Эксклюзив 30 декабря 2021 г. 09:45

Директор по продажам "Зульцер Турбо Сервисес Рус" Сергей Прытков:

"В 2021г мы увеличили количество заказов примерно на 25%, в 2022г увеличение составит еще порядка 15%"

"В 2021г мы увеличили количество заказов примерно на 25%, в 2022г увеличение составит еще порядка 15%"
Фото пресс-службы "Зульцер Турбо Сервисес Рус"

"Дочка" швейцарской Sulzer ООО "Зульцер Турбо Сервисес Рус" 10 лет занимается сервисным обслуживанием газотурбинных установок в России. За это время компания полностью локализовала компетенции по их обслуживанию, а также создала в Екатеринбурге первый в России центр восстановления деталей горячего тракта энергетических газовых турбин Siemens, General Electric и других производителей. Какую долю рынка заняла "Зульцер Турбо Сервисес Рус" за 10 лет, с какими сложностями столкнулась в период пандемии, а также о планах дальнейшего развития компании и перспективах отрасли в целом в интервью "Интерфаксу" рассказал директор по продажам "Зульцер Турбо Сервисес Рус" Сергей Прытков.

- Сергей Павлович, в этом году компании "Зульцер Турбо Сервисес Рус" исполнилось 10 лет. Что вы можете сказать о работе столь узкоспециализированной компании в России?

- У нас действительно очень узконаправленный вид деятельности и свои особенности работы. Десять лет мы обслуживаем такой крайне непростой продукт, как газотурбинные установки (ГТУ). Технологически ГТУ является очень сложным оборудованием, их проектируют для работы на десятилетия вперед. Ответственность очень высокая, так как от бесперебойной работы газовых турбин зависят такие жизнеобразующие отрасли как нефтегазовая, энергетическая и коммунальная. При этом последняя в нашей стране заслуженно соревнуется в важности с упомянутыми первыми двумя, особенно в зимний период.

- Как на работе компании и отрасли в целом отражаются санкции? Какие плюсы, какие минусы видите в них?

- К счастью, напрямую нас это особо не коснулось. Российский рынок является одним из стратегических направлений для швейцарских компаний, ведь не случайно Швейцария входит в первую десятку стран по объему инвестиций в нашу страну. Отмечу, что она не ввела санкции против России, однако приняла меры для того, чтобы ее территория не использовалась для обхода международных санкций. Поэтому тот факт, что мы являемся "дочкой" швейцарской компании, по сути, нас поддержал в условиях санкций, так как вести бизнес на территории России компания не прекратила. Помимо этого, она однозначно намерена продолжать его здесь и дальше.

Понятно, что в целом ситуация с санкциями оказала влияние на наш бизнес - существенное снижение курса рубля привело к удорожанию импортируемых материалов. Но здесь мы находимся в одинаковых условиях с остальными игроками на рынке. Хотя, безусловно, ощущается и позитивное влияние. Сложности мотивируют нас и к развитию, и к поиску новых решений, и к движению вперед. Так, в 2016 году, через два года после введения санкций, мы открыли в Екатеринбурге первый в России Центр восстановления деталей горячего тракта газовых турбин. К 2018 году закончили передачу технологий восстановления лопаток газовых турбин в наш центр, завершили обучение сервисного персонала обслуживанию основных типов газовых турбин. Потому теперь проводим полевые инспекции собственными силами практически без привлечения иностранных коллег.

- Каких результатов добились благодаря такому решению?

- К 2019 году наш сервисный центр вышел на плановые мощности, а "полевые" специалисты выполнили поставленные KPI. В нашем портфеле сегодня контракты на сервисное обслуживание ГТУ крупнейших энергетических компаний России: "Газпром энергохолдинг", "Т Плюс", ТГК-2 и другие. Мы также планируем продолжить наше сотрудничество с Группой компаний "Интер РАО" и "Сибирской генерирующей компанией". Поэтому санкции безусловно сделали российский рынок более сложным, но при этом и ускорили его дальнейшее развитие.

- Как на компании и отрасли в целом отразились последствия пандемии? На ваш взгляд, когда экономика вернется в доковидное состояние?

- Наша узкая сфера деятельности позволяет сохранять заказчиков и удерживать позиции на рынке сервисного обслуживания ГТУ. Пандемия явилась внезапным форс-мажорным обстоятельством не только для нас, но и для всего мира. Для сотрудников "Зульцер Турбо Сервисес Рус" коронавирус представляет такую же угрозу, как и для всех остальных. Но в нашем случае останавливать обслуживание установок было невозможно, так как от их постоянной работы зависят целые отрасли и благополучие большого числа людей. Поэтому первоочередными задачами, стоявшими перед компанией, были обеспечение безопасности специалистов на местах и выполнение взятых на себя обязательств перед заказчиками. Главное, что все эти меры позволили нам выполнить обязательства по всем имеющимся контрактам.

При всем этом пандемия ускорила процесс локализации технологий по сервисному обслуживанию и восстановлению компонентов турбин. Это стало большим плюсом и для нас, и для экономики страны в целом. Мы и дальше планируем придерживаться стратегии по расширению собственных технологических компетенций.

Не хотел бы делать прогнозов по срокам возвращения экономики в доковидное состояние. Варианты борьбы с вирусом найдены, и это дает надежду на светлое будущее. Но, как мы все видим, вирус пока не повержен.

- Сейчас многие компании испытывают сложности с комплектующими. Вас коснулась эта проблема?

- Определенный стратегический запас частей ГТУ у нас есть. Также у нас есть возможность использовать склад нашего европейского подразделения. Однако сегодняшняя ситуация с пандемией показывает, что необходим более масштабный запас, наряду с локализацией технологий, для обеспечения реальной энергобезопасности. Поэтому сейчас мы предпринимаем шаги по его расширению по всем типам ГТУ из нашего портфеля.

- У каждой компании есть свои пакеты модернизации ГТУ. Какие основные модернизационные решения для увеличения срока эксплуатации и эффективности ГТУ применяются в ваших центрах?

- Модернизация оборудования обеспечивает выполнение ряда задач: повышение КПД, производительности, надежности, долговечности, снижение стоимости эксплуатации. Иногда они противоречат друг другу. Вы же знаете известную дилемму: быстро, качественно, дешево. Это всегда компромисс. Поэтому мы прежде всего согласовываем с заказчиком цели модернизации. В основном мы делаем упор на восстановление и продление срока службы компонентов газовых турбин. Конечно, в нашем портфеле имеются и пакеты, позволяющие увеличить мощность и КПД турбин, но такие пакеты имеют ограниченное применение. Это связано как с их высокой стоимостью, так и с тем, что такая модернизация очень часто требует и замены вспомогательного/сопутствующего оборудования.

- Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции развития сервиса ГТУ в России? Какая доля у вашей компании и какую планируете получить через год-два?

- Рынок сервисных услуг в значительной степени зависит от роста выработки электроэнергии и текущего состояния оборудования. Ветшающее и стареющее энергетическое оборудование предполагается модернизировать, чтобы повысить общий КПД и продлить срок службы. Эта тенденция предполагает углубленное техническое обслуживание и сервисные работы для ГТУ.

Выделю несколько тенденций. Первая - увеличение уровня локализации производства газовых турбин зарубежных марок. Несколько лет назад на территории России были созданы производственные мощности компаний Siemens и GE, где выпускаются, в частности, энергетические турбины большой мощности SGT5-2000E ("Сименс Технологии Газовых Турбин") и Frame 6FA ("Русские Газовые Турбины"). Помимо этого, увеличивается степень локализации сервиса газовых турбин. В пример могу привести наш Центр восстановления деталей горячего тракта в Екатеринбурге, где начали восстанавливать детали горячей части газовых турбин основных типов, работающих в России (Siemens V94.2, GE 6FA, Ansaldo 64.3A). Вторая - расширение компетенций производителей оборудования в области обслуживания ГТУ не только собственного производства, но и других изготовителей.

Если говорить про объемы российского рынка сервисных услуг по газовым турбинам из нашего технологического портфолио, то такой рынок я оцениваю в 8-10 млрд рублей в год. Что касается доли компании на указанном рынке сервисных услуг ГТУ, то она составляет примерно 20-25%. Думаю, что в течение ближайших двух лет мы сохраним эти показатели. Если говорить о чуть более долгосрочной перспективе, то в диапазоне 3-5 лет, уверен, у нас будут возможности увеличить долю на традиционном рынке за счет турбин ГТЭ-160, а также расширить рынок за счет диверсификации наших компетенций.

- Рассматриваете ли выход на внешний рынок?

- На данный момент таких планов нет. В настоящее время зарубежный рынок обслуживает наше европейское подразделение.

- Какая на сегодня ситуация с производством частей для ГТУ? Какова себестоимость вашей продукции и как она изменилась в период пандемии?

- Для тех турбин, которые обслуживает "Зульцер Турбо Сервисес Рус", практически все основные компоненты изготавливаются компанией Sulzer. Объем рынка по поставке частей для ГТУ, который занимает "Зульцер Турбо Сервисес Рус", составляет примерно 20-25%. В период пандемии, к сожалению, цены на сырьевые материалы выросли и продолжают расти во всем мире, поэтому и себестоимость производства компонентов увеличилась.

- Есть сложности со специалистами? Привлекаете иностранных или достаточно своих?

- Как я уже говорил, мы стремимся к локализации как сервисных, так и интеллектуальных мощностей, к которым я отношу в том числе профессионализм наших сотрудников. Рынок сервисных специалистов для обслуживания ГТУ достаточно специфичен. Непреодолимых сложностей со специалистами нет, но найти профессионала на рынке непросто. Поэтому мы предпочитаем развивать компетенции и растить своих собственных специалистов. Наши сотрудники проходят постоянное обучение, повышая свою квалификацию. Но, безусловно, есть ситуации, по которым мы консультируемся с нашими европейскими коллегами и привлекаем их к работам в случае такой необходимости. Это нормальный рабочий процесс.

- Планируете расширять объем существующих работ? Какие новые направления думаете осваивать в ближайшей перспективе? В более долгосрочной?

- Если говорить о динамике, то в 2021 году мы увеличили количество заказов примерно на 25% в сравнении с 2020 годом. И планируем, что в 2022 году увеличение составит еще порядка 15%.

В ближайшей перспективе мы планируем развивать наши компетенции по традиционным машинам, предлагать заказчикам модернизационные пакеты, которые позволят повысить надежность и долговечность работы агрегатов, а также сократить удельные затраты на обслуживание ГТУ. В более долгосрочной перспективе мы задумываемся о расширении наших компетенций не только по стационарным газовым турбинам, но и по авиапроизводным.

- Хотелось бы завершить общение вашими прогнозами как эксперта - по экономической ситуации в целом и конкретно по отрасли.

- Думаю, правильным будет оставить экономические прогнозы экономистам. Что касается развития отрасли, у российской энергетической отрасли всегда были и сохраняются гораздо большие возможности по сравнению с остальным миром. Нашей стране повезло в плане сырья и материалов. К сожалению, мы не всегда умеем правильно распорядиться тем, что имеем, и выработать сильную стратегию на годы вперед. Жизнь сейчас меняется стремительно. Научные прорывы во всех областях следуют один за другим. Меняется политическая среда. Долгосрочное планирование становится сложнее. И мы видим на примере Европы, к чему приводит поспешный отказ от традиционных источников энергии. Я сторонник новых и "зеленных" технологий, но считаю, что переход к ним должен быть постепенным, хорошо продуманным и подготовленным. Именно это, как я это вижу, и пытаются сделать сейчас в России. В то же время, в России сегодня проектируются и изготавливаются газовые, паровые, гидравлические турбины, котлы и атомные энергоблоки. Все они относятся к традиционным генерирующим мощностям. Поэтому мы смотрим в будущее с оптимизмом.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще