Екатеринбург. 22 января. ИНТЕРФАКС-УРАЛ - Оптимизация бюджетных расходов на фоне увеличения дефицита может коснуться ряда инвестиционных направлений госучреждений, однако, новые реалии экономики могут дать стимул этим самым учреждениям развивать деятельность, которая будет приносить доходы.
Такое мнение в беседе с "Интерфаксом" выразила декан факультета экономики и менеджмента Уральского института управления - филиала РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Елена Качанова.
"Бюджеты развития в условиях дефицита будут формироваться только в случае крайней необходимости. Но, с другой стороны, данная ситуация должна стимулировать государственные учреждения сфер социальной политики, образования, культуры и другие - развивать деятельность, приносящую доходы, в том числе, через расширение ассортимента и качества государственных услуг для различных слоев и групп населения", - сказала эксперт.
Как сообщалось, дефицит бюджета на 2021 год Свердловской области установлен на уровне 40,6 млрд руб., или 12,7% расходов. В 2020 году дефицит составлял 29,4 млрд руб., или 9,7% расходов.
В целом, по словам Качановой, увеличение запланированного объема дефицита бюджета "вряд ли существенно скажется на жизни свердловчан", так как все запланированные расходы по оказанию госуслуг в регионе будут профинансированы, в том числе, касающиеся сфер соцзащиты и соцобслуживания отдельных групп населения, образования и другие.
Однако, отмечает эксперт, "рациональная экономия бюджетных средств - это новая экономическая нормальность 2021-2023 годов".
"Субъекты экономической деятельности региона должны постепенно выходить из рецессии, наращивая темпы экономического роста в условиях изменения структуры мировой, национальной и региональной экономик", - пояснила Качанова.
Последствиями столь значительного увеличения дефицита бюджета региона в краткосрочной и долгосрочной перспективах при этом может привести к росту долговых обязательств области. Но помимо отрицательных последствий заимствований (заемные средства нужно ежегодно обслуживать и погашать в установленные сроки), такая практика имеет и положительные черты. "С их помощью можно финансировать долгосрочные затратные проекты, актуальные для большинства населения или экономических субъектов региона. В мировой практике примеров таких примеров достаточно", - сказала Качанова.
"Возможно, облигации регионального займа будут доходны и ликвидны, войдут в устойчивую финансовую модель посткоронавирусного кризиса для юридических и физических лиц Свердловской области", - добавила она.
По ее словам, безусловно, свердловские власти предпримут "все меры оптимизации дефицита бюджета в процессе его исполнения". Так, среди возможных путей уменьшения объема дефицита бюджета - мобилизация возможных неналоговых доходов от использования имущества в собственности области, привлечение целевых межбюджетных трансфертов от федбюджета и безвозмездных поступлений от организаций для реализации социально-значимых проектов на территории региона.
В целом, отмечает Качанова, ситуация с бюджетом Свердловской области описывает ситуацию по бюджетам субъектов РФ в целом, ведь внешние социально-экономические условия одинаковы для всех регионов. Однако отличительная особенность области заключается в том, что это регион с развитой промышленной базой, специализирующийся на черной и цветной металлургии, горнодобывающей промышленности, тяжелом машиностроении, с высоким налоговым и экспортно-ориентированным потенциалом.
"Доля собственных (налоговых и неналоговых) доходов областного бюджета запланирована в объеме - 83,1%, тогда как доля безвозмездных поступлений - 16,9% (в 2020г. 88,4% и 11,6%, соответственно). Все это позволяет надеяться, что наш регион более "мягко" перенесет проблемы роста дефицита бюджета", - подчеркнула эксперт.