаба. Плюс площадки локального масштаба", – напомнил министр.

Опустив управление на региональный уровень, достичь поставленного результата было бы трудно, добавил глава Минкавказа. "А главный результат для нас – то, что количество туристов, приезжающих на Северный Кавказ, за эти годы увеличилось на десятки тысяч туристов", – заключил Лев Кузнецов.

Вместе с тем, другие площадки на территории СКФО, которые лишились статуса ОЭЗ, в будущем все-таки продолжат развитие. Регионы продолжат их использовать для реализации промышленных, сельскохозяйственных и других проектов.

Так, КСК направит все внимание на активное развитие площадок "Архыз", "Эльбрус" и "Ведучи", которые станут локомотивами горнолыжного туризма в СКФО. Кроме того, с участием крупных якорных инвесторов продолжат развиваться всесезонный туристско-рекреационный комплекс "Матлас" в Дагестане и ВТРК "Армхи" и "Цори" в Ингушетии.

По словам генерального директора КСК Олега Горчева, эти туристско-рекреационные ОЭЗ станут для компании приоритетными площадками в рамках следующего этапа проекта.

По данным Минэкономразвития, с 2006 по 2015 год в особые экономические зоны России пришло более 400 инвесторов, из них около 80 зарубежные, из 29 стран. Объем налоговых и таможенных льгот зон за все время составил 22,6 млрд руб.

Очередные итоги работы ОЭЗ Минэкономразвития планирует подвести через два года. После новой оценки эффективности их работы появятся очередные решения о дальнейшей работе зон.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook